
Огромное число наших соотечественников сильно разочарованы. 27 июля они по телевизорам и на набережных Невы не увидят зрелища, ставшего любимым для многих с 2017 года.
Сквозь гул корабельных и катерных двигателей не загремит медь военных оркестров, а президент Владимир Путин в компании заслуженных адмиралов не поднимется на празднично украшенную трибуну, чтобы традиционно поприветствовать всех, чья жизнь и судьба связана с флотом России.
Ничего этого не случится потому, что в Санкт-Петербурге в нынешнем году из-за угроз международного терроризма впервые отменен Главный военно-морской парад (ГВМП), в последние восемь лет служивший подлинным украшением Дня Военно-Морского флота России для всей нашей страны. Буквально «от мала до велика». Неожиданно? Горько? Не сказал бы.
Внимательным наблюдателям давно было понятно, что дело к тому и идет. Ведь обычно с чего начиналась подготовка флота и Питера к ГВМП?
Где-то к маю главкомат ВМФ издавал строгую директиву всем четырем нашим флотам, а также Каспийской флотилии о том, в каком количестве и какие именно корабли следует начинать готовить к сложному переходу в Питер и Кронштадт.
Потому что никогда прежде ГВМП не был уделом одного только Балтийского флота. Нет, делалось все, чтобы в торжествах на Неве и на рейде Кронштадта собрать до зубов вооруженных посланцев со всех наших море и океанов.
В том числе обычно — и одну-две атомные подводные лодки. Сначала с максимальной скрытностью пробиравшиеся в эти широты с Кольского полуострова через Баренцево, Норвежское и Северные моря.
А затем, напугав всю Европу и на радость всем натовским разведкам, обязательно в надводном положении (согласно датскому королевскому указу от 25 июля 1951 года «О допуске иностранных военных кораблей и военных самолетов в пределы датской территории в мирное время») и под развернутым Андреевским флагом не самым спешным ходом пройдя не менее 200 морских миль, преодолевая узкие Балтийские проливы.
Таким маршрутом, например, в 2020 году с Северного флота в мелководный Финский залив в сопровождении большого противолодочного корабля «Адмирал Кулаков» приходил огромный атомный подводный ракетный крейсер «Орел» (проекта 949А, шифр «Антей»).
Надводное водоизмещение которого, между прочим, практически равняется тому, что у еще недавно служивших на наших флотах артиллерийских крейсеров проекта 68-бис типа «Кутузов».
Командование флота делало все, чтобы каждый ГВМП на Кронштадском рейде был украшен «вишенкой на торте» — атомными подводными лодками. Поэтому, несмотря на все риски и опасности, ежегодно Северный флот тем же маршрутом отправлял свои самые могучие субмарины для участия в параде.
В разные годы — атомные подводные ракетные крейсера стратегического назначения «Дмитрий Донской», «Князь Владимир», многоцелевые атомные подлодки «Тамбов», «Вепрь» и «Северодвинск».
Но после начала нашей спецоперации на Украине наш предпраздничный «конвейер» принялся все громче чихать и кашлять.
В начале лета 2023 году Северный флот приказал экипажам многоцелевых атомоходов «Казань» и «Вепрь» (этой субмарине подобная честь тогда выпала в третий раз) готовиться к давно освоенному переходу в Кронштадт.
На виду у шпионов и диверсантов всего мира. В том числе — и с Украины, к тому времени уже вовсю атаковавшей наши боевые корабли в Севастополе крылатыми ракетами и безэкипажными катерами.
По этой причине в подобной обстановке появление совершенно безоружных от любых надводных нападений «Казани» и «Вепря» в теснинах Балтийских проливах выглядело чистым безумием со стороны России. О чем тогда же, между прочим, подробно написала и «Свободная пресса» в статье «Засада на пути к параду: „Казань“ и „Тамбов“ должны пройти 200 миль на виду у диверсантов и пушек НАТО».
Но только 13 июня 2023 года, за две недели до парада, стало известно, что здравый смысл во власти, впавшей было в предпраздничный угар, все же взял верх. Приказ «Казани» и «Тамбову» был отменен.
День ВМФ они встретили в своих базах в Заполярье. А в Питере и Кронштадте торжества достаточно впечатляюще прошли и без этих атомоходов. Хотя, похоже, не всем в Кремле и Минобороны такие внезапные перемены в расписании праздника тогда понравились.
Как следствие — спустя еще год, в 2024-м, в конце того июля все повторилось почти точь в точь. С той лишь разницей, что на сей раз большая атомная подводная лодка Б-448 «Тамбов» проекта 671РТМК все же прибыла в Кронштадт.
В целях обеспечения безопасности на переходе из Заполярья вокруг Скандинавии ее сопровождали большой противолодочный корабль «Адмирал Левченко» проекта 1155 и большой десантный корабль «Иван Грен» проекта 1171.1. Но за две недели до торжественной постановки на швартовые бочки на кронштадском рейде все три экипажа получили приказ от греха подальше прежним порядком отправляться восвояси.
