«Ключевым вопросом остается убежденность в нашем обществе, что нужно жить в кредит…»
Андрей Бунич
Когнитивная война — так теперь на новый манер все западные OSINT-аналитики называют давно известную «тактику Суровикина». Тем самым западные эксперты подчеркивают: высокоточные удары по важным военным и военно-промышленным объектам Украины призваны подорвать не только ее долгосрочный оборонный потенциал, но и ослабить решимость украинцев.
А психологическая дезорганизация врага — это залог победы, писал еще китайский полководец Сунь-цзы (он, собственно, и считается основоположником представлений о «когнитивной войне»).
— Человеческое сознание превращается в важнейшую сферу ведения военных действий, такую же, как суша или море. «Когнитивная война» направлена на получение преимущества над противником путём воздействия на отношение и поведение элит и населения в целом, — объясняет Лора Худ, редактор отдела политики издания Conversation UK.
Успеть до Уиткоффа: Спецпосланник Трампа попытается оставить Украине половину Донбасса. Путин против
Наиболее мощный укрепрайон ВСУ в Славянске-Краматорске нашим, похоже, придется брать
Британский исследователь Тимоти Томас пишет, что «когнитивная война» основана на теории «рефлексивного контроля». Якобы она практически неизвестна на Западе, но была детально проработана в Советском Союзе, а затем блестяще применялась Россией.
Томас приводит один из примеров: СССР в разгар Холодной войны сумел полностью изменить представление США о ядерном балансе путём демонстрации фальшивых межконтинентальных баллистических ракет и подготовки дезинформационных мероприятий, которые легко ввели в заблуждение западную разведку.
Таким же примером применения «рефлексивного контроля» западные OSINT-аналитики называют как раз российские дальнобойные удары. Их результат — обман украинской и натовской разведки, которая была вынуждена перемещать самые эффективные системы ПВО так, как выгодно России.
Сейчас же, когда западные хозяева Украины просто лишены возможности поставлять ей столько же батарей и перехватчиков ПВО, как требует Владимир Зеленский, «когнитивная война» работает уже на новом уровне.
Как анализирует американский Институт изучения войны (ISW), комбинированные удары (в них используются баллистические ракеты, управляемые планирующие авиабомбы и беспилотники, в том числе реактивные) не столько наносят ущерб инфраструктуре, сколько подрывают общественную основу киевского режима.
В украинском социуме растет ненависть к собственным властям, которые не способны защитить население.
Хотя российские удары и наносятся только по военным и военно-промышленным объектам, не затрагивая гражданские, и практически все аналитики единодушны — столь малых гражданских потерь, которые отмечаются в ходе СВО, не было ни в одном вооруженном конфликте в истории.
Как правило, число погибших мирных жителей всегда превышало военные потери, иногда в разы.
Ночной удар по Украине: Одесский порт горит, в Староконстантинове «Кинжалы» нашли лакомые цели
Наши «поздравили» с назначением нового командующего ВВС Украины массированной атакой по 15 областям «неньки»
Кроме того, повреждение промышленных предприятий и критической инфраструктуры нарушает экономическую деятельность и снижает способность Украины поддерживать военные действия.
В качестве примера ISW приводит удар 26 июля, нанесенный по электромеханическому заводу в Елизаветовке (к северо-западу от Днепропетровска) и НПО «Гартрон-Аркос» в Харькове, которое производит электронику для РЭБ. Как подчеркивает ISW, российские войска использовали более половины из 208 беспилотников и 27 ракет для нанесения ударов по этим двум конкретным объектам, что подчёркивает их стратегическую важность в глазах командования.
Итальянский журнал Difesa («Оборона») в аналитическом докладе пишет: июль 2025 года стал рекордным по количеству беспилотников, запущенных российскими войсками в зоне СВО. Российская армия все активнее использует дроны-камикадзе «Герань-2», также задокументировано применение реактивных «Гераней-3».
Difesa пишет, что в июле было запущено как минимум 6242 российских дрона, включая «Герань-2» и разведывательные БПЛА. Для сравнения, в июле 2024 года количество дронов составляло 426.
Украинская госпропаганда заявляет, будто бы ПВО не могут перехватить лишь каждый десятый дрон.
В эти заявления невозможно поверить, учитывая, что плотность комбинированных ударов выросла на порядок, а украинская ПВО за год истощилась еще больше.
Помимо дронов, ВС РФ активно применяют ракеты, используя их в комбинированных атаках. В июле 2025 года, как пишет Difesa, было выпущено 172 ракеты, в том числе 105 Х-101 и «Искандер-К», 41 «Искандер-М» и как минимум 15 «Кинжалов».
Difesa обращает внимание: после долгого перерыва с ноября 2024 года по май 2025 года Россия возобновила использование ракет «Кинжал», выпустив 31 ракету в течение июня-июля.
Сводки СВО, новости и все самое важное о спецоперации на Украине, — в теме «Свободной Прессы».