
На параде в Пекине 3 сентября 2025 года впервые был показан средний танк ZTZ-201, который, видимо, станет основным танком НОАК.
Основное отличие танка ZTZ-201 от предшествующих китайских танков, как, например, от «тип 99» (ZTZ-99) — замена 125-мм гладкоствольной пушки на гладкоствольную 105-мм пушку. Китайцы утверждают, что её подкалиберный снаряд развивает скорость 1706 м/с и действует также по броне, как и 125-мм подкалиберный снаряд.
Понятно, что уменьшение калибра увеличивает боекомплект и темп стрельбы. Угол возвышения пушки невелик: по моей оценке, порядка 20°.
Экипаж ZTZ-201 состоит из трёх человек: командира, наводчика и механика-водителя, которые размещены в бронированной капсуле в носовой части танка. Башня необитаема. Таким образом, экипаж отделён от боеприпасов. Хотя я не могу представить, что будет с экипажем в капсуле при детонировании боеприпасов. На Украине в этом случае башня отлетала от танка на несколько метров, а корпус раскурочивался донельзя.
Уменьшение толщины брони и калибра пушки позволило снизить вес танка ZTZ-201 до 35−40 тонн. Замечу, что вес танка «Абрамс» 61−64 т, «Леопарда-2» 60−66 т, «Челленджер-2» весит 62,5 т, а с дополнительной защитой — до 75 т, последняя версия танка «Меркава» — 65−80 т.
Западные специалисты утверждают, что «уменьшенный профиль снижает силуэт танка, затрудняя его обнаружение и попадание снарядов», а также то, что китайцы не учли опыта боевых действий на Украине и не оснастили танки «мангалами» и противодроновыми решётками.
Я же думаю, что китайские товарищи учли этот опыт, но попытались решить проблему по-своему.
В башню ZTZ-201 встроена боевая станция с дистанционным управлением, которая выполняет функции борьбы с беспилотниками и противовоздушной обороны, что подчеркивает, что НОАК теперь рассматривает беспилотники в качестве приоритетных угроз на поле боя. Станция включает в себя 13 лидарных датчиков.
Позади башни установлены две пусковые установки с четырьмя контейнерами неизвестного назначения: возможно, постановка дымовой завесы, активная защита, миниатюрные ракеты для борьбы с БПЛА
Один из зарубежных источников говорит о наличии в башне БПЛА. На крыше башни видно несколько маленьких люков неизвестного назначения. По краям башни имеются четыре фазированные решётки РЛС миллиметрового диапазона.
Впервые в XXI веке на танке ZTZ-201 установлен гибридный двигатель. Основной — дизель мощностью 1200 л. с. Второй двигатель — электрический, работающий от мощных батарей. На пике электродвигатель развивает мощность 1500 л. с.
Зачем установлен электродвигатель? Причин для этого много. Так, при температуре -30°С разогрев холодного танка Т-72 занимает около 14 минут, а при электродвигателе танк готов к бою мгновенно.
Велик расход дизельного топлива, когда танк стоит несколько часов в засаде. К тому же при работе электродвигателя резко падает шумовое и инфракрасное излучение. Кстати, на ZTZ-201 для снижения инфракрасного излучения установлены тепловые экраны.
Разработчики утверждают, что скорость танка по дороге 84 км/ч, а по бездорожью — 40−60 км/ч. Мне кажется, что корректнее сказать: по шоссе — 84 км/ч, а 40−60 км — по грунтовой дороге.
Вот и всё, что можно более-менее уверенно сказать о ZTZ-201. А дальше идут фантазии «специалистов».
Говоря о мощной активной защите ZTZ-201, возникает вопрос, как она будет работать при одновременном попадании в танк нескольких летящих параллельных снарядов? Так, например, палестинцы в секторе Газа давали залпы по израильскому танку «Меркава» сразу из трёх или более гранатомётов «Ясин-105», и активная защита «Меркавы» пропускала как минимум одну ракету.
Дарю идею — на пушки и гранатомёты устанавливать небольшие стволики калибра 20−23 мм, снаряд которых летит на несколько метров впереди основного выстрела. Активная защита поражает фиктивный снаряд, а боевой снаряд поражает танк.
