
В понедельник, 13 октября, началась реализация первого этапа мирного плана по урегулированию конфликта в секторе Газа. ХАМАС начал освобождать выживших заложников из числа захваченных 7 октября 2023 года, а правительство Нетаньяху обещает освободить палестинских заключенных из своих пенитенциарных учреждений и отвести войска ЦАХАЛ на заранее оговоренные позиции.
Утром представителям Международного комитета Красного креста были переданы первые семеро заложников. Сообщается, что свидетелями этого стали тысячи евреев, которые собрались на рассвете В Тель-Авиве и на базе «Реим» в южной части Израиля.
Движение ХАМАС опубликовало список из 20 живых пленников, которых планируется освободить в понедельник, в их числе уроженец Донбасса Максим Харкин.
Кроме того, западные СМИ сообщают, что ХАМАС восстановил контроль над сектором Газа ещё в выходные, спустя несколько часов после достижения соглашения о прекращении огня.
О том, как оценивают в Израиле мирный план и перспективу еврейского государства в случае реализации соглашений, «Свободной Прессе» рассказал доктор политических наук Саймон Ципис.
— В Израиле смотрят на это по-разному. Ультра-правые и религиозные сионисты противятся перемирию, а ультра-левые это приветствуют, потому что они готовы уже любой ценой прекратить конфликт и отдать палестинцам всё, что те хотят, лишь бы прекратилась война.
Моё личное мнение — как раз к этому (чтобы общество было уже раздражено, измождено войной) и подводило правительство Израиля.
«СП»: Про Нетаньяху говорили, что для него прекращение конфликта — не только политическая гибель, но ещё и тюрьма. И зачем ему мирный процесс?
— В Израиле начали поговаривать, что если конфликт получится урегулировать, а Нетаньяху будет стоять в центре этого процесса — то к нему отнесутся снисходительно, и даже могут объявить амнистию.
«СП»: То есть он потеряет власть, но в тюрьму не сядет?
— При условии, что он откажется от власти, ему разрешат переехать с семьёй из Израиля обратно в США.
«СП»: Саймон, идут сообщения, что ХАМАС победным шествием возвращается в Газу, как законный представитель власти…
— ХАМАС не приходил к власти легитимным путём через голосование. Группировка осуществила военный переворот в 2007 году. Тогда они оккупировали Газу, поубивали всех представителей местных властей и узурпировали власть.
С тех пор народ находился в заложниках у ХАМАС. Но чтобы видеть объективную картину, то нужно понимать: некоторые жители Газы отождествляют себя с ХАМАС. И они, действительно, возвращаются: это обычные мирные жители, которые скандируют, что они — ХАМАС.
Поскольку в Газе многие приветствуют ХАМАС, то и в Израиле иногда говорят, что все жители Газы — и есть ХАМАС.
А когда в Палестине были действительно демократические выборы, то к власти по воле народа пришёл Абу Мазен (Махмуд Аббас, — «СП»). Но не удержал её в Газе.
«СП»: Насколько Израиль может чувствовать себя в безопасности при мирном договоре с ХАМАС?
— Никакой внутренней безопасности быть не может.
С точки зрения внешних угроз — с провозглашением Палестинского государства их станет меньше. Такие внешние агрессоры, как Турция, Египет, Иран, Ливан и Сирия могут оставить Израиль в покое. Но агрессия по отношению к евреям начнётся внутри страны. Это уже будет межэтническая агрессия — между мусульманами-палестинцами и евреями. При этом последние окажутся угнетаемым национальным меньшинством.
«СП»: Дружбу народов вы исключаете?
— Палестинское государство территориально негде создать. Как сказал российский учёный Евгений Сатановский, палестинское государство может быть либо вместе с Израилем, либо вместо Израиля.
В итоге палестинского признания, в самом лучшем случае, Израиль будет просто переименован, но желающие евреи останутся у себя дома.
Но есть и вероятность, что вместо еврейского государства возникнет палестинское государство.
И в обоих случаях мы увидим массовый отъезд евреев из Израиля. Даже если этот процесс окажется мирным, не будет сопровождаться насилием, а мусульмане примут евреев, как братьев, в чём я сомневаюсь, то Израиль всё равно перестанет быть страной евреев. Это будет арабское государство с этническим еврейским меньшинством.
«СП»: И как может называться новое государство на месте Израиля?
— Оно будет называться либо Палестина, либо Иудея. И флаг даже будет другой, и всё будет другое.
А дальше мы увидим, что больше половины евреев, которые проживают в этой стране — этнические арабы. Они и говорят по-арабски. Это евреи Марокко, Алжира, Ирака и Ирана. У них нет резона никуда уезжать, потому что испокон веков на Ближнем Востоке проживали эти евреи.
Проблема возникнет у европейских евреев. Евреи Старого света (ашкеназы), будучи изначально чужды арабской культуре и традициям Ближнего Востока (я и себя включаю в эту этническую группу) воспримут процесс арабизации Израиля особенно болезненно.
Я предполагаю, что даже в лучшем случае ашкеназы уедут.