«ЕС: Почему Грузия взаимодействует с РФ вместо того, чтобы страдать солидарно с ЕС…»
Игорь Юшков




Кубинские власти не располагают точной информацией о гражданах республики, участвующих в конфликте на Украине, никого из них не поддерживает государство, заявили в МИД страны.
В ведомстве также отметили, что за период с 2023 года по 2025 год на рассмотрение кубинских судов было представлено девять уголовных дел против 40 обвиняемых за преступления, состоящие в наемничестве. Дипломаты особо подчеркнули, что в подавляющем большинстве случаев вербовка происходит из-за рубежа и среди кубинцев, которые проживают или временно находятся в разных странах. Этим занимаются организации, не имеющие никакого отношения к кубинскому правительству.
Памятник «неизвестному британцу»: Залужный предложил установить в Киеве мемориал сгинувшим наемникам
Претендент на кресло Зеленского ищет в Лондоне поддержку за счет неожиданных ходов
Действительно ли в Гаване ничего не знают? Или не хотят раскрывать карт до поры, до времени, как ранее Пхеньян?
— Куба имеет серьёзный опыт операций за рубежом. Конечно, в первую очередь надо вспомнить совместную операцию СССР и Кубы в Анголе в 1975 году, — говорит военно-политический эксперт Владимир Сапунов.
— Речь идёт о поддержке МПЛА и национально-освободительной революции в этой африканской стране, которая произошла после «революции гвоздик» в Португалии и падения режима Салазара.
Тогда после интервенции войск Заира и ЮАР правительство Агостиньо Ньето обратилось к Гаване за помощью. И Фидель Кастро предоставил группировку в 35 тысяч солдат и офицеров, а СССР помог техникой, инструкторами, спецназом. Та успешная операция вошла в анналы истории, так что опыт есть — и он, даже в новых условиях, очень пригодится. А ведь можно вспомнить ещё и деятельность Че Гевары в Демократической Республике Конго по поддержке восстания Симба за 10 лет до ангольской революции.
Учитывая то, что личный состав в зоне проведения СВО нам очень даже нужен, от кубинской помощи сейчас мы точно не откажемся. Кубинский спецназ вообще является одним из самых подготовленных в мире, так что во главе кубинской группировки могли бы быть очень серьёзные военные специалисты.
«СП»: Почему бы Кубе не отправить войска официально, как КНДР? С Северной Кореей у нас есть соответствующий договор. Почему бы не заключить аналогичный с Кубой? Они нам тоже многим обязаны…
— Куба гораздо больше уязвима, чем Северная Корея. Учитывая географическое положение, близость к США. Экономика КНДР за последние 10−15 лет резко шагнула вперёд, что Кубе ещё только предстоит сделать. Плюс своей ядерной программы у Кубы нет, как и такого набора современных вооружений, как у Пхеньяна. Кубинские войска на территории бывшей УССР — это аргумент для тех в Вашингтоне, кто поддерживает продолжение экономической блокады.
Впрочем, все эти старания со снятием блокады вряд ли увенчаются успехом, пока президентом является сторонник жёстких мер в отношении Кубы Дональд Трамп. Его администрация явно не желает менять свой курс в отношении Гаваны.
С другой стороны, осторожничает и Москва, всё ещё надеясь на какие-то особые отношения с администрацией Трампа и не желая её лишний раз раздражать. Когда этим надеждам не суждено будет сбыться, возможен и официальный договор с Кубой.
Сейчас, видя военные игры США вокруг Венесуэлы, с нескрываемыми планами возможной интервенции, Гаване необходим опыт ведения войны в современных условиях. Так что польза тут может быть взаимная.
«СП»: А реакция международного сообщества?
— Нынешние заявления насчёт кубинских добровольцев в зоне проведения СВО идут от США, нацелены они, в том числе, и на страны Евросоюза. Ведь в Западной Европе отношение к экономической блокаде Кубы весьма прохладное. Уже лет двадцать как из ЕС звучат голоса с требованием её снять.
Вот в Вашингтоне и начали акцентировать внимание на кубинцах, которые находятся в зоне вооружённого конфликта на постукраинских территориях с первого года СВО. И это не случайно — скоро Генассамблея ООН будет рассматривает ежегодную резолюцию, призывающую Соединённые Штаты снять экономическую блокаду Кубы. Ведь столь жёсткие санкции против Гаваны выглядят абсолютно антигуманными и абсурдными.
