Свободная Пресса на YouTube Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса в Дзен

Российские Су-35 и С-400 у Москвы союзники снова отрывают с руками. Вот только не забыть бы про собственную армию

В погоне за «длинным долларом» для хиреющего бюджета наша оборонка рискует поставить под угрозу нужные стране итоги СВО

4656
На фото: военнослужащие во время тренировки дивизиона С-400 "Триумф".
На фото: военнослужащие во время тренировки дивизиона С-400 «Триумф». (Фото: Виталий Невар/ТАСС)

Сразу несколько зарубежных изданий сообщили, что по неподтвержденным официально данным Иран заключил с Россией весьма крупный контракт на покупку 48 многоцелевых истребителей Су-35Э поколения ++. При этом указывается, что сроки поставок боевых самолетов Тегерану в документе установлены весьма жесткие — 2026−2028 годы.

Как указывает Defence Security Asia, такое возможно в единственном случае: если сборка этим боевых машин из комплектов, поставленных их РФ, будет осуществляться самими иранцами.

Просто потому, что заводской конвейер Комсомольска-на-Амуре, где производятся эти «суперсушки», а также и истребители пятого поколения С-57, и так работает с максимальным напряжением.

Которое продиктовано, главным образом, продолжающимися боевыми действиями на Украине и необходимостью ответных мер на все более и более угрожающее поведение НАТО у наших западных границ.

Читайте также
«Новое оружие Путина» сделает беспомощными самые современные системы ПРО США – THAAD и Aegis «Новое оружие Путина» сделает беспомощными самые современные системы ПРО США — THAAD и Aegis Если Россия освоила технологию ракет с изменяемой тягой, то расклад стратегических сил в мире полностью меняется

Но и иранцев в принципе можно понять. После серьезных потерь, понесенных ими в ходе недавней 12-дневной войны с Израилем и США, их бесконечно устаревшие ВВС на самом деле нуждаются в срочном усилении и обновлении.

При сложившихся в мире военно-технических и политических реалиях обзавестись современными авиационными пополнениями для Тегерана возможно лишь в двух странах. В Китае и в России.

Вот с обеими названными государствами, вероятно, и ведутся прямо сейчас напряженные переговоры на сей счет. С нами — по поводу того самого тяжелого Су-35Э. С китайцами — относительно закупки крупной партии относительно дешевых легких многоцелевых высокоманевренных истребителей Chengdu J-10C с управляемым вектором тяги. На Западе известных как «Стремительные драконы».

А поскольку, исходя из реального положения дел на Ближнем Востоке, дело с пополнением своего авиапарка для Тегерана отлагательств давно уже не терпит, для персов лучше, если им удастся договориться и с Москвой, и с Пекином одновременно. Отсюда и высокое напряжение организованной ими переговорной гонки.

И на самом деле никакая не новость, что шансы России на успех в этой сделке очень велики. Более того. Вероятно, по крайней мере, часть документов Москвой и Тегераном давно подписана. Ибо еще в декабре 2024 года за рубежом появилась информация, что ВВС Ирана уже тогда начали получать из Комсомольска-на-Амуре первые российские Су-35Э.

Как около года назад написал германский аэрокосмический журнал Flug Revue, наш военно-транспортный гигант Ан-124−100 «Руслан» в ту пору доставил в аэропорт Мехрабад в Тегеране первые две новые «суперсушки» для Ирана. Самолёты новым хозяевам были переданы в разобранном виде.

Далее, полагало издание, компоненты истребителей персы в большой спешке перевезут на 3-ю тактическую авиабазу ВВС ИРИ в 47 километрах от города Хамадан, на Западе больше известную как Eagle-44.

И только там, после новой сборки и приведения первых иранских Су-35Э в боеспособное состояние, вскоре начнётся их оперативное развёртывание.

Как с явной досадой сетует далее Flug Revue, «база расположена в нераскрытом месте и имеет стратегическое расположение, позволяющее повысить оперативную гибкость и устойчивость Ирана. Особенно в регионе, где превосходство в воздухе играет решающую роль в военной стратегии».

Что любопытно: строительство этой базы было завершено относительно недавно, в феврале 2023 года. Главное достоинство Eagle-44 — заранее пробитые в горной толще подземные укрытия для самолётов.

С габаритами входов, в точности соответствующими размерам Су-35Э. Которых в тот период у персов, как известно, ещё не было.

