 «Субсидии банкам по льготной ипотеке больше, чем бюджет получит от повышения НДС…»
				Татьяна Куликова
				
				«Субсидии банкам по льготной ипотеке больше, чем бюджет получит от повышения НДС…»
				Татьяна Куликова
			Китайский «Белый император», европейский «Tempest», американский F-47 — истребители шестого поколения, которым еще только предстоит взлететь, в той или иной степени прорабатываются всеми ведущими «истребителестроителями» мира. А что мы? А мы, кажется, не только не отстаем, но и в чем-то способны превзойти конкурентов.
В информационном поле, близком к отечественному авиастроению, появились первые подробности о подвижках в реализации российскими конструкторами научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в рамках проекта с условным названием «самолет шестого поколения».
В качестве прообраза данного изделия рассматривается обновленная версия комплексной целевой программы «Перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации».
Другими словами, российское авиастроение движется к шестому поколению через кардинальное обновление многоцелевого истребителя Су-57 до модификации Су-57М1.
 Не только ради гелия-3. Почему китайцы первыми освоят Луну
    Поднебесная стала ведущей космической державой и планы у нее космические
	Не только ради гелия-3. Почему китайцы первыми освоят Луну
    Поднебесная стала ведущей космической державой и планы у нее космические
    
Который, кстати, уже сегодня некоторые авиационные эксперты называют самолетом пятого поколения с частью характеристик шестого.
«Обновленная версия российского истребителя более надежна и проста эксплуатации и обслуживании. Кроме того, она отличается лучшей управляемостью и незначительными сложностями в логистике», — отмечает независимый военный эксперт Драго Боснич.
В качестве одного из ключевых модернизационных элементов специалисты рассматривают уникальные турбовентиляторные двухвальные силовые установки с плазменной системой зажигания АЛ-51Ф1 или «Изделие 30».
Базовая версия Су-57 оснащена турбореактивным двухконтурным двигателем с управляемым вектором тяги АЛ-41Ф1, в настоящий момент в полном объеме соответствующим предъявляемым к нему требованиям.
Новая силовая установка, по мнению Боснича, обеспечит истребителю существенное повышение ключевых характеристик. Таких, как топливная эффективность, рост тяговооруженности, снижение радиолокационной и тепловой заметности 
Естественно, официально подтвержденной информации о характеристиках модернизированного варианта многоцелевого истребителя пятого поколения, получившего индекс Су-57М1, сегодня немного.
Однако, даже того, что находится в свободном доступе, вполне достаточно для констатации факта, что эту версию Су-57 можно уверенно позиционировать в качестве значительного шага в сторону эволюции боевой авиации России. Вплоть до создания полноценного изделия шестого поколения.
Тем не менее, обратимся к конкретике. Предварительные технические и эксплуатационные характеристики Су-57М1, известные на сегодня, выглядят следующим образом:
— дальность полета (без дозаправки в воздухе), км — порядка 4000;
— скорость полета (максимальная), км/ч (Мах) — не менее 2448 (2);
— состав экипажа, человек — 1;
— вооружение — ракеты, включая гиперзвуковые, классов «воздух-поверхность» и «воздух-воздух».
При этом, необходимо учитывать серьезную минимизацию нагрузки на крыло, обеспеченную улучшением аэродинамических характеристик, и сниженный примерно в четыре-пять раз в сравнении с мировыми аналогами показатель радиолокационной заметности.
И, наконец, главный вопрос — какие особенности Су-57М1 позволяют считать его самолетом поколения, как минимум, 5+?. Естественно, это новая силовая установка, обеспечивающая истребителю ряд существенных преимуществ:
— рост тяговооруженности (18 тонн и выше);
— суперкрейсерский режим, то есть, сверхзвуковой полет без включения форсажа;
— повышение топливной эффективности;
— снижение заметности в инфракрасном диапазоне;
— потенциальную интеграцию с системами управления вектором тяги.
Сюда же следует добавить рост автоматизации и внедрение элементов искусственного интеллекта, обеспечивающие возможность взаимодействия с современными беспилотными платформами.
Например, тяжелым ударным российским беспилотником С-70 «Охотник». Или улучшенную авионику и радиолокационную станцию с АФАР (активной фазированной решеткой), которую предполагается существенно доработать в плане расширения возможностей по обнаружению и сопровождению целей — включая объекты, отличающиеся незначительным показателем эффективной площади рассеивания.
Не менее существенными преимуществами являются и новая система радиоэлектронной борьбы, и высокий уровень надежности и ремонтопригодности самолета. Модульная архитектура обеспечивает упрощенный доступ к агрегатам и системам Су-57М1, что облегчает не только техническое обслуживание, но и проведение модернизационных мероприятий.
Более того, в качестве признаков самолета шестого поколения, имеющихся у российского Су-57М1,остающегося (надеемся, пока) в рамках поколения пятого, следует позиционировать:
— способность работать в составе беспилотного «роя»;
— сетецентрическую архитектуру, обеспечивающую глубокую интеграцию с командными структурами и иными боевыми единицами;
— высокую автоматизацию и наличие боевых помощников с элементами искусственного интеллекта.
 Убийственный тандем: Модернизированное оружие из российских арсеналов стало проклятием для украинской ПВО
    Пока бандеровские «дроны-драконы» сами себя сжигают в воздухе, русские «Дань-М» летят в бой бизнес-классом
	Убийственный тандем: Модернизированное оружие из российских арсеналов стало проклятием для украинской ПВО
    Пока бандеровские «дроны-драконы» сами себя сжигают в воздухе, русские «Дань-М» летят в бой бизнес-классом
    
