
11 декабря 1991 г. президент Украины Леонид Кравчук объявил себя главнокомандующим всеми ВС расформированного СССР на своей территории.
Украине послушно присягнули войска всех трех военных округов (Прикарпатского, Одесского и Киевского), а также моряки-пограничники Балаклавской и Одесской бригад.
Новороссийская пограничная бригада, в свою очередь, отошла России. Но Черноморский флот, базировавшийся в Севастополе, присягать Украине отказался. Это сделали, несмотря на сильное давление Киева, лишь отдельные офицеры и матросы, сразу превратившиеся на флоте в изгоев.
Москва решила — раз такое дело, флот не отдавать. 3 августа 1992 г. президентами России и Украины было подписано соглашение о совместном использовании системы базирования и материально-технического обеспечения на период до 1995 г.
Корабли оставались «общими». Окончательное соглашение о разделе флота было подписано 28 мая 1997 г.
Еще до начала дележа ЧФ ВМС Украины приобрели некоторое количество боевых кораблей и катеров, которые были либо взяты недостроенными на верфях, либо получены из состава вышеупомянутых пограничных бригад.
ВМС получили три бывших пограничных сторожевых корабля: «Гетман Сагайдачный» пр. 1135П (позже классифицирован как фрегат) и 2 пр. 1124П («Черновцы» и «Днепр», переименованный потом в «Винницу», классифицированы как корветы).
Также на верфях в Киеве были захвачены два почти достроенных МПК пр. 1124 М, получившие названия «Луцк» и «Тернополь», на стапеле в Феодосии — десантный корабль на воздушной подушке пр. 12322, названный «Донецком». Три пограничных корабля пр. 1241П («Григорий Куропятников», «Григорий Гнатенко» и ПСКР-813, позже переименованный в «Полтаву») и пограничные катера вошли в состав Береговой охраны Украины.
Последних было довольно много: 4 бронекатера пр. 1204, 4 катера на подводных крыльях пр. 133, 17 катеров пр. 205П и 32 пр. 1400 (часть — в недостроенном состоянии в Феодосии). Один из катеров пр. 1400 позже был передан в ВМС под названием «Скадовск». Наконец, в состав ВМС Украины был включен десантный катер пр. 1176 Д-305 (переименованный в «Вол», затем в «Сватово»).
По договору 1997 г. подразумевалось, что ЧФ будет поделен пополам. Реальность оказалась другой.
Из трех ПЛ: современной Б-871 пр. 877, старой Б-380 пр. 641Б и совсем старой Б-435 пр. 641 — Украине досталась лишь последняя (получила название «Запорожье»).
Из 4 крупных надводных кораблей: ракетного крейсера «Москва» пр. 1164 и трех БПК пр. 1134Б («Очаков», «Керчь», «Азов»), России достались все.
Из 5 сторожевых кораблей пр. 1135 и 1135 М России достались «Ладный» пр. 1135 и «Пытливый» пр. 1135 М, оба построены в 1980-е. Украина получила «Безукоризненный» (переименован в «Николаев») и «Беззаветный» («Днепропетровск») пр. 1135, «Разительный» («Севастополь») пр. 1135 М.
Эти корабли были 70-х годов постройки. «Николаев» был утилизирован уже в 2001-м, списанный «Днепропетровск» утонул в 2005-м, «Севастополь» в 2004 г. был продан в Турцию как плавучая мишень.
Из 2 МПК пр. 1145, 5 относительно новых МПК пр. 1124 М и 5 старых МПК пр. 1124 Украина получила лишь 2 корабля пр.1124: МПК-43 (переименован в «Сумы») и МПК-52 («Херсон»). Уже к концу 90-х оба были утилизированы. Впрочем, Украине достались два МПК пр. 1241П (аналогичные вышеупомянутым пограничным): МПК-93 (переименован в «Ужгород») и МПК-116 («Хмельницкий»).
Из 4 МРК (современный «Бора» пр. 1239, 3 не новых, но боеспособных пр. 1234) Россия взяла себе все.
