
Российский истребитель-бомбардировщик Су-34 Fullback может обрести первого экспортного заказчика спустя более чем десятилетие после его официального принятия на вооружение. Этот самолет может усилить возможности ВВС Алжира наряду с Су-57 Felon
Как пишет The EurAsian Times, в Сети появилась информация, что Алжир приобрёл 12 истребителей пятого поколения Су-57 и 14 истребителей-бомбардировщиков Су-34 (вероятно, модификация Су-34МЭ).
Издание EurAsian Times не смогло самостоятельно проверить подлинность этой информации, но если эти заявления верны, Алжир станет первым иностранным покупателем российского истребителя-бомбардировщика Су-34 Fullback, а также малозаметного самолёта пятого поколения Су-57. Это также подтвердит предыдущие сообщения алжирских государственных СМИ, которые первыми сообщили о покупке и утверждали, что алжирские пилоты проходят обучение на этих самолётах в России.
Алжир ищет Су-34
Су-34МЭ (экспортная модель Су-34М), предназначенный для Алжира, имеет ряд усовершенствований, направленных на удовлетворение экспортных требований, включает адаптацию к условиям окружающей среды и включает улучшенные характеристики живучести.
Хотя основные характеристики планера, двигателей и ударных возможностей остаются прежними, эксперты полагают, что основные изменения могут быть сосредоточены на средствах радиоэлектронной борьбы (РЭБ), средствах противодействия и интеграции с современными боеприпасами. Сообщается также, что для каждого бомбардировщика заказаны новейшие системы радиоэлектронной борьбы Л-265ВЭ «Хибины-У».
Примечательно, что переговоры Алжира о приобретении российского истребителя-бомбардировщика Су-34 стали одними из самых продолжительных в современной истории обороны и длятся уже более десятилетия.
Первые переговоры о приобретении около двух десятков истребителей Су-34 начались в 2008 году и продолжались до 2015 года.
В 2016 году генеральный директор Новосибирского авиационного производственного объединения Сергей Смирнов объявил, что Военно-воздушные силы Алжира заказали 12 самолетов Су-34 для замены своего устаревшего парка советских МиГ-25 после почти восьми лет непрерывных переговоров.
В сообщениях того времени говорилось, что эта покупка, скорее всего (но не наверняка), была частью российско-алжирской оружейной сделки на сумму 7,5 млрд долларов, подписанной в марте 2006 года и предусматривающей поставку противоракетных систем, авиационного, морского и наземного оборонного оборудования и технологий.
В 2019 году некоторые местные СМИ сообщили, что Алжир подписал контракты на поставку самолетов Су-34, Су-35С и Су-57, поставки которых ожидаются к 2025 году.
Однако сомнения относительно этого заказа сохранялись, и некоторые наблюдатели предсказывали, что реальная покупка никогда не осуществится.
В марте 2021 года в российских СМИ появились сообщения о начале производства на заводе «Новосибирское авиационное производственное объединение» первой партии истребителей Су-34МЭ, предназначенных для Алжира. Однако позднее в том же году российские официальные лица опровергли сообщения о готовящейся поставке партии истребителей Су-34 в Алжир.
В 2025 году в аэропорту Жуковский под Москвой был замечен истребитель-бомбардировщик Су-34М экспортной комплектации, окрашенный в характерный камуфляж. Это породило предположения о том, что самолёты, вероятно, проходили лётные испытания перед переброской в Алжир.
Впрочем, официально о поставках пока не сообщалось.
Помимо этих самолетов, ВВС Алжира также эксплуатируют Су-30МКА, Су-24, МиГ-29, Як-130 и ряд военных вертолетов российского производства, что делает страну одним из крупнейших операторов российских боевых самолетов в Северной Африке.
Также считается, что компания приобрела Су-35С, который можно было увидеть на алжирской авиабазе Айн-Бейда/Ум-эль-Буаги на спутниковых снимках, полученных в начале этого года Международным институтом стратегических исследований (IISS), аналитическим центром со штаб-квартирой в Великобритании.
