
Революция беспилотников делает их востребованными в самых разных сферах жизни. Скоро дроны будут массово применять для фиксации нарушений правил дорожного движения (ПДД). «Письма счастья» со штрафами автомобилистам станут рассылать веером, пополняя казну. Интересно, что об этом думают бойцы на фронте, где БПЛА теперь главное оружие?
По информации «Ъ», в ближайшее время должна быть создана рабочая группа по разработке нормативной базы использования БПЛА для фиксации правонарушений. Среди заинтересованных ведомств, помимо автоиспекции, Минтранс и Минэкономики. Фронтмен реформы — сенатор Михаил Черников.
«Дефицит кадров [в ГИБДД] будет только расти, — пояснил Черников одну из причин новации на тематическом круглом столе в Совфеде. — Нужно изыскивать новые формы контроля без участия человека». В ГИБДД вообще считают, что БПЛА могут «парковаться» на базовых станциях и летать оттуда к месту самостоятельного оформления мелких аварий.
Эксперимент с использованием дронов для контроля движения ранее прошел в 29 регионах. Было зафиксировано 35 тысяч нарушений (главные — выезд на встречку и на обочину, проезд на красный), но штрафы при этом выносились в ручном режиме на основании съёмки с воздуха. Инспекторы же хотят, чтобы всё происходило автоматически.
После окончания СВО, пояснил ход своих мыслей сенатор, дроны будут использоваться повсеместно и к этому моменту надо подготовиться технически и юридически: прописать возможность закупки БПЛА по аналогии со стационарными камерами, создать регламент передачи данных с дронов в базу данных ГИБДД и, конечно, предусмотреть арбитраж.
Возможность оспорить штраф, присланный «летучим голландцем» особенно важна. Доверяя судьбы и деньги россиян роботам, нельзя оставить людей один на один с бездушной машиной. А то можно довести до ситуации, когда автомобилисты, разозлённые несправедливостью, станут сбивать БПЛА из дробовиков, как на фронте.
Ещё одна возможная проблема заключается в особенностях влияния дронов на дорожную ситуацию. Что если завидев над трассой летательный аппарат, водители рефлекторно начнут пытаться уйти от потенциальной опасности (атас, ВСУ!) и тем, напротив, создавать аварийные ситуации? Отслуживших сейчас в стране немало, остальные тоже в курсе.
Хотя старший инспектор по особо важным поручениям ГИБДД Михаил Котов на этот счёт спокоен — беспилотники можно применять, предупреждая водителей заранее с билбордов, как это бывает со стационарными камерами. Верится в спокойствие водителей в такой ситуации с трудом. Фронтовики даже во время салютов нервничают. А тут БПЛА!
Нельзя исключать и ведомственные трения на местности. Автономная станция базирования беспилотников (дроп-бокс), обеспечивающая взлёт-посадку, подзарядку аккумуляторов и передачу информации, антитеррористическими силами может быть воспринята как вражеский объект и уничтожена. Или наоборот, ВСУ начнёт рядиться под станции ГИБДД.
Вспомним, какой шухер навёл Киев своими кустарными мобильными контейнерами с БПЛА, замаскированными под сборные дома и доставляемые в отдалённые регионы РФ, где расположены аэродромы нашей стратегической авиации. Ловили их тогда всем миром, тормозили фуры на каждом посту. Повесив буквы ГИБДД, террористы пролезут всюду.
Кстати, вражеские дроны могут мимикрировать не только под аппараты ГИБДД, но и других ведомств. Так, БПЛА уже применялись для слежки за незаконным разведением костров в лесах. Впереди — контроль за дикорастущим борщевиком (за это теперь штрафуют) и поиск захламлённых земельных участков (их можно отобрать).
«Классно штрафовать жителей Подмосковья за превышение предельной высоты забора на участке (2 метра). Беспилотник, оснащенный цифровой камерой, поможет выявить любителей спрятаться от взоров любопытных соседей за высокими стенами и раскулачить. Жителям Барвихи стоит напрячься», предвидела недавно «СП». Текст в руку?
