Свободная Пресса на YouTube Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса в Дзен

Тяжелый путь на глубину: 25 лет после трагедии «Курска». Как сегодня выглядит наш подводный флот

Ядерный щит России находится в полном порядке, но с многофункциональными субмаринами есть проблемы

2220
На фото: атомный подводный крейсер "Казань" проекта 885М (шифр "Ясень-М") во время прибытия в пункт постоянного базирования на Северный флот.
На фото: атомный подводный крейсер «Казань» проекта 885 М (шифр «Ясень-М») во время прибытия в пункт постоянного базирования на Северный флот. (Фото: Лев Федосеев/ТАСС)

25 лет назад, 12 августа 2000 года, на атомной подводной лодки К-141 «Курск» произошла катастрофа. Сначала взорвалась торпеда, а затем АПЛ пошла ко дну. Почти все члены экипажа субмарины погибли сразу. Но часть подводников смогла выжить. Увы, они так и не дождались помощи.

Гибель «Курска» — трагедия не только Военно-морского флота, но и всей России. По ее итогам своих должностей лишилось большое количество высокопоставленных офицеров Северного флота и Главного штаба ВМФ.

На флоте стартовала реформа, начали поступать подводные лодки новых проектов, пошел процесс модернизации баз.

Минуло ровно четверть века с момента трагедии на К-141, и мы попробуем понять, что сейчас представляет собой подводный флот России — какие у него достижения и проблемы.

Читайте также
Как пятеро советских разведчиков заставили сдаться полк японских смертников Как пятеро советских разведчиков заставили сдаться полк японских смертников Руки не поднял только командир самураев, подполковник — он сделал себе хара-кири

Ядерный потенциал

За прошедшие годы основная ставка была сделана на развитие морской составляющей «ядерной триады». К концу 2000-х ситуация с подводными лодками стратегического назначения не сказать, что была хорошей.

Проект строительства АПЛ проекта 995 «Борей» застопорился на головном корабле. Тяжело шли испытания их «главного калибра» — межконтинентальных баллистических ракет «Булава».

По неизвестной нам причине разработчиком нового типа МБР был выбран Московский институт теплотехники, известный своими наземными грунтовыми комплексами «Тополь», «Тополь-М» и «Ярс».

Опыта разработки более сложных морских ракет МИТ не имел. Более перспективный комплекс Р-39УТТХ «Барк» от ГРКЦ им. Макеева был закрыт в 1998-м после неудачного пуска в Неноксе.

Между тем, ядерные «стратеги» стремительно старели. И если на Северном флоте стояли на вооружение относительно свежие АПЛ проекта 667БРДМ с ракетами Р-29РМУ2 «Синева», то на Тихоокеанском были гораздо более старые 667БДР с морально устаревшими Р-29Р.

На фото: межконтинентальные жидкостные двухступенчатые баллистические ракеты подводных лодок Р-29 проекта 667БДР "Кальмар".
На фото: межконтинентальные жидкостные двухступенчатые баллистические ракеты подводных лодок Р-29 проекта 667БДР "Кальмар". (Фото: Виктор Кошевой/ТАСС)

Надо отдать должное настойчивости российского военно-политического руководства и Минобороны.

Несмотря на все трудности связку «Борей"-"Булава» удалось довести до ритмичного серийного выпуска. Но получилось это далеко не сразу.

На фото: атомная подлодка "Юрий Долгорукий".
На фото: атомная подлодка "Юрий Долгорукий". (Фото: Минобороны РФ/ТАСС)

Так, до 2014 г. флоту было передано сразу три АПЛ проекта 995. Одна осталась на СФ, а две ушли на ТОФ.

Причем, головной североморский стратегический подводный крейсер «Юрий Долгорукий» по сути стал учебно-боевым. На нем отрабатывали тактику применения новейших ракетоносцев, изучали специфику выполнения маневров. В том числе было освоено ледовое всплытие.

