
Главным итогом саммита на Аляске стала принципиальная договоренность Владимира Путина и Дональда Трампа о «воздушном перемирии» (air truce). Правда, о нем пока не объявлено официально, поскольку предстоит еще обсуждение деталей. Про это пишет в соцсети присутствовавший на Аляске обозреватель The Economist Оливер Кэрролл, со ссылкой на источники в ближайшем окружении Трампа.
Рассматривается возможность прекращения авиаударов с использованием беспилотников и ракет обеими сторонами конфликта. Это должно стать первым шагом к деэскалации. Но, как пишет Кэрролл, такое предложение требует встречного согласия со стороны киевского режима.
В последние месяцы наблюдалась эскалация воздушных атак с обеих сторон. Россия активизировала нанесение массированных авиаударов, которые стали самыми интенсивными за весь период СВО. В ответ Украина усилила атаки беспилотниками на российские аэродромы, склады боеприпасов и аэропорты, расположенные в глубоком тылу.
Про возможности «воздушного перемирия» и до саммита, и после него сообщали многочисленные и заслуживающие доверия источники, от Bloomberg до Japan Times. Bloomberg, например, писал, что «воздушное перемирие» было одним из главных вопросов, который обсуждал во время визита в Москву спецпредставитель Трампа Стивен Уиткофф.
Еще до саммита Украина заявляла, что готова поддержать «воздушное перемирие». Советник главы офиса президента Украины Михаил Подоляк прямо накануне саммита заявил в интервью Corriere della Sera, что Киев готов обсудить прекращение огня, в том числе в воздухе, в качестве первого шага к началу полноценного переговорного процесса.
Правда, остается неясным, как такое перемирие будет контролироваться и какие механизмы будут использоваться для предотвращения его нарушений. Также непонятно, распространится ли оно на боевые действия на передовой, где российские войска активно используют артиллерию, беспилотники и корректируемые авиабомбы для поддержки сухопутных операций.
С другой стороны, многочисленные подразделения «птах Мадьяра» (операторов дронов) помогают ВСУ сдерживать наступление российских войск, наносят урон коммуникациям, создавая затруднения в логистике. Кроме того, массированные налеты БПЛА на объекты нефтегазовой структуры и транспорта, промышленные предприятия и жилые дома доставляют большие проблемы русским, констатирует The Eurasian Times.
Почему же тогда украинцы вдруг решили поддержать «воздушное перемирие», если верить Подоляку? Причина в том, что они лишаются возможностей «воздушной войны». Накануне саммита ФСБ совместно с Минобороны РФ провели успешную операцию, уничтожив кластер украинских предприятий, которые на немецкие деньги пытались создавать ракеты большого радиуса действия «Сапсан».
Эта блестяще проведенная спецоперация оказалась почти не замеченной западной прессой, которая была полностью сосредоточена на подготовке к саммиту. Но, например, канадско-индийское издание The Eurasian Times пишет, что украинцы пытались разрабатывать «Сапсаны» с 2006 года для замены устаревшей советской ракеты «Точка-У», которая на тот момент была единственной баллистической ракетой в арсенале Украины.
Однако из-за финансовых ограничений работа над проектом продвигалась медленно, и в 2013 году его временно приостановили. После Евромайдана проект возобновили, его накачивали деньгами европейцы и даже арабы. Экспортный вариант ракетной системы под названием «Гром-2» был разработан при финансовой поддержке Саудовской Аравии.
Ракета «Сапсан» была спроектирована таким образом, чтобы уклоняться от современных систем противовоздушной обороны, таких как российские С-300 и С-400, за счёт аэробаллистической траектории полёта, которая якобы позволяет ей менять траекторию в полёте и затрудняет перехват. Сами украинцы заявляли, будто «Сапсан» обеспечивает более высокую точность, чем российский «Искандер», с круговой вероятной ошибкой (КВО) около 20 метров (по сравнению с 30 метрами у «Искандера»).
Минобороны России подтверждало, что с начала СВО Украина несколько раз применяла «Гром-2» («Сапсан») против целей на российской территории России, в частности, в Крыму.
Украинцы были близки к созданию ракет увеличенной дальности, в зону поражения которой могла бы попадать большая территория России. Неслучайно удар новейшим российским гиперзвуковым комплексом «Орешник» в ноябре прошлого года был нанесен по заводу «Южмаш» — одному из центров, где производились эти ракеты.
Теперь же, как пишет The Economic Times, уничтожение украинских предприятий в Павлограде, Шостке и Житомирской области (там производились разные компоненты для ракет, от топлива до систем наведения) похоронило планы украинского командования. Атаковать цели в глубине России ракетами Зеленский не сможет. По крайней мере, длительное время. Так что у киевского режима просто нет вариантов, кроме как поддержать предложенное Россией «воздушное перемирие». Хотя, конечно, это они попытаются выдать за шаг к прекращению огня.
Сводки с фронта, новости и все самое важное о спецоперации на Украине, — в теме «Свободной Прессы».