А вот мигрантов ищут с помощью БПЛА уже давно. Аппарат залетает в недостроенный каркас здания и буквально «ходит» по комнатам, передавая сигнал «товарищу майору», который поджидает снаружи на низком старте, готовый сцапать нелегалов. Видео процесса похоже на компьютерную игру-бродилку, но это совсем не игра.
Громадные перспективы имеют БПЛА в деле доставки. Чем платить курьерам по 200 тысяч не лучше ли снарядить беспилотник? Пионером этого дела в России, а может и в мире, была одна пиццерия из Коми. Ещё в незапамятном 2010-м, когда Крым был не наш, а в войсках о дронах даже не слышали, основатель проекта развёртывал сеть доставки воздухом.
Наконец, с беспилотников можно следить за теми, кто сам несанкционированно запускает беспилотники (на фронте давно уже применяются дроны-перехватчики дронов). В столичном регионе за это штрафуют на 50 тысяч рублей. Логика понятна: частные беспилотники своим появлением нервируют население. А ведомственные не нервируют?
Все эти новшества, конечно, впечатляют. Особенно БПЛА в руках ГИБДД. Но главный вопрос, который возникает: как это разнообразие мирной гражданской беспилотной авиации увязывается с громадными потребностями в дронах фронта? Если в одном месте — на гражданке — прибыло, то в другом — на ЛБС — убыло. Разве не так?
Если бы Россия была мощным производителем беспилотников, как Китай — ещё ладно. Но это, увы, не так, несмотря на определённый прогресс в последнее время в создании тяжёлых фронтовых аппаратов («Герань»
О фатальной роли дронов для наступления и обороны в условиях позиционных боевых действий только что красочно и доходчиво рассказал публике командующий подразделением армии РФ, сенатор Дмитрий Рогозин. Именно беспилотники, разрушая логистику врага, дают возможность надёжно изолировать район боевых действий.
Знают это и у противника. Не зря там создали специальные беспилотные войска и назначили ими руководить самого успешного своего специалиста в этом искусстве некоего Мадьяра.
Долгое время Киев даже был в этом вопросе на полшага впереди Москвы, умело нивелируя преимущество России в традиционных видах вооружений.
Планы Киева в производстве БПЛА таковы (миллионы штук в год), что игнорировать эту реальность невозможно. Беспилотники нужны в первую очередь фронту. Во вторую — тоже фронту. И в третью — опять туда же. Распухающий гражданский сектор дронов в таких условиях — выглядит как самая настоящая БПЛА-диверсия.
Что если СВО продлится ещё годы и годы? Хотя сенатор Черников прямо оговорился, что массовое внедрение ГИБДД дронов начнётся после окончания спецоперации, на деле трудно представить, что уже запущенная государственная машина встанет на паузу. А значит фронт рискует недополучить столь нужный ему беспилотный ресурс.
Малоуместная резвость автоинспекторов легко объяснима. Чувствуя, какую роль играет сейчас технический прогресс в сфере БПЛА, они пытаются не отстать от времени, быть в тренде, а главное — стяжать финансирование, которое иначе может уйти к другим госведомствам (те воспринимаются всегда как конкуренты).
И они не так уж неправы. Ресурс действительно не бесконечен. Если вчера на развитие беспилотной авиации в стране выделялись громадные суммы, то прямо сейчас, на фоне дефицита федерального бюджета, финансирование сократили аж на 40%. Это значит, кому-то — в первую очередь гражданским, денег может не хватить.
Что ж, автомобилисты вздохнут свободнее. ГИБДД потерпит до лучших времён, а пока обойдётся «обычными» камерами, от которых и так проезда нет. Но лучше бы ведомства не «дрались» друг с другом за ограниченное количество БПЛА и фронт получал бы их в объёмах, изначально предусмотренных программой финансирования до её секвестра.