На фото: пуск баллистической ракеты "Булава" с атомной подлодки "Юрий Долгорукий" в Баренцевом море.
На фото: пуск баллистической ракеты "Булава" с атомной подлодки "Юрий Долгорукий" в Баренцевом море. (Фото: Пресс-служба Северного флота/ТАСС)

Но после 2014-го наступает пауза на шесть (!) лет. Такой перерыв связан с серьезной корректировкой проекта. Пока неизвестно, что стало причиной его пересмотра. Есть несколько версий.

Первые три «Борея» была заложены в конце 1990-х-начале 2000-х.

Часть технологических решений была признана устаревшей. Также есть версия, что судостроители за это время утратили некоторые технологии.

Но наиболее реалистичное, на наш взгляд, предположение — новый проект 995А «Борей-А» выполнили более простым и в то же время технологичным. Это нужно было для того, чтобы максимально увеличить скорость выпуска новейших стратегических крейсеров.

На фото: атомный подводный ракетный крейсер стратегического назначения "Князь Владимир" проекта 955А на базе подводных сил Северного флота Гаджиево.
На фото: атомный подводный ракетный крейсер стратегического назначения "Князь Владимир" проекта 955А на базе подводных сил Северного флота Гаджиево. (Фото: Лев Федосеев/ТАСС)

По сравнению с обычными «Бореями», «ашки» стали короче. С корпуса убрали несколько сложных элементов, в том числе характерные «плавники» в районе шахт межконтинентальных баллистических ракет. Упростили конструкцию ходовой рубки.

С 2020-го судостроители передают ВМФ по одному «Борею» каждый год. Исключением стал 2024-й. Пауза возникла между «Князем Пожарским» и «Императором Александром III». С чем была связана задержка, официально не сообщалось. Но сейчас строительство АПЛ вошло в график.

Последний «Борей-А» должен пополнить состав ВМФ в 2027-м. Также предусмотрено строительство обновленных стратегических крейсеров по проекту «Борей-АМ». Про последний почти ничего не известно, кроме заявлений официальных лиц, что новые АПЛ будут обладать улучшенными характеристиками". Правда, их закладка еще не состоялась.

Примечательно, что на базе «Борея» создавалась фактически новая стратегическая субмарина. Она получила индекс «Борей-Б». Но дальше эскизов проект не пошел. Минобороны не устроила стоимость работ и цикл производства субмарин. В результате «бэшки» были исключены из госпрограммы вооружения.

На первом этапе «Бореи» шли на ТОФ, где они срочно меняли «старичков» БДРов. А вот на Северном флоте службу продолжали нести 667БДРМ. Поэтому субмарин 995/995-А у североморцев на текущий момент всего три единицы из восьми построенных.

Но «Дельфины» постепенно стареют. Все эти субмарины прошли средний ремонт и модернизацию в 2010-х. И срок их службы уже подходит к концу. Так, в 2022-м была списана К-84 «Екатеринбург».

Проект «Борей» — прекрасный пример, как при правильной организации работ за несколько лет была решена сложнейшая задача по модернизации морской части «ядерной триады». Но полностью 995/995-А пока «Дельфинов» не заменили. И североморские БДРМы еще вовсю продолжают службу.

Многофункциональный завал

Пока все силы были направлены на ритмичный выпуск стратегических подлодок, ситуация с многоцелевыми АПЛ складывалась не столь радужной.

В наследие от СССР российскому ВМФ достался целый «зверинец» субмарин различных проектов — от относительно современных АПЛ пр. 971 «Щука-Б» и уже устаревших, но вполне ходовых 671РТМК до крайне дорогих и сложных в эксплуатации титановых 945А «Кондор».

На фото: АПЛ проекта 971У "Щука-Б" К-419 "Кузбасс".
На фото: АПЛ проекта 971У "Щука-Б" К-419 "Кузбасс". (Фото: Юрий Смитюк/ТАСС)

Особняком стояли ракетные крейсера проекта 949/949А «Антей». К последним и относился погибший в 2000-м «Курск».

