Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса в Дзен

«Стратеги» Ту-160 спрятали на Чукотке. Следующий удар Киев нанесёт из Берингова пролива?

Промедление в постройке капониров превратило авиацию из грозного оружия в проблему

18207
На фото: стратегический ракетоносец Ту-160.
На фото: стратегический ракетоносец Ту-160. (Фото: ТАСС/Дмитрий Рогулин)

Россия перебросила стратегические бомбардировщики Ту-160 с авиабазы в Энгельсе на аэродром под Анадырью — на Чукотке. Об этом пишут СМИ со ссылкой на спутниковые снимки, опубликованные изданием Military Watch Magazine. На них можно ясно различить силуэты двух «стратегов», стоящих на открытой площадке.

По мнению издания, причиной передислокации стала массированная атака, которую провел Киев на аэродромы российской стратегической авиации 1 июня, среди целей которой была также и авиабаза в Энгельсе. Хотя споры об ущербе продолжаются, делать вид, что ВС РФ почти ничего не потеряли и нам всё равно, наверное, неправильно.

Ту-160 оснащены крылатыми ракетами Х-101 с дальностью 5,5 тысячи километров и потому бомбардировщики смогут наносить удары по Украине, даже базируясь на севере. Поскольку боевой радиус Ту-160 — свыше 7 тысяч километров, максимальная дальность поражения цели — 12 тысяч километров. Добьёт и до Берлина, и до Лондона.

Читайте также
Рельсовая война: Укрзалізниця должна гореть и взрываться от Карпат до Харькова Рельсовая война: Укрзалізниця должна гореть и взрываться от Карпат до Харькова Диверсанты ГУР взрывают нашу «железку» почти каждый день. Где ответка?

В случае применения Ту-160 по незалежной с Чукотки, России помогает сама её география. Бомбардировщику нет нужды лететь параллельно Транссибу — кратчайший путь пролегает над Восточно-Сибирским морем, Северной Землей, Карским морем, Новой Землей, Архангельском и т. д. (бить по Лондону и вовсе удобнее через Северный полюс).

Вот только расход топлива при подобных арктических «вояжах» всё равно окажется существенно выше, чем если бы «стратеги» поднимались в воздух с аэродрома в Саратовской области. Одна заправка Ту-160 — это 110 тонн авиационного топлива Т-8. Согласно открытым данным, такое количество керосина может стоить 8−12 млн рублей.

Таким образом, вылеты с Чукотки станут буквально «золотыми». Поскольку речь идёт о регулярных ударах (Мединский вообще готов «воевать» с Украиной 20 лет, как со Швецией когда-то), дополнительные траты на топливо станут постоянной статьей расходов. Не дешевле ли было построить в Энгельсе укрытия и не таскать Ту-160 по стране?

Нейросеть DeepSeek оценивает расходы на строительство простых бетонных укрытий для Ту-160 в 50−100 млн рублей, усиленных — в 150−300 млн, высокозащищённых — против ядерного удара — в 500 млн рублей. (Почему следует доверять в этом вопросе китайской нейросети? Потому что в КНР построили 400 технологичных гаражей для своих самолётов).

То есть за стоимость топлива на 5−10 вылетов (!) одного «стратега» можно было построить ему укрытие от дронов в Энгельсе. Или на авиабазе «Оленья», которую атаковали украинские дроны, или в Иркутской области — везде, где на четвёртый год СВО по какой-то неведомой причине их нет. И эти укрытия потом служили бы авиации десятилетиями.

О причинах авторитетно порассуждал Александр Руцкой — сам бывший военный лётчик, не потерявший, кстати, в Афганистане в своём полку ни одного пилота:

«Наши старые капониры, из моих времен, выходят из строя, потом было их перемещение с аэродрома на аэродром, реформы. А новые делать не хотят. У нас были военные округа, которые этим, в частности, занимались, а потом их расформировали и всех их командующих. Сердюков их поснимал с должностей».