А теперь, немного об актуальном статусе изделия и сроках его принятия на вооружение ВС России. По информации источников, близких к отечественному оборонному ведомству, опытные испытания образцов могут вестись уже сегодня. А в течение ближайших двух-трех лет предполагается их поставка в действующие части.
Что же касается наших соперников по разработке истребителя шестого поколения, то 2025-й год можно считать стартом очередной «гонки» в этом направлении. И хотя критерии «шестого поколения» в зависимости от страны существенно разнятся, и Вашингтон, и Пекин достаточно громко заявляют о своем максимальном приближении к моменту его создания.
А что касается Китая, то он сумел даже поднять в воздух два действующих прототипа. Однако на фоне уровня требований, предъявляемых к этим изделиям иностранными разработчиками, все это может оказаться элементарным формализмом.
Что в них должно быть обязательным? Во-первых, возможность эффективно работать и в атмосфере, и в ближнем космосе. Во-вторых, способность летать на скоростях, близких к гиперзвуковым.
В-третьих, малозаметность, переходящая в полную радиолокационную невидимость.
В-четвертых, выполнение функций «летающего штаба», интегрированного с «верными ведомыми».
В-пятых, активное внедрение технологий ИИ, вплоть до замены человека «цифровым летчиком». И, наконец, использование оружия, базирующегося на новых физических принципах.
Очевидно, что в настоящий момент, анализируя итоги демонстрационных полетов и самонадеянные заявления производителей (как восточных, так и западных), ни один из них не приблизился в черте, за которой можно гарантировать соблюдение перечисленных выше критериев. Более того, в их уже принятых на вооружение самолетах до сих пор не полностью реализованы ключевые особенности даже пятого поколения.
Американцы упражняются в создании футуристических форм и ведении пространных, но, увы, беспредметных разговоров о фантастических F-47. Что же касается Китая, то созданные им по схеме «летающее крыло» два прототипа пока не продемонстрировали ни сверхневидимости, ни мегаскорости, ни способности работать в ближнем космосе.
Отечественные авиаконструкторы пошли по иному пути, постепенно внедряя технологические инновации шестого поколения на уже обкатанную и проверенную платформу. И первый шаг в этом направлении — Су-57М1.
Герой России и заслуженный летчик-испытатель РФ Сергей Богдан, пилотировавший прототип, так оценил новый истребитель: «В самолете широко применены элементы искусственного интеллекта, позволяющие выполнять программу предполетной подготовки машины «нажатием одной кнопки».
Более того, активно продолжается интеграционный процесс с БПЛА С-70М «Охотник» и разработка новейшего вооружения для него. Причем, испытывая изделие в условиях реального боя.".
Не это ли самый короткий и верный путь к созданию истребителя шестого поколения? Не демонстрация фантастического компьютерного шоу в стиле «Звездных войн» Джорджа Лукаса, а концентрация прорывных технологий в одной машине.