
ВС РФ контролируют сейчас уже более 88% территории ДНР, фактически всю территорию ЛНР, а также совокупно 73% территории Херсонской и Запорожской областей, подсчитал американский Институт изучения войны (ISW).
Также у ВС РФ есть несколько крупных плацдармов в Сумской, Харьковской и иных областях. Точных данных об их площади нет. Но, в частности, OSINT-проект DeepState на основе данных геолокации суммарно оценивает площадь таких плацдармов минимум в 450 кв. км. Однако к этим подсчетам стоит относиться с осторожностью, наверняка, реальная площадь больше.
В рамках мирного соглашения с Россией киевскому режиму придется отказаться от остающейся оккупированной части Донбасса. По оценкам американского информагентства Reuters, ВСУ по-прежнему контролируют около 6600 кв. км территории на западе и северо-западе ДНР.
По последним данным местных властей, там осталось около четверти миллиона человек. К крупным городским центрам относятся Краматорск, Славянск, Константиновка и Дружковка, вместе составляющие так называемый «пояс фортець» (фортеця = крепость — укр.).
Некогда экономически развитая территория сейчас представляет собой интерес в первую очередь с военно-стратегической точки зрения, пишет Reuters.
— Реальность такова, что доступ к этим экономическим ресурсам скорее всего будет невозможен в течение как минимум десяти лет — из-за мин, — говорит в интервью Reuters доктор Марни Хоулетт, преподаватель кафедры российской и восточноевропейской политики Оксфордского университета.
При этом контроль над оставшейся частью Донбасса позволит ВС РФ значительно укрепить возможности в фортификации, пишет ISW.
— Последние 11 лет Украина тратила время, деньги и силы на укрепление «пояса фортець» и создание значимой оборонно-промышленной и оборонительной инфраструктуры, — пишет ISW.
Судя по данным института, речь идет о траншеях, бункерах, минных полях, противотанковых заграждениях и десятках километров заграждений из колючей проволоки. Российские войска после вывода ВСУ с оставшейся части Донбасса без боя займут все эти оборонительные сооружения.
Однако не все западные эксперты говорят о большой значимости «пояса фортець», считая, что это во многом фейк украинской госпропаганды.
— Местность вполне пригодна для обороны, особенно высоты Часова Яра, которые долгое время являлись опорным пунктом украинской линии обороны, — говорит Ник Рейнольдс, научный сотрудник по наземным боевым действиям британского Королевского объединённого института оборонных исследований (RUSI). — Но если вы посмотрите на топографию Донбасса и восточной Украины в целом, то увидите, что местность не очень благоприятна для украинцев. Донецк расположен на возвышенности. По мере продвижения на запад местность становится всё более холмистой, что не очень удобно для украинцев с точки зрения ведения оборонительных операций.
По словам Рейнольдса, Часов Яр, освобожденный российской армией 31 июля после 15 месяцев кровопролитных боев, был одним из последних участков возвышенности, контролируемых украинцами.
Оставшаяся часть Донбасса с точки зрения топографии не позволяет организовать такую же эффективную оборону, считает эксперт, выражая скепсис в значимости украинского «пофса фортець».
— Возвышенности лучше подходят для распространения радиоволн и координации действий дронов. Дело не только в том, чтобы вклиниться в ближний бой или преодолеть трудности при подъёме и спуске с холма, но и в том, чтобы вести наблюдение и, следовательно, координировать артиллерийский огонь и другие виды огневой поддержки без использования дронов, — объясняет эксперт.
Разведданные, полученные со спутниковых снимков, будь то от международных партнёров Украины или от коммерческих компаний, очень важны, отмечает Рейнольдс, «но это не то же самое, что возможность напрямую координировать собственные тактические задачи».
Европейцы тем временем, подсчитывая нынешние и грядущие территориальные потери Украины, уже принялись считать, и сколько «миротворцев» придется вводить вдоль демилитаризованной линии.
Военный аналитик Бенджамин Янсен из Futures Lab считает, что придется вводить 100 тысяч человек (это столько же, как вся армия Греции или Испании). А обозреватель издания Euractiv Кьельд Ньюберд считает, что хватило бы и «относительно небольшой бригады численностью около 10 тысяч солдат».
В любом случае, сколько бы «миротворцев» НАТО не захотело ввести в Украину — хоть тысячу, хоть миллион — это будет абсолютно неприемлемый для России сценарий, сходятся во мнении все западные аналитики. Так что гадают они вообще непонятно о чем.
Сводки с фронта, новости и все самое важное о спецоперации на Украине, — в теме «Свободной Прессы».