Свободная Пресса на YouTube Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса в Дзен

Александр Широкорад: Дрон весом в 50 тонн — аргумент убедительный и весьма доступный

БПЛА — это любой списанный самолёт с минимумом переделок и с максимумом производимого эффекта

11817
На фото: китайский модифицированный беспилотный самолёт J-6.
На фото: китайский модифицированный беспилотный самолёт J-6. (Фото: VCG/VCG/TASS)

О сенсациях парада 3 сентября 2025 года в Пекине подробно писала вся мировая пресса. А вот об авиасалоне в китайском городе Чанчуне, прошедшем с 19 по 23 сентября, писали мало.

А ведь там был впервые показан самолёт J-6 — китайская реплика истребителя МиГ-19, принятого на вооружение советских ВВС в 1955 году, ровно 70 лет назад.

Историческая реликвия? Нет. Новейшее страшное оружие!

На стоянке J-6 был огорожен канатом, пересечение которого строго пресекалось охраной. А, может, это очередной «бумажный тигр»? Вспомним, как в 1960-х годах по брусчатке Красной площади на парадах катались макеты баллистических ракет, проектирование которых уже было прекращено.

Увы, ещё два года назад на фотографиях с американских космических аппаратов зафиксировано свыше 300 боеготовых дронов J-6 на аэродромах, расположенных недалеко от острова Тайвань.

Читайте также
Military Watch Magazine: Украина считает Крым самым "крепким орешком" в мире Military Watch Magazine: Украина считает Крым самым «крепким орешком» в мире Уникальный комплекс С-500 в состоянии дирижировать всеми системами ПВО на полуострове

В 1959 году несколько истребителей МиГ-19 и техническую документацию на самолёт передали КНР. Китайская промышленность вскоре освоила его производство, и в 1962 году истребитель был принят на вооружение ВВС НОАК под обозначением «Цзянь-6».

Производство продолжалось до начала восьмидесятых годов, и за это время построили около 3 тысяч истребителей.

В 2010 году истребители J-6 были сняты с вооружения ВВС НОАК, но у китайцев хватило ума сохранить несколько сотен машин.

Внешне дрон J-6 почти не отличается от истребителя. Остался даже фонарь, хотя он ухудшает аэродинамику. То ли в кабине пилота размещены какие-то оптические системы, то ли китайцы решили просто сэкономить на переделке истребителя в дрон.

Китайцы по традиции не раскрывают ТТД дрона J-6, но у штатных МиГ-19 дальность полёта составляла 1400 км и 2200 км с подвесными баками. Они могли штатно нести две бомбы ФАБ-250.

Истребитель лишился встроенного вооружения в виде трёх 30-мм автоматических пушек НР-30. Под крылом сохранили четыре точки подвески. Не исключено использование дополнительных пилонов. Дрон J-6 может нести управляемые ракеты «воздух-воздух».

Скептик ухмыльнётся — подумаешь, чудо-юдо! J-6 — лёгкая цель для ЗУР «Пэтриот», поступивших на вооружение ПВО гоминьдановцев ещё в 1993 году. Но только зачем J­-6 лететь на Тайбэй?

Тайвань на 96% зависит от импорта энергоресурсов — нефти, угля и природного газа, также остров импортирует около 70% продовольственных товаров. Возможная блокада со стороны Китая «задушит» экономику острова и подорвет решимость властей.

Представим себе танкер водоизмещением 50−100 тыс. тонн, идущий к Тайваню. И вдруг в его борт влетает 9-тонный J-6 с боевой частью около тонны. Утопнет судно или нет, зависит от ситуации, но гарантированно оно не подлежит восстановлению.

Вспомним, что при попадании ракеты «Комета» (вес 2,5 т, вес БЧ около 500 кг) 21 ноября 1952 года крейсер «Красный Кавказ», обращённый в корабль-цель, разломился пополам и мгновенно пошёл ко дну.

Помимо всего прочего, в КНР с 2018 года эксплуатируют дрон FH-98 — старый биплан Ан-2 (75-летнюю «бабушку Аннушку», производящуюся в КНР с 1957 года. FH-98 способен доставить 1500 кг груза на дальность 1200 км.

В 2019 году FH-98 использовался для гражданских целей во внутренней Монголии. Любопытно, что где-то китайцы проболтались, что дрон FH-98 — «двойного назначения».

Но ведь тихоходный Ан-2 сбить — пара пустяков! Лёжа на диване — да. А вот в 1990-х годах в ходе Югославской войны на уничтожение Ан-2 тратили от 8 до 12 ракет, выпущенных из ПЗРК. И в большинстве случаев Ан-2 уходил. В 1960—1970-х годах было несколько угонов Ан-2, когда советские истребители-перехватчики, включая Су-15, выпускали по несколько ракет «воздух-воздух», но уничтожить «Аннушку» не могли.

