
Иран рассматривает возможность (в связи с обострением боевых действий против Израиля) перекрыть Ормузский пролив, через который проходят до 30% мировых поставок СПГ и около 20% - нефти. Об этом сообщил член комитета иранского парламента по национальной безопасности и внешней политике Эсмаил Косари.
Намёками о том, что такое возможно, делятся и более высокопоставленные лица Тегерана.
По мнению ряда экспертов, мировой рынок в этом случае будет терять до 20 млн «бочек» нефти в сутки. Член конституционного комитета Совета Федерации Алексей Пушков предположил, что биржевая цена на нефть может подскочить до $130 за баррель.
Чем это может обернуться для России — выгодой и окном возможностей, или потерей некоторых рынков сбыта; как ситуация на Ближнем Востоке повлияет на работу так называемого «теневого флота Москвы», который отгружает углеводороды в обход западных санкций — об этом «Свободной Прессе» рассказал ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков.
— Я думаю, что для самого Ирана перекрытие Ормузского пролива — это последняя и крайняя мера, если ему совсем уже будет некуда деваться, и возникнет угроза существованию государства. Тогда — да. Возможно, будет логичным напоследок устроить глобальный энергетический кризис.
Но до этого, я думаю, — ещё далеко. До тех пор, пока у Ирана свой экспорт, который оценивается примерно в 1,5 млн баррелей в сутки, он сам будет зависеть от прохода через Ормузский пролив.
А в ближайшее время нефтяные цены будет толкать наверх, вероятнее всего, такой фактор, как перспектива ударов по иранской углеводородной инфраструктуре, к чему призывает американец Линдси Грэм, признанный у нас в России террористом и экстремистом.
Для США выгодно, если Иран перекроет Ормузский пролив, потому что через него идёт экспорт нефти в Китай, и это могло бы нанести ущерб Пекину. Кроме того, Иран поставляет Поднебесной и свои собственные свои углеводороды, поэтому Вашингтон, по всей видимости, и советует Израилю нанести удары по иранской «нефтянке».
Скорее всего — произойдет именно это. Если даже 1,5 миллиона (а не 20 миллионов баррелей) уйдут с мирового рынка — это уже подтолкнёт цены вверх, ближе к $100 (за «бочку»).
«СП»: Сейчас эти цены, насколько мы понимаем, уже поднялись — на одном лишь эффекте ожидания. До какого уровня?
— Уверенности, что Израиль ударит по добывающей инфраструктуре Ирана, пока нет ни у кого. Все исходят из фактов, что раз Иерусалим бомбил ядерные, а затем военные объекты, то может сделать и следующий шаг, дойдёт и до нефтяной промышленности.
Это уже подтолкнуло нефть к цене в $75 и выше.
Что же касается перекрытия Ормузского пролива, то Иран тоже, вероятно, понимает, каких врагов получит в этом случае.
Тогда уже и США вступят в конфликт напрямую, и некоторые страны Европы, и экспортёры из стран Персидского залива — Саудовская Аравия, Ирак, Кувейт, Катар — все будут помогать противникам Тегерана — может быть, не военным, но логистическим образом.
«СП»: Какой из сценариев выгоднее для России?
— Самая выгодная для нас история — именно та, которая есть сейчас. Продолжаются боевые действия, они оттягивают внимание от Украины, оттягивают он неё военную помощь Запада в сторону Израиля. Все смотрят на Ближний Восток, а ситуация поддерживает относительно высокие цены на нефть. Это позволяет нам лучше зарабатывать.
Сверхвысокие цены, такие, как $130, или $150−200 за баррель убивали бы спрос, что нам совершенно не нужно. Мало кто мог бы себе покупать нефть по таким ценам, многие перевозки стали бы не рентабельными.
С точки зрения сохранения рынка сбыта, цена в диапазоне $75−100 в достаточно долгий период — это был бы идеальный вариант для России. Мы суммарно сможем продать достаточно много нефти по высокой цене.
«СП»: Как в новых реалиях чувствует себя так называемый «теневой флот», который доставляет российскую нефть?
— Он и до сих пор чувствовал себя вполне нормально, в этом смысле ничего не изменилось.
Попадание под европейские санкции теперь уже фактически ни на что не влияет, потому что они не носят экстерриториального характера. Наши танкеры просто не заходят в европейские порты и не страхуются в Европе.
У нас достаточно танкеров и достаточно покупателей, которые игнорируют потолок цены. Проблем с вывозом нефти из России сейчас нет.
Последние новости о рынке нефти, газа, а также стоимости бензина и дизеля, — в теме «Свободной Прессы».