Между прочим, американцы в 1950—1970-х годах ставили пристрелочные 20-мм стволы на безоткатные 106-мм орудия и на систему «Дэви Крокет».
Попробуем сравнить танк ZTZ-201 с танком KF-51 «Пантера» фирмы «Рейнметалл». Впервые этот танк показан 13 июня 2022 года, но на вооружение бундесвера пока не поступил. Судя по всему, в ближайшие годы KF-51 станет основным танком стран НАТО на европейском континенте. Помимо ФРГ, заказ на 300 таких танков дала Италия, а их производство планируют наладить в Венгрии и на Украине.
Боевой вес KF-51 составляет 59 т. Дизельный двигатель мощностью 1500 л. с. позволяет развивать максимальную скорость по шоссе до 70 км/ч.
Танк оснащён 130/55 мм/клб гладкоствольной пушкой L-52 фирмы «Рейнметалл». Углы вертикального наведения её от -5° до +20°. Два конвейерных барабана вмешают 20 выстрелов и ещё 10 помещаются в башне.
При необходимости вне корпуса за башней можно разместить ещё 10 выстрелов. В боекомплект пушки входят подкалиберный и программируемый кумулятивно-осколочный снаряды. Кроме того, танк оснащён 7,62-мм и 12,7-мм пулемётами с дистанционным управлением.
Внутри башни помещено до 13 барражирующих боеприпасов типа HERO-120, а на башне размещён квадрокоптер с электродвигателем. Время его полёта составляет 50 минут. При посадке квадрокоптера на башню «Пантеры» автоматически начинается подзарядка его аккумуляторов.
Башня KF-51 обитаемая: там находятся командир и наводчик. Справа в передней части корпуса сидит механик-водитель, а слева четвёртое место… пустое. При желании там сядет командир подразделения, а штатно — оператор, работающий с разведывательным дроном.
Вопрос, должен ли танк иметь за бронёй свой собственный дрон, остаётся открытым. Но получать информацию с разведывательных дронов должен каждый танк. А кто будет работать с дроном? Командир танка? Механик-водитель? Для этого, на мой взгляд, и нужен четвёртый член экипажа.
При сравнении ZTZ-201 и KF-51 огневая мощь куда больше у «Пантеры», а по скорости и манёвренности впереди ZTZ-201.
Кроме того, дополнительный электродвигатель ZTZ-201 даёт ему множество преимуществ.
Тут я сравниваю танки с инженерной точки зрения. А они предназначены для боевых действий в совершенно разных условиях: «Пантера» — для войны в Центральной Европе, а ZTZ-201 — для боевых действий в Индокитае, на Памире, в ходе десанта на остров Тайвань
ZTZ-201 гораздо дешевле и более технологичен в производстве, чем KF-51. Волей-неволей на ум приходят аналогии между танками Т-V «Пантера» и Т-34.
Эволюция оружия делает войны то манёвренными, то позиционными. Эпоха манёвренных Наполеоновских войн в конце XIX века с появлением магазинных винтовок, скорострельных полевых (до 15 выстрелов в минуту) пушек с эффективной шрапнелью и пулемётов сменилась тридцатилетней эпохой позиционных войн.
В конце 20-х годов ХХ века появление быстроходных танков и пикирующих бомбардировщиков вновь сделало войну манёвренной. А сейчас опять возвращается эпоха позиционных войн.
Танковые сражения с использованием сотен машин, как на Курской дуге и на Синайском полуострове, ушли в небытие. Вспомним победоносную «шестидневную» (!) 1967 года войну. А теперь те же израильтяне три года воюют в маленьком секторе Газа с 30−40 тысячами палестинцев, у которых нет ни самолётов, ни танков, ни пушек. И войне конца не видно.
В Сирии с 2012 года бои за города, да что за города, за отдельные кварталы в городах велись месяцами и годами.
Танковые поединки на Ближнем Востоке и на Украине — большая редкость. Танки превратились в САУ ближнего боя и действуют в одиночку или максимум, взводами.
Новости, аналитика и все самое важное о вооружении и военных конфликтах, — в военном обозрении «Свободной Прессы».