Свободная Пресса на YouTube Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса в Дзен

Как Украина пустила в распыл вторую авиационную державу мира

Одним махом порешить десяток «стратегов» Ту-160? Легко!

46184
Как Украина пустила в распыл вторую авиационную державу мира
Фото: Юлия Рубцова/ ТАСС

От ВВС и Войск ПВО СССР Украина получила 4 воздушные армии, 10 авиадивизий, 49 авиаполков, 2,8 тыс. самолетов и вертолетов. Причем в этих частях, соединениях и объединениях была очень высока доля самой современной на тот момент авиационной техники.

На Украине оказалась даже основная часть стратегической (Дальней) авиации ВВС СССР — 19 стратегических бомбардировщиков Ту-160 и 23 Ту-95МС (а также 6 противолодочных самолетов Ту-142, созданных на базе Ту-95), 56 бомбардировщиков средней дальности Ту-22М3, 72 Ту-22 ранних модификаций, 67 Ту-16, 21 заправщик Ил-78. Причем Ту-160 и Ил-78 Украина по сути получила все, имевшиеся в СССР.

Авиация ПВО была представлена самолетами, уже достаточно устаревшими — 70 Су-15ТМ, 81 МиГ-25П, 117 МиГ-23МЛД. С фронтовой авиацией было гораздо лучше. Так, число фронтовых бомбардировщиков Су-24 достигало 209 единиц, также имелось 35 разведчиков Су-24МР. Их дополняли 84 весьма современных на тот момент штурмовика Су-25 и, как минимум, 59 более старых Су-17.

Читайте также
Деградация укро-ПВО: Советское распродали, западное угробили Деградация укро-ПВО: Советское распродали, западное угробили Мир ждет ренессанс зенитной артиллерии

Истребительная авиация получила более 300 машин 4-го поколения. Общее количество Су-27 составило 72 единицы (еще 2 прототипа палубных Су-27 не были приняты на вооружение и позже проданы в Китай), МиГ-29 — 247 единиц. Их дополняли более старые машины — не менее 55 МиГ-23МЛД/УБ, 16 МиГ-25Р (в роли разведчиков), 30 Як-28ПП (в роли самолетов РЭБ), 351 МиГ-21 (в роли учебных самолетов). Кроме того, в ремонте и на хранении находились 49 бомбардировщиков МиГ-27.

Таким образом общее число боевых самолетов превышало 1,7 тыс. единиц, что делало украинские ВВС, как минимум, четвертыми в мире по своему потенциалу после ВВС США, Китая и РФ, причем последние в тот момент находились в состоянии развала, а китайские ВВС были оснащены крайне устаревшими машинами, имевшими крайне низкие ТТХ. А значит, Киев имел все основания считать себя обладателем вторых по мощи ВВС в мире после американских.

Также Украина получила от СССР очень значительное количество специальных и вспомогательных машин. Кроме упомянутых выше заправщиков Ил-78, созданных на базе военно-транспортного самолета Ил-76, ей перешло до полутора сотен собственно Ил-76. Также в составе транспортной авиации имелось не менее сотни различных самолетов Ан, при этом именно Украине досталось ОКБ им. Антонова, где эти самолеты создавались, а также авиазавод в Киеве, где они производились.

Количество учебных самолетов L-39 превысило 500 единиц. Из состава морской авиации Украина получила до 20 противолодочных самолетов-амфибий Бе-12.

Наконец, Украине досталось множество вертолетов армейской и морской авиации. В первую очередь речь идет о 274 боевых вертолетах Ми-24 (в т.ч. немногим более 60 специальных машин Ми-24РХР/К и устаревших Ми-24А/Д) и 25 тяжелых транспортных Ми-26.

Также имелось до 20 устаревших тяжелых вертолетов Ми-6, свыше 200 многоцелевых Ми-8 и не менее 46 морских вертолетов (4 Ка-29, 16 Ка-27, 26 Ми-14П), не считая трех десятков крайне устаревших Ка-25.

Кроме вышеупомянутого ОКБ им. Антонова и Киевского авиазавода на Украине остался еще ряд предприятий ВПК, производящих авиационные ракеты, двигатели и различное оборудование. Впрочем, не было предприятий, производящих боевые самолеты и вертолеты.

Эксплуатировать стратегическую авиацию у Украины не было ни денег, ни реальных возможностей, к тому же сильнейшее давление с требованием отказа от нее на Киев оказывали одновременно Вашингтон и Москва.

В итоге в 1996—2006 гг. вся эта авиация на Украине была ликвидирована. 8 Ту-160, 3 Ту-95МС и 581 стратегическая КРВБ Х-55 были переданы России в счет оплаты долгов за газ. Остальные 487 Х-55 и все оставшиеся Ту-160/95МС/142/22/16 (всех модификаций) были утилизированы (кроме нескольких машин, переданных в музеи). В связи с ликвидацией стратегической авиации, Украине оказались не нужны и заправщики.

Ликвидировать фронтовую авиацию никто от Украины не требовал, она занялась этим по собственной инициативе.