Ну а в ВСУ давно поняли, что в дрон можно обратить всё, что летает. Так, ещё в 2020 году, то есть до начала СВО, ВСУ решили переоборудовать беспилотный разведчик Ту-141 «Стриж» в ударный дрон или, по старой терминологии, в самолёт-снаряд. По данным СМИ, модернизация велась параллельно в двух местах: на Харьковском авиазаводе и на базе американских ВВС Рамштайн в Германии.

Всего было модернизировано свыше 50 Ту-141. Из дрона изъяли советское разведывательное и навигационное оборудование и поставили современное навигационное оборудование GPS. Какую-то часть Ту-141 оснастили боевыми частями с взрывчатым веществом, в какие-то просто засунули бомбу ОФАБ-110−120.

Впервые модернизированный дрон был сбит под Херсоном 8 марта 2022 года. А через три дня такой дрон упал в Крыму в районе Красноперекопска. 10 марта 2022 года у Ту-141 сбилась система управления, и он пролетел над территориями Румынии и Венгрии, и упал в Загребе (Хорватия).

5 декабря 2022 года Ту-141 нанесли удары по стратегическим аэродромам РФ в Энгельсе и Дягелево (под Рязанью). В результате повреждён один бомбардировщик Ту-22М.

6 февраля 2023 года Ту-141 упал в Калужской области.

26 марта 2023 года в городе Киреевка Тульской области упал Ту-141, сделав воронку диаметром 15 м и глубиной 8 м. Разрушен один дом и ещё десять домов получили повреждения.

Также ещё до начала СВО начали переделывать в БПЛА лёгкий самолёт UJ-22 «Airborne», разработанный украинской компанией «Укрджет». Впервые представлен широкой аудитории на международной выставке вооружений 16 июня 2021 года.

Читайте также
Минтрансу плевать на авиацию? Российскую авиацию в ICAO опустили ниже казахского плинтуса Минтрансу плевать на авиацию? Российскую авиацию в ICAO опустили ниже казахского плинтуса Олег Смирнов: Министерство гражданской авиации должно возродиться, пусть и под иным названием

Может использоваться для разведки, для транспортировки грузов или в качестве дрона-камикадзе (подвеска боеприпасов, взрывчатки). Как вариант нагрузки — три 82-мм мины.

Беспилотник летает на высоте до 6000 метров со скоростью до 160 км/ч. Максимальная дальность полёта в автономном режиме — 800 км. Управление — наземное. Радиус управления — 100 км.

В ВСУ такие дроны именуются «Летающей лисицей».

Дрон UJ-22 «Airborne» впервые был сбит в марте 2022 года в Черниговской области «Панцирем-1».

22 апреля 2023 года UJ-22 упал в Богородском районе Московской области. На нём обнаружили подрывной инженерный заряд М112 весом 17 кг, изготовленный в Канаде.

2 апреля 2024 года два дрона UJ-22 атаковали Елабугу.

Перечень использования в ВСУ самолётов, обращённых в дроны, можно продолжить на нескольких страницах.

Последние новости: 25 сентября 2025 года на полевом аэродроме под Днепром (звучит забавно, читай — под Днепропетровском) были уничтожены два самолёта Як-52, переделанных в БПЛА, и 10 дронов «Летающая лисица».

С Китаем и Украиной всё ясно. Непонятна лишь позиция российских конструкторов и военных. С 1993 года на каждой выставке МАКС в Жуковском экспонировалось по 10−15 дронов с планёрами весьма оригинальных конструкций. Увы, ни один такой дрон в серию не пошёл.

Но почему-то до сих пор никто не решил обратить в дроны списанные летательные аппараты от самых лёгких, включая бипланы Ан-2, до авиалайнеров Ту-154 (пустой весит 50 тонн, однако…), а также огромное количество военных самолетов. Практически на всех машинах есть эффективные автопилоты, и превращение этих бортов в дроны сводится к установке нескольких электронных блоков.

Тяжёлый бомбардировщик или авиалайнер, обращённый в дрон, может нести 10 и более тонн взрывчатки.

Один такой дрон может разворотить правительственный квартал в Киеве, уничтожить большой машиностроительный или химический завод, электростанцию или плотину.

Кроме того, дрон дальнего действия — отличный «поднятый кнут» для тех, кто планирует нападение на танкеры с российской нефтью. Хорошо бы устроить учения где-нибудь в Центральной, а ещё лучше в Южной Атлантике, доставить туда корабль-цель, например, списанный сухогруз, а далее дрон на базе Ту-22, стартовавший с Кольского полуострова, вдребезги разнесёт сие судно.

Ой, как заверещат все западные политики!

Последние новости
Цитаты
Николай Топорнин

Доцент кафедры европейского права МГИМО

Павел Волков

Журналист, бывший украинский политзаключенный

Владимир Васильев

Главный научный сотрудник Института США и Канады

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
СП-Видео
Фото
Цифры дня