Из 7 современных на тот момент ракетных катеров пр. 1241 Россия забрала себе все 4 катера пр. 12411, оснащенных очень мощными сверхзвуковыми ПКР «Москит» (такие же установлены на МРК пр. 1239), а также катер пр. 12417 со старыми дозвуковыми ПКР «Термит», но с новым ЗРПК «Кортик». Украине остались два катера пр. 1241 Т с «Термитами»: Р-54 (переименован в «Никополь», затем в «Приднепровье») и Р-63 («Кременчуг»).
Зато из 6 старых ракетных катеров на подводных крыльях пр. 206МР Россия взяла только один, перевооруженный на современные ПКР «Уран», остальные 5 катеров с древними «Термитами» были оставлены Украине.
Из них в строй украинского флота вошли только Р-262 (переименован в «Прилуки») и Р-265 («Каховка»). Р-251 («Цюрупинск») и Р-260 («Умань») отправились на утилизацию, Р-15 («Конотоп») был передан Грузии под названием «Тбилиси» и в августе 2008-го взорван российскими десантниками в Поти.
Украина получила 3 старых рейдовых катера пр. 376У, которые в ЧФ числились вспомогательными. В ВМСУ они были вооружены пулеметами и названы «артиллерийскими катерами».
Россия забрала новейший морской тральщик пр. 12660, а также получила 4 морских тральщика пр. 266 М, 2 базовых тральщика пр. 1265 и 2 рейдовых тральщика (1 пр. 1258, 1 пр.12592).
Украине достались 2 тральщика пр. 266 М («Зенитчик», переименованный в «Желтые воды», затем в «Чернигов» и «Разведчик», ставший «Черкассами»), 2 пр. 1265 (БТ-79 («Мелитополь») и БТ-126 («Мариуполь»)), 1 пр. 1258 (РТ-214, переименованный в «Геническ»).
Из 9 БДК (4 старых пр. 1171, 5 современных пр.775) Украине достались «Илья Азаров» пр. 1171 и «Константин Ольшанский» пр. 775. Поровну были поделены старые СДК пр. 773 (по одному) и МДК на воздушной подушке пр. 12322 (по три).
Украина получила СДК-137 (переименован в «Кировоград»), МДК-57 (стал «Краматорском»), МДК-93 («Горловка»), МДК-123 («Артемьевск»). «Краматорск» и «Артемьевск» были утилизированы в 1998—2000 гг.
Т.о. Россия получила почти все корабли и катера ЧФ, представлявшие хоть какую-то боевую ценность, оставив Украине металлолом (за исключением «Ольшанского»).
В 2004 г. БДК «Ровно» стал гражданским сухогрузом. В 2001-м был достроен находившийся на верфи в Феодосии МДК на ВП пр. 12322 «Иван Богун» и сразу же продан в Грецию вместе с «Горловкой», а «Донецк» был утилизирован в 2008-м. В 2005 г. утонул при разборке МПК «Черновцы» пр. 1124П.
В 2012-м были списаны и оставлены в отстое в Севастополе МПК «Ужгород» пр. 1241П, РК «Кременчуг» пр. 1241 и «Каховка» пр. 206МР, оба тральщика пр. 1265 («Мелитополь» и «Мариуполь»). Из состава Береговой охраны были утилизированы или проданы все 4 катера пр. 133, 12 пр. 205П, 8 пр. 1400.
Правда, началось строительство новых пограничных катеров: по одному типов «Катран» и «Орлан», 21 типа «Калкан», 12 типа UMS1000 (американского проекта). Но все эти катера были либо оснащены только пулеметами, либо вообще не несли никакого бортового вооружения.
Очевидна была необходимость закладки «нормальных» кораблей и катеров для ВМС, тем более что Украине от СССР достались огромные кораблестроительные мощности. Первыми должны были стать корветы пр. 58250. К середине 2020-х предполагалось построить 10−12 корветов со сдачей головного в 2012 г.
Они должны были нести иностранное вооружение,
В 2012 г. началось строительство малых бронекатеров пр. 58155 «Гюрза-М», вооруженных 30-мм пушками и, теоретически, ПТРК «Барьер» (фактически не установлены). В строй были введены 7 катеров пр.58155: «Аккерман», «Бердянск», «Никополь», «Кременчуг», «Лубны», «Вышгород», «Костополь».
На базе этих катеров с 2016 г. строились три штурмовых катера пр. 58503 «Кентавр-ЛК» с пулеметным вооружением, способные высадить на берег взвод морской пехоты.