Исходя из этого опыта, и ГВМП-2025 все причастные к этому делу ожидали с особой тревогой. Где-то в мае стало ясно, что все решения по нему во властных верхах принимаются в немыслимых муках.
Время шло, а все четыре флота и Каспийская флотилия пребывали в мучительном неведении: к чему им готовиться? Заказывать ли многочисленные шлюзы на Волге и на Неве для прохода в Питер кораблей и катеров с Каспия по внутренним водным путям? Кому в День ВМФ представлять в Питере и Кронштадте Черноморский, Тихоокеанский и Северный флоты? Готовить ли, как это повелось с 2017 года, Литейный, Троицкий, Дворцовый и Благовещенский мосты в Северной столице к регулярно парализующим центр города-героя разводам по поводу будущих тренировок военных моряков к триумфальному прохождению их кораблей и катеров?
Одна характерная деталь, которая, на мой взгляд, в полной мере характеризует полный «раздрай», творившийся в верховной власти по поводу порядка празднования Дня ВМФ в нынешнем году.
Возможно, вы не обратили внимание на недавний блиц-визит заместителя секретаря Совета безопасности и по совместительству — главы партии «Единая Россия» Дмитрия Медведева в российский теперь Мариуполь?
Там 26 июня Дмитрий Анатольевич навестил недавно открытый местный кадетский класс. Один из мариупольских кадетов Кирилл Налиткин рассказал Медведеву о заветной мечте все тамошних воспитанников: лично побывать на Главном морском параде в Питере.
«Для нас это дало бы внутренний стержень для дальнейшего поступления в военные училища и службы Отечеству. А, вернувшись домой, мы обязательно расскажем об этом младшеклассникам, чтобы и они стремились идти в кадетские классы, продолжая патриотические традиции», — сказал кадет.
Как и следовало ожидать, Медведев сильно расчувствовался. И без тени сомнения пообещал: «Мы обязательно постараемся эту задачу решить. Я дам указания своим коллегам по партии, переговорим с губернатором. Естественно, так, чтобы отправить вас всех для того, чтобы вы смогли посмотреть парад».
Таким образом, очевидно, что даже заместитель секретаря Совета безопасности России всего неделю назад и понятия не имел, что решение вообще отменить парад кораблей в Северной столице хотя бы назревает. Будь иначе — как-нибудь бы вывернулся без невыполнимых, как теперь очевидно, посулов мариупольским пацанам в кадетских погонах.
Что уж говорить, про командования нашими флотами и флотилией? Которые тоже, выходит, неделю назад абсолютно не понимали: кого из подчиненных и к чему готовить?
Вы только представьте всю эту организационную военно-морскую махину от Тихого океана до Балтики, что все это время томилась в мучительном ожидании! И просто не знала, за что хвататься, чтобы в спешке, на глазах у самого Путина не провалить хотя бы самого главного. И тем не опозорить флот в его главный и любимый в народе праздник!
Только к вечеру 3 июля, когда до неуклонно надвигавшихся торжеств осталось чуть более трех недель, наконец, грянуло из Москвы: ГВМП-2025 отменен окончательно и бесповоротно. 27 июля в Питере все ограничится возложениями венков к памятникам, концертом на Дворцовой площади и народными гуляниями.
Кстати, вам не кажется просто поразительным, что первым об этом сообщило не Министерство обороны РФ, а не самое известное, в общем-то в России, питерское интернет-издание «Фонтанка»? А уж только затем по всей стране покатилось со ссылкой на ту самую «Фонтанку»: «Отмена, отмена, отмена!». Отбой, стало быть, мучительным общефлотским терзаниям и авралам?
Впрочем, чему мы дивимся? Вот в тот же четверг, 3 июля, в Курской области при вражеском обстреле нашего командного пункта был убит не абы кто — заместитель главнокомандующего ВМФ и Герой России генерал-майор Михаил Гудков. До марта — командир отважно и умело сражающейся за Украину 155-й отдельной бригады морской пехоты Тихоокеанского флота РФ.
Это почти невозможно объяснить, но снова: кто первым сообщил стране трагическую весть о гибели генерала Гудкова? Вообще не наши военные. А Олег Кожемяко, губернатор Приморского края, на территории которого та бригада постоянно и дислоцируется. Он заявил, что замглавкома ВМФ «погиб, выполняя долг офицера, вместе со своими однополчанами».
Но подробностей, естественно, Кожемяко не привел. Потому что согласитесь: их, эти подробности, из Владивостока намного хуже видно и слышно, чем из нашего Минобороны. Которое и в этом случае, как и с отменой ГВМП-2025, как в рот воды набрало.
Ау, коллеги из Департамента информации и массовых коммуникаций МО РФ. У вас там вообще остался хоть кто-нибудь в живых? А если остался — чем занимается?
