Свободная Пресса на YouTube Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса в Дзен

Проверка слуха: Бедный «Кузя», кажись, действительно отмучился

Что ждет российскую школу палубных пилотов, если слухи о скором списании в утиль нашего единственного авианосца окажутся правдой

21963
На фото: авианосец "Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов " во время ремонта на территории мурманского 35-го судоремонтного завода
На фото: авианосец «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов «во время ремонта на территории мурманского 35-го судоремонтного завода (Фото: Лев Федосеев/ТАСС)

В прессе появилась ошеломившая многих новость: Министерство обороны РФ приостановило восстановление и модернизацию нашего единственного авианосца «Адмирал Кузнецов» (проекта 1143.5). А в ближайшее время может последовать и решение о его окончательном списании на металлолом.

Но если даже чудесным образом этот огромный корабль еще когда-нибудь и выйдет в море, то точно не через год. И даже не через три. Поскольку работы на корабле все еще — непочатый край.

Поэтому вся проблема с «Кузей», судя по всему, стоит так: а стоит ли на завершение ремонта и модернизацию старого (спущен на воду в 1985-м!) и давно прохудившегося авианосца тратить бешенные деньги? Которых сегодня остро не хватает не только флоту, но и Вооруженным силам России в целом для полной и решительной победы на Украине? И что мы в случае завершения этого процесса получим в итоге?

Читайте также
Морское право сильного: хуситы берут пример с американцев Морское право сильного: хуситы берут пример с американцев Не пора ли объявить Балтику внутренним морем России?

Как и следовало ожидать, вокруг этих проблем в околофлотском сообществе немедленно разгорелась страстная дискуссия. Как водится — со взаимными обвинениями в непрофессионализме. В недостатке патриотизма. И даже во вредительстве.

Точку зрения сторонников скорейшего списания «на иголки» «Адмирала Кузнецова» в концентрированном виде изложил бывший командующий Тихоокеанским флотом адмирал Сергей Авакянц.

По его мнению, «решение о прекращении ремонта будет абсолютно правильным. Авианосцы в классическом виде российскому флоту не нужны. Авианосец — это уходящая эпоха. Это очень дорогое и неэффективное морское оружие. Будущее за носителями роботизированных комплексов и непилотируемой авиации».

С Авакянцем готов решительно поспорить другой не менее авторитетный командующий флотом — Черноморским. Адмирал Владимир Комоедов рубит с плеча: «Наш авианосец „Адмирал Кузнецов“, конечно, нужен, чтобы готовить будущее, связанное с нашими корабельными летчиками. Конечно, нам надо его оставлять. Он в тяжелом состоянии. Его содержать — сложнейшая задача. Поэтому, конечно, особенно Сухопутные силы считают, что это слишком дорого. А что сейчас дешево? Родиться тоже дорого, умереть — еще дороже».

Попробуем поискать свои аргументы в этом непримиримом флотоводческом споре.

За свою 40-летнюю корабельную службу «Адмирал Кузнецов» совершил всего семь плановых выходов на боевую службу в океан. Что как ни считай — на удивление мало для любого боевого корабля.

Зато в разного рода ремонтах, каждый из которых обычно длился годами, суммарно простоял не одно десятилетие.

Никто ни у нас, ни за рубежом даже не сомневался, что обладание собственным авианосцем — вопрос не только учебно-боевой целесообразности для ВМФ РФ. Не менее важны соображения национального престижа. Их суть, если коротко, формулируется так: «В мире не так много стран, способных создавать и эксплуатировать авианосцы и палубные самолеты на них. А вот Россия, невзирая на все экономические и прочие трудности, входит в это число».

Поэтому руководство страны всеми силами и несмотря ни на что пыталось удержать «Адмирала Кузнецова» в боевом строю Северного флота. Но чего это стоило и морякам, и всей стране?

Маленькая иллюстрация: к 1991 г. место постоянного базирования «Кузи» пытались устроить в Ура-губе близ заполярной базы атомных подлодок в Видяево. Возвели отдельный плавпричал. Построили дорогу к нему, некоторые объекты берегового обеспечения.

