
Сегодня совершенно ясно, что на самом старте своего второго президентского срока неугомонный Дональд Тамп впервые сначала крайне озадачил, а потом и сильно рассмешил мир, когда пообещал вскоре поднять над Гренландией и Панамским каналом американские флаги. А Канаду сделать новым штатом США.
Естественно, ничего такого не произошло. И уже определенно не произойдет.
Вторично пальцем в небо почти точно так же, похоже, штатовский лидер попал только что, 14 июля 2025 года. Когда пообещал поставить Украине «17 комплектов Patriot».
Трамп особо и победно подчеркнул, что Европейский союз полностью профинансирует передачу этих систем ВСУ.
По словам хронического путаника Трампа, «некоторые системы прибудут на Украину совсем скоро». «Возможно — через несколько дней, поскольку несколько стран, у которых есть ЗРК Patriot, заменят их (и передадут Киеву — „СП“). А мы потом заменим те, которые у них есть», — сказал президент США.
Чем прежде всего сильно озадачил собственное министерство обороны. Потому что уже на другой день после зажигательной (во многих смыслах) речи Трампа даже Пентагон не смог разъяснить, что именно президент США имел в виду.
Отвечая на вопрос журналистов, шла ли речь о 17 батареях или о 17 зенитных ракетах к ним, в американском оборонном ведомстве рекомендовали обратиться за разъяснениями туда, где все это придумали. То есть — в Белый дом.
Не в меньшую прострацию тут же впал и якобы облагодетельствованный Трампом Киев. Замначальника Главного управления разведки Украины Вадим Скибицкий, как свидетельствует газета Guardian, не перестает озадаченно чесать в затылке: «Мы точно не знаем… 17 — это огромное число, если мы говорим о батареях. Если речь о пусковых установках, то это возможно», — пытался внести ясность Скибицкий.
Если он правильно догадался, то на самом деле речь идет о не слишком масштабном укреплении украинской системы ПВО. В 2−3 батареи. К 6 или 8 (по разным сведениям) таким подразделениям, оставшимся в боевом составе ВСУ после понесенных потерь.
Правда, почти ничем давно уже не проявляющих себя по причине почти полного отсутствия боезапаса. Израсходованного на отражение нескончаемых в последние месяцы ударов наших крылатых и баллистических ракет.
А тут еще и Европа, на деньги которой будто бы Вашингтон устами своего лидера и обещал закатить этот многомиллиардный финансовый «банкет», едва ли не поголовно пошла в отказ.
Инициативу Трампа с порога уже отвергли Италия, Франция, Венгрия и Чехия. Остальные, судя по всему, тоже не очень рады. Но пока угрюмо молчат, опасливо поглядывая на развоевавшийся не на шутку Вашингтон.
Самым стойким, хотя и очевидно безмозглым оловянным солдатиком НАТО (у оловянных солдатиков по определению мозгов быть не может, так ведь?), оказался канцлер Германии Фридрих Мерц.
Который тут же первым сделал шаг вперед из общего замешкавшегося строя. И пообещал Трампу, что как можно скорее переправит пару стоящих на вооружении его армии комплексов Patriot (всего в этой стране в наличии 12 таких батарей) на Украину. Однако даже на это Берлин потребовал предоставить ему хотя бы несколько месяцев.
Словом, с громкой задумкой Трампа все тут же, по сути, пошло кувырком. Но вот что особенно интересно. Как выясняется, «безмерно щедрые» обещания американского президента в скором времени непременно возместить пожертвования Европы (за ее же, как уже сказано, деньги) новенькими, только с американского конвейера Patriot, тоже скорее всего останутся пустыми словами.
Дело в том, что новых комплексов этого достаточно сложного и очень дорогого (по миллиарду долларов за штуку) оружия и ракет для них для союзников США по НАТО у Штатов нет. И не предвидится в ближайшие годы. Потому что американцам самим не хватает.
Об этом, по информации издания The War Zone, на днях заявил заместитель начальника штаба армии США генерал-майор Джеймс Мингус в ходе выступления, которое состоялось 2 июля в Центре стратегических и международных исследований (CSIS).
Мингус доложил собравшимся, что «у нас в армии 15 батальонов „Пэтриот“. Один проходит серьёзную перестройку. Так что, по сути, в распоряжении осталось 14 батальонов. Три из них в Индо-Тихоокеанском регионе. Один — в EUCOM (Европейском командовании США). А остальные десять несут службу на территории США».
На основе неожиданно негативного для НАТО опыта боевых действий на территории Украины командование ВС США решило как можно скорее резко увеличить это число. Как минимум — на четверть в ближайшие годы.