Впрочем, избавление от самолетов старых типов (Су-15/17/22, МиГ-23/25/27) носило вполне объективный характер. Примерно 80 машин этих типов были поставлены на экспорт, почти все остальные утилизированы. Заодно на утилизацию отправилась значительная часть Су-24 (точное количество утилизированных машин этого типа неизвестно до сих пор), за рубеж был продан всего один Су-24 (в Эстонию как музейный экспонат).

Кроме того, Украина избавилась от также очевидно не нужных ей 4 палубных учебно-боевых самолетов Су-25УТГ (два были проданы в Россию, по одному — в США и Китай).

Украинская авиационная техника экспортировалась во множество стран, среди которых преобладали африканские. Штурмовиков Су-25 из наличия ВВС Украины (кроме вышеупомянутых 4 Су-25УТГ) было продано 22.

Истребителей Су-27 ушло за рубеж 8 (в т.ч. два Су-27УБ было продано в США, а один не был возвращен с ремонта в Белоруссии), МиГ-29 — 26 (в т.ч. 3 МиГ-29УБ в США). Беспрецедентными оказались масштабы экспорта вертолетов Ми-24 — 138 единиц (т.е. половина от первоначально имевшихся). Также было продано свыше 200 L-39.

Транспортные самолеты в массовом порядке переводились в гражданские, а затем, как правило, тоже продавались за рубеж либо утилизировались. В частности, из полутора сотен Ил-76 к 2022 г. осталось не более 14 (7−8 в ВВС и 5−6 в гражданских авиакомпаниях), еще немногим более 50 — на хранении.

ОКБ Антонова занималось разработкой нескольких типов транспортных и пассажирских самолетов, наиболее известным из которых был средний транспортный турбовинтовой Ан-70 (разрабатывался совместно с Россией).

Читайте также
Три способа сделать Балтику безопасной для танкерного флота РФ. Но второй – самый поучительный Три способа сделать Балтику безопасной для танкерного флота РФ. Но второй — самый поучительный Совет мирному плывущему российскому танкеру от «мирно пашущего советского трактора»

Однако первые два экземпляра Ан-70 разбились в ходе испытательных полетов. Третий экземпляр был выпущен уже после разрыва между Москвой и Киевом. Этот самолет оказался единственной новой машиной, полученной украинскими ВВС за все годы независимости страны.

Кроме того, были разработаны программы модернизации Су-25 по варианту М1 и МиГ-29 по вариантам МУ1 и МУ2, но ее прошло незначительное количество машин.

В итоге к началу гражданской войны ВВС Украины подошли в состоянии практически полного развала. Менее чем за четверть века они утратили большую часть своего некогда огромного потенциала.

Вместе с Крымом в марте 2014 г. под контролем России оказались 116 самолетов и вертолетов (лишь 8 успели перелететь на Украину). В апреле-мае Россия вернула Украине большую часть авиационной техники, причем, как правило, путем вывоза наземным транспортом, поскольку самолеты и вертолеты находились в нелетном состоянии.

Это были 52 МиГ-29, 3 Су-25, по одному L-39 и Бе-12, 4 Ка-29, 7 Ка-27, 1 Ми-14, 11 Ми-8 нескольких модификаций. С началом гражданской войны Россия прекратила передачу техники. В Крыму остались 9 МиГ-29, 3 L-39, 1 Ан-72, 2 Бе-12 (и еще 2, предназначенные для утилизации), а также несколько Ми-8. Конфискованы и переданы в МВД Крыма были лишь 5 Ми-8, остальные машины до сих пор хранятся на аэродроме Бельбек, не имея обслуживания и приходя в окончательную негодность.

В ходе боевых действий в Донбассе были потеряны от огня наземной ПВО 6 Су-25 (в т.ч. 5 Су-25М1), 2 МиГ-29, 1 Ил-76, 1 Ан-26, 1 Ан-30, 5 Ми-24П/ВП, 5 Ми-8. Хотя катастрофическими эти потери вряд ли можно назвать, к концу августа 2014 г. полеты украинской авиации на боевое применение фактически прекратились, что очень способствовало разгрому наземной группировки.

В ходе боев за Дебальцево в январе-феврале 2015 г. украинская авиация не применялась вообще, что также способствовало второму разгрому украинских сухопутных войск.

После этого в ВВС Украины на вооружении и хранении осталось примерно 350 боевых самолетов (т.е. менее четверти от первоначального количества) и немногим более 100 вертолетов советского производства.

В 2019 г. в авиацию Национальной гвардии начали поступать французские многоцелевые вертолеты Н225 (AS332), однако они не были ни новыми, ни боевыми. В таком состоянии украинская авиация подошла к событиям 2022 г.

Последние новости
Цитаты
Александр Снегуров

Заслуженный учитель РФ, кандидат психологических наук, кавалер медали «Патриот России», профессор МГПУ

Сергей Токарев

Cекретарь Липецкого обкома КПРФ

Анастасия Удальцова

Политик, общественный деятель, депутат ГД РФ

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
СП-Видео
Фото
Цифры дня