
Вы обратили внимание, как 14 июля Дональд Трамп многозначительно и самодовольно проанонсировал свой «маленький сюрприз» для России?
Теперь понятно, что у президента США к тому моменту уже все было готово. Потому что на следующее утро весь мир принялся горячо обсуждать решение Вашингтона перейти к поставкам Украине наступательного оружия большой дальности. От чего прежде сам Трамп бежал как черт от ладана.
Содержание первого пакета такого рода военной поддержки ВСУ уже вроде бы определено. Вероятно, он пока будет включать разрешение Киеву на использование переданных ему ранее 18 оперативно-тактических ракет ATACMS на их максимальную расчетную дальность в 300 километров.
Еще — передачу ВСУ крылатых ракет воздушного базирования AGM-158 JASSM, которыми могут быть оснащены истребители F-16, — к слову, достаточно грозного оружия, коего до сих пор не было на российско-украинском фронте. Предназначенного для поражения высокозащищённых стационарных и перемещаемых целей, в любых метеоусловиях и в любое время суток, с дистанций пуска вне зоны действия средств ПВО противника.
Для справки: JASSM — разработка компании Lockheed Martin. Дальность полета, в зависимости от модификации, от 370 до 1000 километров. Точность попадания — отклонение не свыше 2,4 метра от центра мишени (иными словами — практически «в колышек», как говорят наши ракетчики). Масса боеголовки 450 килограммов.
Одновременно решено передать ВСУ за счет Евросоюза и некоторое количество комплексов ПВО Patriot. «Я ещё не определил, какое количество, но их будет несколько», — немедленно напустил дополнительного туману явно любующийся собой президент США.
Вот на обсуждении того, как скоро и в каком количестве новые «Пэтриоты» доберутся до Украины и каким образом это отразится на ходе боевых действий на территории этой страны, и сконцентрировалось, похоже, большинство комментаторов в мире.
Между тем, за пределами внимания многих осталась, считаю, не менее важная тема. Как представляется — потенциально намного более взрывоопасная не только для европейского континента, но и для всего мира в целом.
Речь, как выясняется, о том, что 11 июля, на том же совещании у Трампа с его ближайшими соратниками, в числе наступательных вооружений, передача которых теоретически возможна ВСУ, говорили и о многоцелевых высокоточных дозвуковых крылатых ракетах большой дальности стратегического и оперативно-тактического назначения Tomahawk с дальностью стрельбы до 1600 километров. Такой сенсационной информацией немедленно поделилась американская газета Washington Post.
По ее данным, речь про это оружие впервые всерьез зашла на встрече Трампа с Владимиром Зеленским во время саммита НАТО в Гааге 25 июня нынешнего года.
Вторично та же тема всплыла в телефонном разговоре этих политиков 4 июля. Суть этого разговора по данным своих источников разузнала другая газета — Financial Times.
В соответствии с названной публикацией, Трамп якобы прямо спросил Зеленского: сможет ли Украина ударить по Москве и Санкт-Петербургу, если США предоставят ей дальнобойное оружие?
— Конечно. Сможем, если вы дадите нам оружие, — таков был мгновенный ответ Зеленского Трампу.
В четверг в Белом доме эту информацию опровергли, но подобные настроения в Вашингтоне существуют, и это вряд ли кто-то будет отрицать.
Как можно понять из последовавших комментариев зарубежной прессы, пока американские «Топоры» (так переводится Tomahawk на русский) в ближайший пакет трамповской помощи Украине не вошли. Однако, судя по настроениям Трампа, вполне могут войти в следующий пакет. Если одними только ATACMS, AGM-158 JASSM и Patriot остановить Россию не удастся.
На первый взгляд, это изменит немногое. Ведь еще в ноябре 2024 года Соединенные Штаты в польском селении Редзиково, всего в 165 километрах от пределов России, торжественно открыли крупную американскую базу противоракетной обороны. Подобную той, что с 2016 года функционирует на территории военно-воздушной базы вблизи румынского города Девеселу.