«У нас есть планы по созданию 16-го, 17-го и 18-го батальонов «Пэтриот», — продолжил Мингус. Не назвав, правда, конкретных сроков создания этих подразделений.
«И это не считая батальона „Пэтриот“, который мы собираемся разместить на Гуаме в рамках усиления системы обороны острова», — заключил он.
А теперь попробуем подсчитать. По информации того же из TWZ, «типичный батальон Patriot включает в себя штабное подразделение и от трёх до пяти стартовых батарей. Каждая из этих батарей может иметь до восьми пусковых установок на прицепах, а также многофункциональную РЛС с фазированной антенной решёткой AN/MPQ-65 и другое вспомогательное оборудование для управления огнём, связи и другие вспомогательные системы».
Таким образом, для формирования в составе американской армии четырех новых зенитно-ракетных батальонов концерну Raytheon, единственному в мире производителю этих систем, предстоит сверх рамок предшествующего оборонного заказа изготовить и передать своим военным от 24 до 40 пусковых установок этого ЗРК. И множество другого оборудования к ним. Включая мощные РЛС и системы управления огнем.
Каждая батарея обходится Пентагону в 400 миллионов долларов. Еще 650 миллионов «зеленых» необходимо потратить на штатный комплект ракет к каждой батарее.
Итого, на четыре новых зенитно-ракетных батальона минобороны США предстоит где-то отыскать от 12 до 20 миллиардов долларов. Это немалая головная боль даже для сверхбогатых Штатов.
Взирая на этот ворох проблем, TWZ заключает: «Существуют серьёзные вопросы относительно того, насколько быстро армия сможет реализовать любой из своих текущих планов усиления противовоздушной обороны. Проблемы с промышленной базой особенно остро ощущаются, когда речь идёт о системе Patriot и ракетах-перехватчиках для неё. Raytheon, главный подрядчик системы Patriot, а также перехватчиков серии PAC-2 текущего поколения, уже столкнулся с резким ростом спроса во всем мире в последние годы».
А теперь ответьте: как на этаком почти провальном для американской оборонной промышленности фоне Трамп намерен выполнить собственные посулы европейцам о скорой компенсации новым оружием их старья, которое они якобы обязаны пожертвовать Украине? Да никак!
Никто ничего не поставит той же Германии. Просто у нее станет на пару батарей Patriot меньше. И это под аккомпанемент бесконечных стенаний канцлера Мерца, будто война с Россией у него уже на пороге.
Вероятно, осознание этого факта сводит на нет энтузиазм и прочих стран НАТО в деле поддержки громкой инициативы Трампа по защите украинского неба. Недовольное бурчание европейских столиц по этому поводу на глазах усиливается. Причем, иной раз самым неожиданным образом.
Так, в Варшаве внезапно обвинили зенитчиков ВСУ в чересчур расточительном расходовании боезапаса в комплексам Patriot. Потому, мол, что для них эти сумасшедшей стоимости «игрушки» обходятся совершенно бесплатно. А на халяву, как известно, и уксус сладок. Чего жалеть-то?
На минувшей неделе польское издание Wirtualna Polska опубликовала по этому поводу просто потрясающую, на мой взгляд, боевую статистику.
Военный эксперт Анджей Кинский рассказал WP о подробностях первого боя комплексов Patriot за воздушное пространство Украины. Случилось это в ночь на 16 мая 2023 года.
Из полученных к тому времени от Запада двух ЗРК при отражении массированного налета российских ракет расчеты ВСУ за 90 секунд в белый свет как в копеечку выпустили сразу 30 штатных боеприпасов Patriot. В то время, как технические возможности радаров каждого ЗРК позволяли одновременно обстреливать до шести целей.
Если на каждую для верности наводить по паре зенитных ракет, получается, что суммарно в одном залпе не должно было быть более 24 зенитных ракет.
«Поэтому бóльшую часть этих ракет запустили просто так, без наведения», — объясняет Кинский.
«В данном случае, когда запускается сразу аж 30 очень дорогих (минимум по 3,7 миллиона долларов каждая) ракет, значительная их часть летит просто вслепую. Поскольку радиолокатор системы наведения просто не способен наводить одновременно такое количество. Это привело к потере очень дорогих боеприпасов», — рассуждает польский эксперт.
Не меньшим головотяпством ВСУ он считает и попытки украинцев сбивать ракетами комплексов Patriot русские дроны. Каждый из которых в десятки, если не в сотни раз дешевле того оружия, которым противник их пытался поразить.
А чего мелочиться-то, мистер Трамп? Вы же велели Европе же за все заплатить, правда? Так что гуляй, рванина!