Но, получается, в Тегеране уже точно знали, что вскоре те появятся. Иначе вряд ли бы затевали дорогостоящую стройку. Да ещё, поговаривают, с участием северокорейцев, опытных в возведении разного рода подземелий.

Поскольку за десятилетия ожесточённого противостояния с США в КНДР поклонники идей чучхе ухитрились таким же образом скрыть от посторонних глаз самые важные части своей грандиозной оборонительной системы.

При этом сборка и ввод в боевой состав ВВС даже этой первой пары полученных из России боевых самолетов, скорее всего, оказались для персов очень и очень непростым делом. Как и подготовка для них собственных толковых летчиков и наземного персонала.

Предполагаю, что только этим и можно объяснить неучастие первых Су-35Э в боевых действиях против израильских и американских самолетов в июне 2025-го, в ходе уже упомянутой «двенадцатидневной войны» с израильтянами и американцами. Во всяком случае, в открытой печати ни единого сообщения по этому поводу видеть не довелось.

Но теперь-то, после только что свернутой Тель-Авивом военной операции в Секторе Газа, у еврейского государства может появиться соблазн в ближайшее время вновь попытаться военной силой окончательно «нейтрализовать» угрозу со стороны Ирана. Если Тегеран и Вашингтон не достигнут необходимых договоренностей по всему ближневосточному региону.

Сегодня, 13 октября, таким мнением с РИА Новости поделился ливанский эксперт в области военной стратегии, бригадный генерал армии Ливана в отставке Малик Аюб.

«После закрытия «досье Газы» Израиль готовится к военной операции против Ирана на фоне растущих опасений в связи с иранской ядерной программой и усилением ракетных возможностей Тегерана.

При этом Трамп, несмотря на свое нежелание напрямую вмешиваться, может оказаться вынужденным сделать это под давлением еврейского лобби, если крики Нетаньяху дойдут до Овального кабинета", — сказал ливанский генерал.

Такого рода настроения на Ближнем Востоке только крепнут. На этаком фоне нет никаких сомнений, что жгучий интерес иранцев в срочному укреплению своей противовоздушной обороны растет с каждым днем.

И обретение хотя бы пары полноценных истребительных полков Су-35Э и возможно большего числа китайских «Стремительных драконов» видятся Тегерану хоть какой-то гарантией от новых воздушных нападений Израиля и его союзников.

Читайте также
Нашего авиаполку прибыло: Новый Як-130М поможет и дроны бить, и укрепления штурмовать Нашего авиаполку прибыло: Новый Як-130М поможет и дроны бить, и укрепления штурмовать КБ «Яковлев» подготовило легкого конкурента нашим истребителям Су-35 и Миг-29

Словом, мотивы Тегерана понятны и лежат на поверхности. Для России же все выглядит несколько сложней.

Однако прежде, чем поговорить и об этом, отметим: Иран вовсе не единственная страна, которая остро заинтересована в срочном приобретении Су-35Э.

В иностранных источниках с начала октября распространяются официально не подтверждённые сведения о точном количестве и типах новых российских боевых самолетов, которые будут поставлены за рубеж до 2028 годах. Всего их зарубежными заказчиками, как утверждают, уже якобы законтрактовано порядка 80. В этом числе 12 Су-57Э и 14 Су-34Э для ВВС Алжира и 6 Су-35Э для ВВС Эфиопии.

Продолжаются и разговоры о нарастающем желании все более и более близкой к нам в военно-политическом смысле Северной Кореи проделать с Су-35Э то же самое.

При этом приводятся сведения, будто иранский и эфиопский контракты на самом деле якобы подписаны еще в 2022—2023 годах и рассчитаны по соответствующим валютным курсам. А алжирский — в ценах в 2024 года.

Нарастающий интерес перечисленных государств к нашим передовым истребителям очевиден и понятен. Его вынуждены признать даже в Соединенных Штатах.

Так, американское издание Military Watch Magazine пишет, что «Су-35 уничтожил (в ходе боев над Украиной) гораздо больше вражеских истребителей, чем любой другой самолет со времен холодной войны».

Однако вероятно самое большое впечатление на иностранных специалистов произвел воздушный бой, который один из российских летчиков на этом самолете провел 5 марта 2022 года.

Тогда дальнобойными ракетами класса «воздух-воздух», стартовавшими с Су-35 неподалеку от линии фронта, были один за другим сбиты сразу четыре украинских тяжелых истребителя Су-27, пролетавшие в сотнях километров от рубежа пуска — в воздушном пространстве в районе Житомира.