Су-34 не похож ни на один другой
Самолет Су-34, по классификации НАТО «Fullback», — российский двухмоторный двухместный всепогодный сверхзвуковой истребитель-бомбардировщик, предназначенный для нанесения точных ударов, пресечения действий противника и непосредственной авиационной поддержки.
Созданный на базе семейства Су-27, он сочетает в себе маневренность истребителя и грузоподъемность бомбардировщика, что делает его универсальным тактическим самолетом. Уникальное сочетание характеристик, таких как бронированная кабина, расположение сидений рядом друг с другом, способность наносить удары большой дальности и передовая авионика, делает его специализированной платформой.
Кабину пилотов часто описывают как бронированную титановую «ванну» с катапультируемыми креслами, позволяющую выполнять полёты на высоте до 10 километров без использования скафандров. Самолёт оснащён двумя турбовентиляторными двигателями АЛ-31ФМ1 производства «Сатурн».
Истребитель-бомбардировщик Су-34 оснащён передним горизонтальным оперением (ПГО) для повышения подъёмной силы и манёвренности, трёхплоскостной аэродинамической компоновкой и уменьшенной эффективной поверхностью рассеяния. По заявлению производителя, конструкция самолёта обеспечивает проницаемость на малых высотах, всепогодность и снижение шума.
Он способен нести до 12.000 кг вооружения на 12 узлах подвески, включая широкий спектр ракет, включая противокорабельные, класса «воздух-воздух», «воздух-поверхность» и противорадиолокационные. Кроме того, Су-34 может нести как управляемые, так и неуправляемые бомбы.
Су-34 также был модернизирован для запуска крылатых ракет большой дальности, способных нести обычную или ядерную боеголовку.
Ранее в своей статье для EurAsian Times ветеран ВВС Индии Виджайндер Такур отмечал: «В конфликте с НАТО Су-34 мог нести две ракеты Х-101, незаметно добираться до точек запуска и запускать ракеты с неожиданного направления. Способность Су-34 запускать ракеты „Кинжал“ добавляет ещё одно стратегическое измерение, делая фронтовой бомбардировщик надёжным средством сдерживания».
Самолет активно применялся на передовой украинского конфликта, в частности, для запуска мощных планирующих бомб по украинским формированиям.
Украинская аналитическая группа Frontelligence Insight ранее поясняла: «Самолету [Су] требуется всего несколько минут, чтобы достичь зоны запуска вблизи границы, а затем вернуться на базу… Большое количество самолетов, размещенных на аэродроме, позволяет одновременно сбрасывать бомбы, что позволяет поражать сразу несколько целей на территории Украины».
В СМИ появлялась информация о сбитых в ходе конфликта российских самолетах, в том числе огнем американской системой ПРО Patriot, развёрнутой на Украине. После этого летчики пошли на импровизацию.
Пилоты Су-34 применили схему сброса бомб «хай-лоу-хай» для противодействия возросшей дальности полёта украинских перехватчиков Patriot. Этот метод включает в себя подход к зоне сброса бомб на малой высоте и высокой скорости, крутой набор высоты и последующий сброс бомб на заранее рассчитанных параметрах, что позволяет максимально увеличить дальность полёта и минимизировать подверженность воздействию систем блокирования зоны (ПВО) противника.
«Судя по данным эксплуатации, Су-34 в настоящее время является самым мощным и экономичным ударным истребителем в мире», — заявил Такур. «Его успех на Украине в качестве планирующего носителя бомб (поддержка поля боя) с возможностью запуска „Кинжалов“ стимулировал производство и дальнейшие разработки в России», — добавил он.
В августе 2025 года российские источники предположили, что Су-34 действовал в паре с Су-35С, чтобы помешать Украине эффективно использовать западные истребители и их мощное вооружение в бою. В этих операциях Су-34 запускает боеприпасы, а Су-35С выполняет функции эскорта и обеспечения превосходства в воздухе.
Экспорт истребителей-бомбардировщиков Су-34 в Алжир станет знаковым достижением для России, поскольку ознаменует собой первую международную продажу этого мощного самолета.
Перевод (с сокращениями) Александр Уральский
Новости, аналитика и все самое важное о вооружении и военных конфликтах, — в военном обозрении «Свободной Прессы».