Капониры для «стратегов» не появились несмотря на то, что новый — вслед за Сердюковым, министр обороны Шойгу ещё за год до начала СВО на коллегии ведомства, говорил о плане возведения более 300 укрытий. Это, мол, защитит самолеты «от огневого воздействия». Интересно, где в тот момент находился куратор военной стройки Тимур Иванов?

Бросать камни в военных, конечно, легко. Строительство укрытий всё же велось, но только для обычной боевой авиации. Есть версия, что стратегические бомбардировщики укрыть от пристального взгляда из космоса не позволял и не позволяет договор России и США о контроле стратегических наступательных вооружений СНВ-3.

Статья X этого договора действительно обязует стороны не применять маскировку своих ядерных сил. Однако запрет не распространяется на укрытия для защиты от атмосферных явлений. Что мешало РФ уберечь «стратеги» от града, величиной с кулак, пробивающего крыло самолёта насквозь? А значит, и от дронов ВСУ.

Но главное в том, что Москва приостановила своё участие в договоре ещё в феврале 2023 года. Путин назвал причиной этого решения участие стран Запада в планировании Украиной ударов по базам стратегической авиации России. После такого дипломатического демарша нет ничего более логичного, чем возвести укрытия и для бомбардировщиков.

Выходит, понимание угрозы было и есть, а действий, направленных на её устранение — увы. Означает ли это, что сейчас, когда атака на аэродромы уже случилась, меры будут предприняты? Тем более, что буквально сегодня глава СБУ Малюк, признав, что подготовка действительно велась в Челябинске, пообещал новые креативные атаки на Россию.

То есть на Чукотке ситуация с авиабазами под Мурманском и Иркутском может повториться. Да, Анадырь существенно дальше от границы с Украиной, чем уже атакованные объекты, но на то и СБУшная хитрость, чтобы преодолевать препятствия. Возможно, наши устроили засаду на трассе «Колыма» в ожидании фур с дронами, но Киев может пойти другим путём.

Читайте также
«Челябинский след» в операции «Паутина»: Склад, фуры, дроны, тату-салон - все сходится «Челябинский след» в операции «Паутина»: Склад, фуры, дроны, тату-салон — все сходится Беспилотники, атаковавшие военные аэродромы, собирали «для нужд СВО»

Каким? Например, атаковать бомбардировщики на аэродроме не с запада, а с востока — с моря, со стороны Берингова пролива. Запустить смертоносные беспилотники с борта судна, которое будет находиться в нейтральных водах. Это будет труднее — расстояния там побольше, но вряд ли такое в принципе невыполнимо.

Судно может быть как военное, так и гражданское. О намерении Киева атаковать российские военные корабли в северной части Тихого океана с помощью беспилотников, спрятанных в грузовых контейнерах писала Washington Post. Если корабли-матки дронов уже в океане, их можно оперативно направить в район Анадыря — сменить цели.

По сути, речь идёт технологиях, ранее обкатанных на российском Черноморском флоте. Как известно, с начала СВО противник вывел из строя немало кораблей. Ракетами и дронами. В частности, вражеские беспилотные катера (БЭКи) отправили на дно 1 патрульный корвет, 1 десантный корабль, 1 ракетный и 2 десантных катера.

Создавая угрозы повсеместно и регулярно, украинская сторона вынудила Черноморский флот рассредоточиться по гаваням Феодосии, Новороссийска и даже Абхазии.

А когда корабли прячутся, им становится не до атакующих действий, И хотя ЧФ иногда принимает участие в обстрелах ВСУ ракетами, нормальной эту ситуацию назвать нельзя.

Полная аналогия с передислокацией стратегических бомбардировщиков на Чукотку — подальше от дронов ВСУ. Ситуацию пора менять, и срочно. По примеру Китая?


Последние новости и все самое важное о спецоперации на Украине, — в теме «Свободной Прессы».

Последние новости
Цитаты
Сергей Ищенко

Военный обозреватель

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
СП-Видео
Фото
Цифры дня