
Продолжим разговор, начатый в статье «Курилы — это Россия».
И вспомним, что в 1990-х годах десятки видных российских демократов требовали передачи Японии как минимум Южных Курильских островов.
Согласно рассказу пресс-секретаря Президента Российской Федерации Вячеслава Костикова, во время первого официального визита Б.Н. Ельцина в США в 1992 году, сразу по приезде в Вашингтон Борис Николаевич позвонил из гостиницы Солженицыну и имел с ним «длинный разговор», в частности, о Курильских островах. «Мнение писателя оказалось неожиданным и для многих шокирующим: „Я изучил всю историю островов с XII века. Не наши это, Борис Николаевич, острова. Нужно отдать. Но дорого…“».
Позже Солженицын заявил, что без передачи Курил Японии у России не будет будущего.
Тогда же Ирина Хакамада на приёме японской делегации открыто заявила: «Да не волнуйтесь вы! Отдадим вам Курильские острова!»
В августе 1992 года должен был состояться визит Ельцина в Японию, где он и собирался отдать Японии Южные Курильские острова. Однако по ряду причин сделка не состоялась.
А, может, действительно продать Курилы за дорого? Вспомним, как лихо продал Аляску князь Горчаков. И буквально за последующие какие-то 30 лет американцы только на добыче золота окупили сделку в 28 (!) раз.
Ну а главное, Курильский барьер защищает нашу Восточную Сибирь. В 1960—1980-е годы, несмотря на присутствие мощного советского Тихоокеанского флота, американские подводные лодки творили беспредел в Охотском море. Так, с 1975 по 1985 год в ходе операции «Вьюнок» американские подводные лодки регулярно ставили «коконы» (системы прослушки) на подводные правительственные кабели, связывающие Камчатку с Сибирью.
Лишь успех советской агентурной разведки в Вашингтоне, получившей информацию о «коконах», прервал операцию «Вьюнок».
24 июня 1970 года в Охотском море на глубине 45 м произошло столкновение советской атомной подводной лодки К-108 проекта 675 с атомной подводной лодкой ВМС США SSN-639 «Тотог». Обе лодки получили серьёзные повреждения.
По сведениям западных СМИ, в феврале 1976 года в 12 км от побережья Сахалина упал в воду стратегический бомбардировщик Ту-95 с двумя водородными бомбами на борту. Весной того же года американцы направили туда подводную лодку «Грейбэк», боевые пловцы которой доставили на лодку элементы водородных бомб.
В свою очередь Минобороны СССР отрицало даже факт полётов Ту-95 вблизи Сахалина в течение всего 1976 года. Однако после 1991 года многие ветераны признали факт гибели бомбардировщика Т-95.
В июне 1976 года крейсер, фрегат, танкер и подводная лодка 7-го американского флота вошли в Охотское море.
В 1985 году два американских фрегата вошли в Охотское море через залив Фриза. Над ними непрерывно барражировали советские истребители МиГ-23 с аэродрома «Буревестник» на острове Итуруп.
27 сентября 1986 года в Охотское море вошли линкор «Нью-Джерси» ВВ-62, крейсера «Винсенс» и «Лонг Бич», и эсминец «Меррил». С воздуха их прикрывала авиация авианосцев «Ронджер» CV-61 и «Кокстеллейшн» CV-64.
В итоге линкор «Нью-Джерси» с 32 ракетами «Томагавк» на борту подошёл на расстояние около 100 км к Магадану. Над американским соединением летали ракетоносцы Ту-16, а на море его сопровождали один БПК и два МПК.
Американские военные самолёты регулярно залетают в Охотское море. Отечественные СМИ пишут об этом коротко и неясно. Вот, к примеру, 19 июня 2020 года американский стратегический бомбардировщик B-52H был перехвачен над Охотским морем тремя российскими истребителями Су-30, Су-35 и МиГ-31. Где проходил маршрут В-52Н, народу знать не положено.
