
«Мангал» появился в ходе спецоперации вначале как самодельные приспособления, которые мастерили сами танкисты на передовой. Изготовление «народного» средства пассивной защиты на предприятиях наладили гораздо позже.
Сходство с устройством для жарки шашлыков, безусловно, есть — каркасная металлическая рама, на которую накинута металлическая сетка. Но это ещё не всё — бортовые колеса закрыты резиновыми или металлическими пластинами, впереди свисают плотными рядами цепи, корма также закрыта металлом.
Всё это выглядит довольно нелепо, и собственно танк под таким слоем навесов разглядеть невозможно. Зато от ударов дронов спасает.
Вообще СВО, да и любые современные вооруженные конфликты порождают создание новых средств вооружения, а ещё их модернизацию. Порой на бытовом уровне, а потом изобретение доходит до промышленного изготовления. Защита бронетехники, получившая название «мангал» — классический пример.
— Лет десять назад трудно было представить танк с навороченными на нем металлическими прутьями, цепями и бронированными листами, — рассказал «СП» генерал-лейтенант Анатолий Хрулёв, сам в прошлом выпускник танкового училища. — Я бы лично вкатил взыскание, если бы на танк что-то натянули помимо средств маскировки. Есть активная и пассивная защита для бронированных машин, и этого считалось достаточно. Но с началом применения беспилотников традиционных средств оказалось недостаточно. Конечно, коробит, когда танк с «мангалом» на танк и не похож, и трудно определить его модификацию, но здесь, конечно, вопрос безопасности играет определяющую роль.
Защита танка традиционно заключалась в его бронировании, потом — в активной защите. Решетки по бокам наваривались ещё в Афганистане и на Северном Кавказе, как средство от кумулятивной струи гранатометного выстрела. Это тоже была самодеятельность и решетки после боевых действий снимались.
С «мангалом», как видно, другая история, их изготавливают в заводских условиях и поставляют уже в комплекте с боевой машиной. А ведь тоже начиналось с самодеятельности, которая оказалась очень даже эффективной.
— На самом деле ничего нового с «мангалами» не придумали, — рассказал «СП» военный обозреватель Александр Сладков. — Подобные приспособления я видел в Афганистане на американских танках. Правда, они использовались для защиты от кумулятивной струи гранатомётов талибов.
Дронов тогда ещё не было в боевом применении, поэтому применялись сетки и решетки в основном на бортах и ходовой части. При этом самые уязвимые места у танка — верхнее бронирование и машинный отсек, поэтому наши бойцы на СВО и натянули сверху сетки.
«Мангал», отмечают некоторые специалисты, не панацея. С появлением FPV-дронов на оптоволокне операторы беспилотников заводят заряды в самые неожиданные и, главное, слабо защищенные места.
Это не раз за последнее время демонстрировали российские бойцы, которые пожгли американские Abrams и немецкие Leopard. упакованные украинскими танкистами в несколько слоев защиты. То есть «мангалы» не дают стопроцентной гарантии. Заметим, что и российские «гусеницы» бывают подбиты дронами.
Зачастую наши танкисты применяют в дополнение к «мангалам» средства радиоэлектронного блокирования (РЭБ). Один из них, «Волнорез», уже успел зарекомендовать себя в ходе СВО. Памятен эпизод, когда он прикрыл в чистом поле заглохшую тяжелую огнеметную систему «Солнцепек».
Украинские операторы попытались уничтожить ТОС с помощью FPV-дронов. Было предпринято шесть атак, дроны отказывались идти на цель и либо зависали в воздухе, либо просто падали на землю. Что же случилось?
Ничего особенно, просто огнеметчики оставили ТОС под присмотром «гномика Васи» — комплекса радиоэлектронного блокирования «Волнорез». Внешне его конструкция, высотой чуть более 20 сантиметров, и впрямь напоминает шляпу гнома.
Такими устройствами изначально комплектуются танки Т-80БМВ, которые после установки антидроновых «мангалов», получают и комплексы РЭБ.
Среди ключевых особенностей — его модульность: в «Волнорезе» прописываются те частоты, которые необходимы для подавления FPV-дронов противника на конкретных участках фронта в режиме реального времени.
Ещё одна новинка в российской армии — комплексы активной защиты (КАЗ) «Арена-М». Его РЛС замечает летящий объект и способна определить по скорости и размерам, что находится в прицеле — ракета, беспилотник или птица. КАЗ выстреливает вверх контрбоеприпас, который поражает цель роем осколков.
В общем, не «мангалом» единым защищают российскую бронетехнику. Конечно, лучше всего это получается в совокупности. Но «мангал», доказавший свою эффективность в ходе боевых действий, списывать рано.
Новости, аналитика и все самое важное о вооружении и военных конфликтах, — в военном обозрении «Свободной Прессы».