Эти субмарины были предназначены для борьбы с крупными корабельными ударными группировками противника, в первую очередь авианосцами. Поэтому «Антеи» и были сведены в три противоавианосные дивизии: две на СФ и одна на ТОФ.

Читайте также
Камчатский урок: Цунами от подрыва «Посейдонов» смоет врагов России в океан Камчатский урок: Цунами от подрыва «Посейдонов» смоет врагов России в океан Стихийное бедствие невольно «отрекламировало» перспективы российского подводного дрона

В 1990-е одновременно с «Бореем» появляется проект современной многоцелевой АПЛ проекта 885 «Ясень». И тут важно отметить, что новинка шла для усиления подлодок проекта 949/949А. А не на замену всей линейки ударных субмарин, как принято считать. И «Ясени» должны были поступать только в противоавианосные дивизии.

В этих соединениях они за счет мощнейших гидроакустических станций должны были выступать лидерами ударных групп субмарин. Ранее в противоавианосных дивизиях такие тактические формирования состояли из АПЛ проектов 671 и 949. «Ясень» же становился универсальным охотником. Он наводил «Антеи», с их мощным ракетным залпом, на цели, а также мог самостоятельно пробраться в корабельный ордер и начать топить противника.

На тот момент решение было вполне оправданным. Вовсю шло строительство АПЛ проекта 971. Даже по современным меркам — это очень боеспособные подлодки с уникальными характеристиками.

Но «Ясень», как и «Борей», попал в тяжелую ситуацию. И развитие проекта остановилось на долгие годы. В это же время всё финансирование подводного флота сконцентрировалось на поддержании в боеспособном состоянии «стратегов». В результате многоцелевые АПЛ массово вырабатывали свой ресурс и становились в отстой в ожидании ремонта.

С мертвой точки ситуация сдвинулась только в начале 2010-х. Головную субмарину пр. 885 «Северодвинск» наконец удалось довести до ума. В 2014-м ее после решения множества проблем все-таки передали ВМФ.

При этом появляется проект упрошенной и более технологичной субмарины — пр. 885 М «Ясень-М».

Но в отличие от «Борея-А» — это, по сути, новая подлодка. Уже заложенную в 2009-м году АПЛ «Казань» начинают перестраивать. Процесс тормозится. И только спустя семь (!) лет первый «Ясень-М» передается флоту.

К сожалению, выйти на ритмичное производство субмарин пр. 885 М у кораблестроителей пока не вышло. Лодки передаются неравномерно — в среднем с интервалом в два года. Причем по последним пяти лодкам проекта информация пока туманна. Крайняя — «Братск» — даже еще не заложена.

На фоне ситуации с «Ясенями» проблемы возникли и у остальных многофункциональных субмарин. Флот пытался любой ценой удержать в строю те немногочисленные субмарины, что еще были ходовыми. Но несмотря на все усилия, их начали списывать.

Еще в начале 2010-х появился проект модернизации АПЛ пр. 971. Они должны были получить новые бортовые системы, современную акустику и ракеты «Калибр"/"Оникс». Но эти работы фактически провалились.

В частности, с ТОФ были перевезены специальным грузовым судном сразу две «Щуки-Б». Их планировалось модернизировать в Северодвинске. Но впоследствии, после оценки стоимости и технического состояния лодок, от этих работ отказались.

Так что, как это ни удивительно, главной многофункциональной «рабочей лошадкой» флота оказались «систершипы» погибшего «Курска» — лодки проекта 949А «Антей». Им по мере возможностей помогают «Ясени-М». Но последних всего пять единиц, поделенных между двумя флотами.

Последние новости
Цитаты
Станислав Тарасов

Политолог, востоковед

Константин Сивков

Военный эксперт, доктор военных наук

СП-Видео
Новости Жэньминь Жибао
СП-Видео
Фото
Цифры дня