И на одной, и на другой базах то ли уже стоят, то ли вот-вот будут в глубокой тайне поставлены те самые дальнобойные «Топоры». Которым и из Польши, и из Румынии минуты лету до той же Москвы.
Как и почему это сделано? Попробую объяснить.
Скажем, в Редзиково скоро год как несут боевое дежурство три пусковые установки МК-41 VLS, оснащенные восемью контейнерами с 24 противоракетами SM-3 IIA. Которые в ВМС США известны как RIM-161.
Рядом — радар AN/ SPY-1D (V) и система управления огнем. Все вместе, если разобраться, — вкопанная в землю и глубоко забетонированная система противоракетной и противовоздушной обороны Aegis Ashore, сухопутная версия ударного вооружения самого массового современного американского эсминца ПРО типа Arleigh Burke.
Каковы боевые возможности Aegis Ashore? Вроде бы они достаточно серьезны. Система способна на гиперзвуковых скоростях перехватывать межконтинентальные баллистические ракеты в радиусе до 1200 км и за пределами земной атмосферы на высотах до 500 км.
Сбивать объекты попроще Aegis Ashore может на дальностях до 2,6 тыс. км. А по некоторым оценкам — и до 5,5 тыс. км.
Иными словами — над всей соседней с Польшей Белоруссией, и над европейской территорией России вплоть до Урала. Вроде бы грозно.
Однако главная проблема в количестве установленных в Редзиково трехступенчатых противоракет SM-3 IIA. К слову — безумно дорогих, примерно по 38 миллионов долларов каждая.
На польскую землю американцы их пока приволокли, как уже сказано, в количестве 24 единиц.
Ну, и против чего это сделано? Если допустить, что против массированного удара по Европе нашими межконтинентальными баллистическими ракетами типа «Ярс», «Тополь-М» или «Воевода», то это точно не будут одиночные пуски.
Поскольку речь пойдет о том, жить или умереть России в целом, несомненно в воздух одновременно будут подняты сразу сотни подобных МБР. При таком варианте развития вооруженного конфликта считанных противоракет из Редзиково хватит только для предсмертного салюта России со стороны НАТО.
Возможно, расчет делается на отражение гипотетического удара по Европе нашими наземными оперативно-тактическими комплексами «Искандер» или крылатыми Х-101 большой дальности авиационного базирования. Но и тут концы с концами не сходятся.
Дело в том, что SM-3 IIA с самого начала задумывалась для уничтожения как раз баллистических ракет средней и межконтинентальной дальности. Поэтому она приспособлена для поражения целей на огромных высотах, даже в ближнем космосе.
Но, как доказывают боевые события на Украине, и «Искандеры» и Х-101, и им подобные ракеты, чтобы не попасть в прицелы комплексов ПВО над территорией противника, теперь летают на максимально малых высотах.
Что делает практически невозможным или крайне неэффективным использование против них американских SM-3 IIA.
Тогда к чему Штаты нагородили в Польше и в Румынии эту пару дорогущих противоракетных «огородов»?
Сведения, которые в открытую теперь доносятся с Запада, позволяют предположить, что базы ПРО в Редзиково и в Девеселу пока введены в строй в промежуточных вариантах. Дальше им, скорее всего, американцы добавят ударных функций, нацеленных на важнейшие наземные цели в глубине территории России.
Вот, скажем, как 13 ноября 2024 года пооткровенничала по этому поводу польская газета Gazeta.pl.
Она пишет: «В нынешней своей конфигурации Aegis Ashore имеет очень ограниченные возможности для защиты от России… Однако Редзиково не обречено оставаться навечно в своем нынешнем виде. Aegis Ashore можно легко расширить. Например, путем добавления меньших по размерам ракет SM-6, которые идеально подходят для сбивания „Искандеров“. Не говоря уже о самолетах или крылатых ракетах. Главным образом, это вопрос обновления программного обеспечения».