А как могли попасть американские подводные лодки в Охотское море? Туда ведут только два пролива, у которых один берег — японский. Это пролив Измены между островами Кунашир и Хоккайдо с глубинами 4,5−22 м. В проливе постоянные туманы, а в январе он замерзает. Проход через пролив атомных подводных лодок в подводном положении исключён, а в надводном маловероятен. Согласно лоциям, пролив Измена используется только для малых судов.
Пролив Лаперуза между Хоккайдо и Сахалином довольно широк — 43 км, а средние глубины 20−40 м. Проход атомных подводных лодок в подводном положении тоже исключён. Замечу, что в 1945 году три американские подводные лодки прошли проливом Лаперуза, но в надводном положении. Причём одна из лодок погибла.
Таким образом проход американских подводных лодок в Охотское море возможет только через проливы между Курильскими островами. Речь идёт о проливах: Первом, Четвёртом, Крузенштерна и Буссоль.
В случае передаче Японии Южных Курильских островов под их контроль подойдут проливы Фриза и Екатерины. Оба пролива глубоководные и удобны для прохода самых больших атомных подводных лодок. Мало того, эти два пролива — единственные незамерзающие проливы Курильской гряды.
Ряд западных политиков и военных утверждают, что Японии нужны не столько острова, сколько проливы.
И действительно, если японцы получат эти проливы, то там станут постоянно патрулировать корабли американского и японского флотов, включая носители ракет «Томагавк». Замечу, что в 2026 году Япония получит из США 400 ракет «Томагавк» и пусковые установки для 14 кораблей.
Вспомним, что до Второй мировой войны Охотское море контролировалось японцами. Их рыбаки хищнически вылавливали рыбу и били морского зверя, как на море, так и заходя в устья сибирских и камчатских рек.
Мало того, японцы каждый сезон создавали на берегах Охотского моря десятки факторий, где работали рыбоперерабатывающие заводы, вёлся незаконный торг с местным населением
В районе современного Магадана на одном из островов японцы основали большую колонию, но её население вымерло от неизвестной заразной болезни. Русские случайно обнаружили колонию в 1912 году, через несколько лет после её гибели.
Сейчас сибирское побережье Охотского моря практически не защищено. Там функционируют Магаданский погранотряд и пять пограничных застав, в том числе в Охотске и Аяне. Они охраняют побережье длиной 5506 км и морскую границу в 2031 км.
Надо ли усиливать защиту сибирского побережья Охотского моря? На взгляд автора, нет. Вместо этого следует наглухо закрыть Охотское море от флотов потенциальных противников, диверсантов и контрабандистов.
По данным СМИ, в глубоководном Охотском море патрулируют российские подводные ракетоносцы, базирующиеся в порту Вилючинск на Камчатке. Однако их боевая устойчивость зависит от наличия американских подводных лодок в Охотском море. В день «Х» ракетоносцы могут быть поражены торпедами американских «лодок-убийц» прежде, чем они выпустят свои МБР.
С начала 1980-х годов советское руководство несколько раз предлагало США создать «Защищённые районы боевых действий» (ЗРБД). Однако американцы категорически отказываются это сделать. Перекрытие Курильских проливов от американских подводных лодок может создать надёжный ЗРБД в Охотском море.
Сейчас в мирное время Курильские острова прикрыты противокорабельными комплексами «Бастион», базирующимися на Итурупе, Матуа и Камчатке. Теперь осталось полностью защитить все Курильские проливы от проникновения подводных лодок. Это могут делать дизельные подводные лодки ТОФ, патрулирующие входы в проливы. Увы, проливов куда больше, чем лодок.
Гораздо более эффективно и экономично Курильские проливы могут защитить подводные, надводные и воздушные дроны.
Помните фильм 1956 года «Тайна двух океанов»? А сейчас высокие технологии позволяют сделать эффективные дроны, которые могут поражать в проливах любые подводные лодки.
Причём действовать они могут как с обитаемых, так и с полностью автоматизированных станций. Профилактика автоматизированных станций может проводиться раз в год, а то и много реже.
Охрана Курильских проливов — первостепенное дело государственной важности.