Свободная Пресса на YouTube Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса в Дзен

Атакующий маневр Су-34 в небе Украины восхитил Алжир, который хочет видеть этот самолет в своих ВВС

Опыт СВО помогает совершенствовать и технику, и тактику воздушного боя

9309
На фото: истребитель Су-34.
На фото: истребитель Су-34. (Фото: Вадим Савицкий/ Минобороны России)

Российский истребитель-бомбардировщик Су-34 Fullback может обрести первого экспортного заказчика спустя более чем десятилетие после его официального принятия на вооружение. Этот самолет может усилить возможности ВВС Алжира наряду с Су-57 Felon

Как пишет The EurAsian Times, в Сети появилась информация, что Алжир приобрёл 12 истребителей пятого поколения Су-57 и 14 истребителей-бомбардировщиков Су-34 (вероятно, модификация Су-34МЭ).

Издание EurAsian Times не смогло самостоятельно проверить подлинность этой информации, но если эти заявления верны, Алжир станет первым иностранным покупателем российского истребителя-бомбардировщика Су-34 Fullback, а также малозаметного самолёта пятого поколения Су-57. Это также подтвердит предыдущие сообщения алжирских государственных СМИ, которые первыми сообщили о покупке и утверждали, что алжирские пилоты проходят обучение на этих самолётах в России.

Читайте также
Ход конем: Су-75 (Checkmate), способный нести 7 тонн ракет и бить сразу по 6 целям, снова в игре Ход конем: Су-75 (Checkmate), способный нести 7 тонн ракет и бить сразу по 6 целям, снова в игре Индийская компания заявляет о готовности работать с Россией над новыми моделями истребителей-невидимок

Алжир ищет Су-34

Су-34МЭ (экспортная модель Су-34М), предназначенный для Алжира, имеет ряд усовершенствований, направленных на удовлетворение экспортных требований, включает адаптацию к условиям окружающей среды и включает улучшенные характеристики живучести.

Хотя основные характеристики планера, двигателей и ударных возможностей остаются прежними, эксперты полагают, что основные изменения могут быть сосредоточены на средствах радиоэлектронной борьбы (РЭБ), средствах противодействия и интеграции с современными боеприпасами. Сообщается также, что для каждого бомбардировщика заказаны новейшие системы радиоэлектронной борьбы Л-265ВЭ «Хибины-У».

Примечательно, что переговоры Алжира о приобретении российского истребителя-бомбардировщика Су-34 стали одними из самых продолжительных в современной истории обороны и длятся уже более десятилетия.

Первые переговоры о приобретении около двух десятков истребителей Су-34 начались в 2008 году и продолжались до 2015 года.

В 2016 году генеральный директор Новосибирского авиационного производственного объединения Сергей Смирнов объявил, что Военно-воздушные силы Алжира заказали 12 самолетов Су-34 для замены своего устаревшего парка советских МиГ-25 после почти восьми лет непрерывных переговоров.

В сообщениях того времени говорилось, что эта покупка, скорее всего (но не наверняка), была частью российско-алжирской оружейной сделки на сумму 7,5 млрд долларов, подписанной в марте 2006 года и предусматривающей поставку противоракетных систем, авиационного, морского и наземного оборонного оборудования и технологий.

В 2019 году некоторые местные СМИ сообщили, что Алжир подписал контракты на поставку самолетов Су-34, Су-35С и Су-57, поставки которых ожидаются к 2025 году.

Однако сомнения относительно этого заказа сохранялись, и некоторые наблюдатели предсказывали, что реальная покупка никогда не осуществится.

В марте 2021 года в российских СМИ появились сообщения о начале производства на заводе «Новосибирское авиационное производственное объединение» первой партии истребителей Су-34МЭ, предназначенных для Алжира. Однако позднее в том же году российские официальные лица опровергли сообщения о готовящейся поставке партии истребителей Су-34 в Алжир.

В 2025 году в аэропорту Жуковский под Москвой был замечен истребитель-бомбардировщик Су-34М экспортной комплектации, окрашенный в характерный камуфляж. Это породило предположения о том, что самолёты, вероятно, проходили лётные испытания перед переброской в ​​Алжир.

Впрочем, официально о поставках пока не сообщалось.

Помимо этих самолетов, ВВС Алжира также эксплуатируют Су-30МКА, Су-24, МиГ-29, Як-130 и ряд военных вертолетов российского производства, что делает страну одним из крупнейших операторов российских боевых самолетов в Северной Африке.

Также считается, что компания приобрела Су-35С, который можно было увидеть на алжирской авиабазе Айн-Бейда/Ум-эль-Буаги на спутниковых снимках, полученных в начале этого года Международным институтом стратегических исследований (IISS), аналитическим центром со штаб-квартирой в Великобритании.