Командиру выдали «УАЗ-469», чтобы регулярно ездить на совещания в достаточно далекий от этих мест штаб флота в Североморске. Автомобиль при этом регулярно поднимали или опускали на палубу корабельным краном.

В 1994 г. именно там мне в составе комиссии Минобороны и довелось впервые подняться на борт этого огромного корабля. Вокруг места стоянки авианосца больше — никого и ничего. До самого Видяево.

Больше всего поразило заслушивание комиссией командира авианосца. Помню вопрос одного из проверяющих: «Как планируется организовать ПВО корабля в пункте базирования в случае внезапного начала боевых действий, если своими радиолокационными средствами „Адмирал Кузнецов“ почти ничего не видит из-за достаточно высоких сопок, окружающих его причал?».

Ответ был ошеломляющим: «По плану обороны на вершины сопок будут заранее выдвинуты группы моряков с комплексами ПЗРК, которые в достатке имеются на борту».

Это было даже не смешно. А по-настоящему страшно. Потому что командир авианосца не был ни в чем виноват. В такое положение его поставили те штабисты в Североморске и Москве, которые и придумали базировать «Адмирала Кузнецова» в Ура-губе, абсолютно не подходящей для такого дела не только с точки зрения организации ПВО.

Ныне покойный экс-главком ВМФ адмирал флота Владимир Масорин в своем комментарии этой идеи в те времена был краток: «Там вообще нет охраны, кто угодно может ходить».

Поэтому к 1997 г. «Адмирала Кузнецова» перебазировали в Североморск, поближе к заводскому причалу в Мурманске.

Поскольку, как пояснил тогда Масорин, «Кузнецова» в его техническом состоянии (уже тогдашнем, а не в еще худшем сегодняшнем — «СП») после каждого боевого похода и даже не слишком длительного выхода в море приходилось ремонтировать".

Что еще запомнилось на авианосце? Пара огромного роста морских пехотинцев у трапа с резиновыми дубинками. Как оказалось — из первой в Вооруженных силах, хотя и нештатной «корабельной роты военной полиции».

Читайте также
Серийный Ил-114-300 поставят на крыло в 2026-м, но цена уже взлетела Серийный Ил-114−300 поставят на крыло в 2026-м, но цена уже взлетела Олег Смирнов: Новым проектам не удаётся превзойти проверенные советские самолеты

Ту настоящую военную полицию, которую мы теперь видим в войсках, сформировали в России много позже.

Эти внушительного вида ребята группами и по очереди по заранее согласованным маршрутам уходили в многочасовые патрулирования казавшихся бесконечными коридоров авианосца. Иначе как их усилиями, как выяснилось, никак невозможно было поддерживать на авианосце внутренний флотский порядок.

Иными словами: если кто-то из моряков по какой-либо причине не хотел выходить на построения на верхней палубе, он мог не делать этого неделями и даже месяцами. Просто беспробудно спать в какой-нибудь агрегатной или вентиляторной. Куда «кореша» регулярно подбрасывали беглецу еды.

А командиры могли лишь по внутренней корабельной трансляции тщетно взывать к совести уклониста. В стиле: «Вернись, я все прощу!».

Чтобы вы могли еще более выпукло представить условия службы на этом корабле, приведу авторитетное мнение бывшего командующего 5-й Средиземноморской эскадрой адмирала Валентина Селиванова, штаб которого не раз размещался на многострадальном «Кузе»: «Вы не можете себе представить стоянку авианосца на Севере.

Авианосец — это десятки тысяч тонн стали, сотни тысяч квадратных метров палуб, кают, ангаров, отсеков. Обогреть это всё своими силами в условиях северной зимы просто нереально! Там на четвертую-пятую палубу ступи — по колено воды из-за отпотевания. Он же весь замерзший".

И еще малость военно-морской жути от адмирала Селиванова: «Корабль месяцами стоит без дела. Боевой работы нет.

А ведь на нём служат почти 2500 человек. 2500 человек мерзнут там в ограниченном пространстве и ничего не делают, скучают. Там каждый день то повесится кто-то из экипажа, то порежут друг друга, то убьют".