Однако вернемся все же на седую, как принято говорить, Балтику. Как и чем ее военные моряки в отсутствии организационной поддержки с других флотов встретят свой профессиональный праздник 27 июля?
Откровенно говоря, надвигающийся День ВМФ для наших балтийцев как свадьба для лошади. Это когда только шея в цветах. А все остальное — в мыле.
Военно-политическая обстановка в этих водах, которые НАТО с недавних пор, после вступления в альянс Финляндии и Швеции, без зазрения совести публично объявила своим «внутренним озером», для нашей страны нынче почти предвоенная. Почти все наши очень немногочисленные оставшиеся в строю боевые корабли «из морей», как говорится, не вылазят. Пытаясь хоть что-то противопоставить валом накатывающимся с Запада военным угрозам.
Так, почти беспрерывно в походах самые новые корабли Балтийского флота — три корвета проекта 20380 — «Сообразительный», «Бойкий» и «Стойкий». Вскоре после попыток сначала Эстонии, а затем и Германии весной нынешнего года захватить или хотя бы абсолютно беззаконно и нагло досмотреть в международных водах танкеры с российской нефтью, следующие из портов Ленинградской области, эти корабли принялись регулярно конвоировать такие суда. До Балтийских проливов и даже дальше.
Вот прямо только что, по данным открытых источников, корвет «Бойкий» сопроводил своими орудийными стволами из Балтийска до Ла-Манша давно работающее в интересах Минобороны РФ транспортное судно «Спарта» и танкер «Генерал Скобелев». Которые, судя по данным оттуда же, следуют в Египет, Алжир или Сирию.
За Ла-Маншем «Спарту» и «Генерала Скобелева» встретил точно такой же балтийский корвет «Сообразительный». Который, судя по всему, и доведет наши гражданские суда до цели их похода. А «Бойкий» повернул обратно. Явно: чтобы тут же возглавить новый конвой, следующий мимо военно-морских баз НАТО курсом в Атлантику.
«Бойкому», «Сообразительному» и «Стойкому» определенно очень помог бы их точно такой же собрат, четвертый и последний пока на Балтике корвет проекта 20380 «Стерегущий». Но в начале 2023 года он встал на ремонт и модернизацию в Кронштадский морской завод. Где вместо крылатых ракет «Уран» на него устанавливают куда более дальнобойные и универсальные знаменитые «Калибры». И новый зенитно-ракетный комплекс «Редут».
Когда завершится этот процесс? Думаю, точно ответа нет даже в Главном штабе ВМФ. Но обновленный «Стерегущий» остро нужен нам на Балтике прямо сегодня. Чтобы снять хотя бы часть боевой нагрузки со своих задыхающихся в беспрерывных походах собратьев.
Судя по всему, на Балтике для нас все настолько сложно, что руководство ВМФ России до сих пор так и не рискует отпустить оттуда к месту постоянной службы построенную на «Адмиралтейских верфях» в Питере для Тихоокеанского флота дизель-электрическую подлодку «Можайск» (типа «Варшавянка»). Андреевский флаг над которой поднят еще в ноябре 2023 года.
«Можайск» в минувшем году планово поучаствовала в ГВМП-2024 на Неве. Сразу после которого, как было официально объявлено, и должна была уйти на Тихий океан.
Год прошел — этого не случилось. Выходит, сегодня «Можайск» нужнее там, где эта подлодка ныне находится?
Похоже, так и есть. Потому что вместе с этой тихоокеанской субмариной с «Калибрами» на Балтийском флоте до особых распоряжений оказалась приторможенной и другая новая ракетная дизель-электрическая подводная лодка — «Кронштадт» (проект 677 М «Лада»). В боевой состав ВМФ она передана в январе 2024 года и предназначена для Северного флота.
Тоже «калиброносный» «Кронштадт» давно заждались в Полярном, в 161-я Краснознамённой, ордена Ушакова 1-й степени бригаде подводных лодок Кольской флотилии разнородных сил. Однако когда она там окажется (и окажется ли?) теперь наверняка никто не знает. Потому что ослаблять наш боевой потенциал на Балтике в складывающейся военно-политической остановке на этом море, слишком схожей с 1941 годом, никак невозможно.
Вот если все это попытаться суммировать, скажите честно: до парадов ли теперь российскому флоту? До любых, не только помпезных и ежегодных Главных военно-морских?
Или до лучших времен — ну их? Туда же, где теперь печальной памяти (хотя и развеселые, под телекамеры и со зрителями на трибунах) «танковые биатлоны», всякие там «авиадартсы» и Международные армейские игры? Во всяком случае, пока не стихают ожесточеннейшие боевые действия на Украине — ну их в болото.
По крайней мере, я с таким решением был бы согласен. А чем угодно напраздноваться успеем и после победы. Так будет честнее. По меньшей мере — по отношению к тем, кто сегодня в окопах.