Су-34 не похож ни на один другой

Самолет Су-34, по классификации НАТО «Fullback», — российский двухмоторный двухместный всепогодный сверхзвуковой истребитель-бомбардировщик, предназначенный для нанесения точных ударов, пресечения действий противника и непосредственной авиационной поддержки.

Созданный на базе семейства Су-27, он сочетает в себе маневренность истребителя и грузоподъемность бомбардировщика, что делает его универсальным тактическим самолетом. Уникальное сочетание характеристик, таких как бронированная кабина, расположение сидений рядом друг с другом, способность наносить удары большой дальности и передовая авионика, делает его специализированной платформой.

Кабину пилотов часто описывают как бронированную титановую «ванну» с катапультируемыми креслами, позволяющую выполнять полёты на высоте до 10 километров без использования скафандров. Самолёт оснащён двумя турбовентиляторными двигателями АЛ-31ФМ1 производства «Сатурн».

Истребитель-бомбардировщик Су-34 оснащён передним горизонтальным оперением (ПГО) для повышения подъёмной силы и манёвренности, трёхплоскостной аэродинамической компоновкой и уменьшенной эффективной поверхностью рассеяния. По заявлению производителя, конструкция самолёта обеспечивает проницаемость на малых высотах, всепогодность и снижение шума.

Он способен нести до 12.000 кг вооружения на 12 узлах подвески, включая широкий спектр ракет, включая противокорабельные, класса «воздух-воздух», «воздух-поверхность» и противорадиолокационные. Кроме того, Су-34 может нести как управляемые, так и неуправляемые бомбы.

Су-34 также был модернизирован для запуска крылатых ракет большой дальности, способных нести обычную или ядерную боеголовку.

Ранее в своей статье для EurAsian Times ветеран ВВС Индии Виджайндер Такур отмечал: «В конфликте с НАТО Су-34 мог нести две ракеты Х-101, незаметно добираться до точек запуска и запускать ракеты с неожиданного направления. Способность Су-34 запускать ракеты „Кинжал“ добавляет ещё одно стратегическое измерение, делая фронтовой бомбардировщик надёжным средством сдерживания».

Самолет активно применялся на передовой украинского конфликта, в частности, для запуска мощных планирующих бомб по украинским формированиям.

Украинская аналитическая группа Frontelligence Insight ранее поясняла: «Самолету [Су] требуется всего несколько минут, чтобы достичь зоны запуска вблизи границы, а затем вернуться на базу… Большое количество самолетов, размещенных на аэродроме, позволяет одновременно сбрасывать бомбы, что позволяет поражать сразу несколько целей на территории Украины».

В СМИ появлялась информация о сбитых в ходе конфликта российских самолетах, в том числе огнем американской системой ПРО Patriot, развёрнутой на Украине. После этого летчики пошли на импровизацию.

Читайте также
Military Watch Magazine: Первый в Африке истребитель «стелс» – российский  Military Watch Magazine: Первый в Африке истребитель «стелс» — российский Rafale опозорился, а успехи Су-57 на Украине и контракт с Алжиром вразумили Индию вернуться к российским самолетам

Пилоты Су-34 применили схему сброса бомб «хай-лоу-хай» для противодействия возросшей дальности полёта украинских перехватчиков Patriot. Этот метод включает в себя подход к зоне сброса бомб на малой высоте и высокой скорости, крутой набор высоты и последующий сброс бомб на заранее рассчитанных параметрах, что позволяет максимально увеличить дальность полёта и минимизировать подверженность воздействию систем блокирования зоны (ПВО) противника.

«Судя по данным эксплуатации, Су-34 в настоящее время является самым мощным и экономичным ударным истребителем в мире», — заявил Такур. «Его успех на Украине в качестве планирующего носителя бомб (поддержка поля боя) с возможностью запуска „Кинжалов“ стимулировал производство и дальнейшие разработки в России», — добавил он.

В августе 2025 года российские источники предположили, что Су-34 действовал в паре с Су-35С, чтобы помешать Украине эффективно использовать западные истребители и их мощное вооружение в бою. В этих операциях Су-34 запускает боеприпасы, а Су-35С выполняет функции эскорта и обеспечения превосходства в воздухе.

Экспорт истребителей-бомбардировщиков Су-34 в Алжир станет знаковым достижением для России, поскольку ознаменует собой первую международную продажу этого мощного самолета.

Перевод (с сокращениями) Александр Уральский

Источник


Новости, аналитика и все самое важное о вооружении и военных конфликтах, — в военном обозрении «Свободной Прессы».

Последние новости
Цитаты
Олег Сухарев

Доктор экономических наук, профессор РАН

Константин Смирнов

Независимый экономический обозреватель

Дмитрий Аграновский

Российский адвокат, публицист, политический деятель

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
СП-Видео
Фото
Цифры дня