Удивительно ли, что несколько лет назад злорадно наблюдавший за всеми злоключениями нашего авианосца журнал Военно-морского института США Proceeding так высказался о судьбе этого корабля: «Он так и не смог выполнить исходно стоявшую перед ним задачу и расширить оборонительный периметр.

Надежной платформой для проецирования силы он тоже не стал. Поэтому теперь для кремлевских стратегов на одной чаше весов лежит значение «Кузнецова» как символа национального престижа.

Читайте также
Марш-бросок на Киев: собираем броневой кулак Марш-бросок на Киев: собираем броневой кулак Оборону ВСУ сметут колонны танков Т-90М «Прорыв». «Армата» отдыхает

А на другой — его плохое состояние и та опасность, которую он представляет для экипажа и ремонтников".

В принципе это обидно, но справедливо.

Отдельно, полагаю, следует сказать о перспективах школы палубной авиации России, все же действительно наработанной на «Кузнецове» за минувшие тяжелейшие четыре десятилетия. Естественно, если не будет авианесущего корабля — умрет и эта школа. Оплаченная, между прочим, жизнями и здоровьем не одного российского летчика-палубника.

Но, возможно, есть другие, более рациональные способы не дать такому случиться?

Скажем, в Керчи на заводе «Залив» сейчас строятся два заложенных пять лет назад (в 2020-м) огромных универсальных десантных кораблей (УДК) проекта 23900. Один — «Иван Рогов». Другой — «Митрофан Москаленко».

Оба водоизмещением в 44 тыс. тонн. Что по крайне мере соизмеримо со многими зарубежными полноценными авианосцами. Скажем, с французским атомным «Шарлем де Голлем».

Уже приходилось писать, что, основываясь на некоторых разведывательных спутниковых снимках, сделанных менее года назад, американские эксперты пришли к выводу, что и «Иван Рогов», и «Митрофан Москаленко» будут не просто вертолетоносцами.

На их палубах, указывает, например, интернет-издание War Zone могут появиться и русские палубные многоцелевые самолеты вертикального взлета и посадки (СВВП). Вроде американских F-35B. Или китайских J-35.

Читайте также
«Гитлер в госпитале, взять живым»: СМЕРШ и военная разведка бросили больше 20 групп на поиски фюрера «Гитлер в госпитале, взять живым»: СМЕРШ и военная разведка бросили больше 20 групп на поиски фюрера Как шла охота на фашистскую верхушку во время Берлинской операции

«Размер кораблей ставит под сомнение: действительно ли Россия намерена эксплуатировать их исключительно как вертолетоносцы и десантные корабли? Или же, как и ВМС США, она планирует размещать на своих палубах и самолеты вертикального взлета и посадки (СВВП)?», — резонно размышляет и штатовское Military Watch.

Далее из-за океана следует отсыл к нашему очень большому, хотя и нереализованному «в железе» опыту по созданию отечественного СВВП. Имеется в виду сверхзвуковой многофункциональный Як-141, программу создания которого мы фактически завершили к началу 1990-х. Первыми в мире! Но так до сих пор и оставили под обломками рухнувшего Советского Союза.

Но, задаются вопросом за океаном, что мешает русским в кратчайшие сроки снять с архивных полок старые чертежи, стряхнуть с них пыль и запустить в производство собственный палубный истребитель для «Ивана Рогова» и «Митрофана Москаленко»? Самолет, который, казалось бы, должен был прийти к конструктивному финишу первым в мире.

Конечно, наследник Як-141, если дело на самом деле дойдет до его появления на свет, будет выполнен на совершенно ином, куда более высоком технологическом уровне. С более совершенной элементной базой.

Вот тогда и возродится российская школа летчиков-палубников. Естественно, на основе опыта полетов, приобретенном на «Адмирале Кузнецове». Куда ж без него?

Последние новости
Цитаты
Анастасия Удальцова

Политик, общественный деятель, депутат ГД РФ

Станислав Тарасов

Политолог, востоковед

Александр Снегуров

Заслуженный учитель РФ, кандидат психологических наук, кавалер медали «Патриот России», профессор МГПУ

СП-Видео
Новости Жэньминь Жибао
СП-Видео
Фото
Цифры дня