В прошлом году за резолюцию проголосовали 187 стран, против выступили только США и Израиль, воздержалась одна Молдавия. И, конечно, Белый дом хотел бы как-то на такой разрыв в голосах повлиять.
— Не всегда страна может афишировать присутствие своих военных в другом государстве, — поясняет историк, публицист, постоянный эксперт Изборского клуба Александр Дмитриевский.
— Яркий пример: 10 декабря 1936 года советская пресса опубликовала официальное заявление, отрицающее факт наличия бойцов Красной Армии в Испании. А сами советские добровольцы ехали на борьбу с франкистами, имея в кармане паспорта других стран.
Из недавнего: Пхеньян тоже долго хранил молчание по поводу северокорейских военнослужащих, исполнявших союзнический долг в зоне СВО. Но наступил момент — и корейцы открыто чествовали своих героев.
Поэтому я не удивлюсь если участниками СВО станут и кубинцы. Как не удивлюсь и тому, если на стороне России появятся китайские добровольцы: всё, что происходит на украинском фронте — это прокси-война, в ходе которой отрабатываются стратегия и тактика будущей схватки за передел мира.
Ведь такими же самыми прокси-войнами почти 90-летней давности были и сражение на Халхин-Голе, и бои у озера Хасан, и японская агрессия против Китая, и уже упомянутые испанские события.
Касательно кубинцев: история показала, что воевать они умеют. Не зря же во время Огаденского конфликта между Эфиопией и Сомали говорили: «Планируют операцию русские, громят противника кубинцы, а победу празднуют африканцы!»
— Правительство Кубы не может знать, чем занимается все ее граждане за рубежом, поэтому обвинять их в том, что какие-то кубинцы где-то воюют без какого-то набора со стороны властей, нельзя, — говорит доцент Финансового университета при Правительстве РФ Геворг Мирзаян.
— Можно предполагать, что кубинцы с обеих сторон воюют идейно. В ВСУ — те, кто находится в Майами и терпеть не может Россию. В то же время, возможно, заряженные революционными идеями кубинцы могут воевать на нашей стороне против коллективного Запада. Ну, и есть те кубинцы, которые являются профессиональными наемниками, они хотят получить боевой опыт в новых условиях ведения боевых действий.
«СП»: Параллели с КНДР тут подходят?
— Куба не может официально отправить войска, потому что Гавана не признает наши новые территории. Кубинские власти не оставляют надежды, в отличие от северокорейских, нормализовать отношения с США.
Куба может потерять очень много. Раньше, возможно, кубинцам было на это плевать, потому что они понимали, что американцы не готовы, а венесуэльцы, если что, дадут денег. Сейчас у Венесуэлы самой проблемы. К тому же Дональд Трамп демонстрирует стремление навести порядок в Латинской Америке, в том числе, поставить на место Кубу. В этой ситуации бросать ему вызов был бы крайне неосмотрительно.
В США планируют устранить Мадуро, а в Колумбии — свергнуть Трампа
Борьба с наркотрафиком — не единственный повод для «банановых войн»
Плюс у Северной Кореи, при всем уважении к Кубе, гораздо больше уровень суверенитета. И северокорейцы могут принимать такие суверенные решения, особенно понимая, что в ответ они будут от России получать очень много чего, начиная от денег и заканчивая оружием. И доставку северокорейских бойцов в Россию и российских обратных «вкусняшек» КНДР достаточно легко осуществить, потому что у нас есть общая граница.
— Сейчас очень много всяких спекуляций в СМИ, что якобы Куба будет участвовать в СВО, чуть ли не 5 тысяч, 10 тысяч кубинцев и так далее направит, но все это ерунда, — говорит Секретарь ЦК ОКП Дарья Митина.
— Эти вопросы поднимаются на высшем уровне, на встречах лидеров. Куба никого не отправляет к нам как государство. Но это вовсе не значит, что российская армия не принимает добровольцев, если они приезжают. Если они приезжают и хотят добровольно оказывать помощь, то почему нет? У нас много кто воюет, и американцы есть, и афганцы, и украинцев полно. Никаких препятствий для того, чтобы принять их, нет. Но это сугубо неофициально, и отношение кубинского государства к этому отрицательное.
Гавана категорически против какого-либо участия своих граждан в конфликте, она это высказывала напрямую и неоднократно. И когда на двусторонних встречах Путина с Мигелем Диасом Канелем этот вопрос поднимался, Диас Канель говорил, что позиция Кубы по этому конфликту отрицательная.