Но если так, то, как неоднократно официально предупреждала Россия, одной только заменой SM-3 IIA на SM-6 дело, скорее всего, не ограничится. Универсальные контейнеризованные пусковые установки типа Mk 70 Aegis Ashore американцы почти наверняка одновременно и «под шумок» решатся приспособить (или уже приспособили!) и для старта крылатых ракет большой дальности Tomahawk, имеющих тот же диаметр.
Никакими иными средствами разведки, кроме агентурной, установить, завершен или нет подобный технический процесс невозможно.
Поэтому, чтобы не быть застигнутыми врасплох, нам лучше допускать худший для себя вариант. Что некоторое число Tomahawk и в Польше, и в Румынии уже установлены. И нацелены на Москву с Санкт-Петербургом. И далее, как говорится, везде. Вплоть до Урала. Раз Трампу этого так хочется.
Правда, не все наши военные эксперты уверены, что для Соединенных Штатов это имеет смысл. Так считает, скажем, бывший начальник научно-исследовательского института Минобороны РФ, генерал-майор в отставке Владимир Дворкин.
Логика генерала Дворкина такова: «Пусковые установки Mk 41 для противоракет SM-3 как универсальные после доводки могу быть использованы также и для пусков крылатых ракет „Томагавк“ большой дальности. Их может быть рядом с пусковой установкой примерно 10−20 штук. Однако использование базы в Редзниково для этого не имеет практического смысла. Потому что в США таких „Томагавков“ только на надводных кораблях и подводных лодках развернуто более 6000. Вклад еще 10−20 таких ракет в уже имеющийся потенциал, будет ничтожным».
На первый взгляд, все так и есть. Но существует очень существенный нюанс, который Владимир Зиновьевич, как кажется, несколько недооценивает.
На сегодня «Томагавки» в Польше и Румынии, если они там появились или появятся, только фрагменты куда более масштабной и зловещей картины. Потому что в сентябре того же 2024 года газета Berliner Zeitung сообщала о планах США разместить точно такое же оружие в неизвестном количестве в южной части Германии.
Кроме того, пишет эксперт газеты Северин Плейер, первые «Томагавки» были замечены в Дании. Так что, как любил поговаривать один наш незадачливый политик, «процесс пошел». Достаточно давно и быстро.
Таким образом, об общем потенциале залпа этими чрезвычайно мощными крылатыми ракетами с европейского направления общим числом в 10−20 единиц говорить не приходится. Их, если что, наверняка окажется намного больше.
Но высокая вероятность того, что еще одной стартовой площадкой может оказаться и Украина, делает эту затею просто запредельно рискованной для всех, кто не мечтает сгинуть в полымя мировой ядерной войны. Просто потому, что и в Польше, и в Румынии, и в Германии, и в Дании, если это оружие в один не самый светлый день будет туда переброшено, у кнопок пуска будут сидеть все же американские операторы. С возможно решительными, но достаточно осмотрительными и сдержанными намерениями относительно России.
Если же партию Tomahawk Трамп все же решится вручить Киеву, ситуация в Европе обострится до крайности. Потому что очень разрушительные ракеты окажутся в руках практически невменяемых и одержимых стремлениями к самой широкой и неразборчивой мести людей. Которых даже Штаты не смогут остановить на этом гибельном для многих пути.
Кстати, это многие отлично понимают за океаном. И даже в ближнем окружении Трампа.
Во всяком случае, американская газета Politico только что написала, что решение президента США передать Украине очередной пакет вооружений даже и без «Томагавков» вызвало волну недовольства в рядах его самых преданных сторонников из движения Make America Great Again (MAGA).
«Мы вооружаем людей, которых не можем контролировать. Это не война с терроризмом — это старая, кровавая война в Европе. И нас втягивают в нее» — такие слова бывшего советника Трампа Стива Бэннона приводит Politico.
Разве что от этого веет надеждой, что в Вашингтоне все же одумаются. И не станут вручать свои «Топоры» в руки киевских палачей. Потому что иначе и за военную безопасность Америки, вероятно, не придется давать и ломанного цента. Потому что Россия окажется загнанной в угол. Поэтому ответный удар неизбежен. Любыми, как не раз указывал Кремль, возможными средствами.