MWM назвал этот боевой эпизод «боем, который запомнится на десятилетия». И сделал вывод, что Су-35, оказывается, способен на равных конкурировать с лучшими западными истребителями. Такими как американские F-35A и F-15SA.

Что касается нас, то русские в этом, в принципе, и не сомневались. Но в силах ли мы поставить эти на самом деле отличные истребители всем, кто об этом не просто просит — умоляет Москву?

Да, вероятно, в техническом смысле в силах помочь многим. Тем более — за звонкую валютную монету. Однако в ущерб, как представляется, собственным Воздушно-Космическим силам.

Читайте также
Не злить народ или не огорчать нефтяников – правительство ищет компромиссы Не злить народ или не огорчать нефтяников — правительство ищет компромиссы Мораторий на обнуление выплат нефтяным компаниям может притормозить рост внутренних цен, хотя и не решит все проблемы

Дело в том, что дополнительные партии Су-35 и мы, и наши зарубежные заказчики в том или ином виде получаем с единственного завода. С того, что в Комсомольске-на-Амуре с началом СВО на Украине перешел на круглосуточный график работы и уже несколько лет пашет так, что, как говорится, пар идет. Но его поточные линии, увы, не резиновые.

О том, сколько новых «суперсушек» в состоянии нынче ежегодно поднимать в воздух Комсомольск-на -Амуре официальных данных нет. В апреле 2024 года начальник цеха окончательной сборки КнААЗ Денис Гарифуллин высказался по этому поводу так: «Заказов много, потребность большая, мы это видим. С каждым годом кратно в штуках увеличивается количество самолетов, которые мы собираем».

Но современные истребители все же невозможно печь, как бабушкины пирожки. Слишком сложны и дороги эти изделия.

Поэтому, скажем, за рубежом полагают, что, несмотря на все организационные и финансовые усилия Москвы, КнААЗ выдает со своего испытательного аэродрома немногим больше двух десятков Су-35 и Су-35Э в год.

За неимением других, примем эту цифру за истину. Тогда получается, что для своевременно выполнения, предположим, иранского заказа Комсомольск-на-Амуре только ради удовлетворения запросов Тегерана вынужден будет работать никак не менее двух лет. Отложив, таким образом, в дальний ящик также точно кратно растущие потребности в современных тяжелых истребителях собственных Вооруженных сил.

На днях приходилось писать, что точно такая же ситуация складывается и со стремлением Индии после ее вооруженного конфликта с Пакистаном поскорее приобрести у нас тоже отлично проявляющие себя в боях на Украине и давно ставшие знаменитыми дальнобойные зенитно-ракетные системы С-400 «Триумф».

И по этому поводу Москва, которой и самой дополнительные С-400 требуются перед лицом нарастающей угрозы со стороны практически обещанных Трампом Киеву крылатых ракет «Томагавк», тоже ведет затяжные переговоры с Дели.

Читайте также
Military Watch Magazine: «Уралвагонзавод» отправит на Украину новый танк, он лучше Т-90М Military Watch Magazine: «Уралвагонзавод» отправит на Украину новый танк, он лучше Т-90М Нижний Тагил поддержит еще и «Омсктрансмаш», выпускающий Т-80

Таким образом, получается, что отечественная оборонка пытается устоять как бы на разъезжающихся льдинах. Не рухнуть бы в обжигающе холодную воду между ними. Что происходит?

Предполагаю, дело вот в чем. В условиях сокрушительных международных экономических санкций бюджет России переживает очень сложные времена. Министр финансов Антон Силуанов минувшим летом описал ситуацию коротко и емко: «У нас (в экономике — „СП“) идеальный шторм. И в бюджете то же самое, штормит все серьезно».

А если без эмоций, то с точки зрения российской инвестиционной компании «Финам» одни только нефтегазовые доходы РФ в 2025 году сократятся минимум на 25 процентов. А это триллионы и триллионы недополученных рублей. Где и чем их можно попытаться компенсировать?

Видимо, взоры ищущего выход правительства обратились и на международные рынки торговли оружием, на котором позиции России традиционно сильны. А многие промежуточные результаты битвы за Украину их только укрепляют.

Наверное, оборонщикам велено срочно скрести по сусекам и на этом валютном направлении. А соблюсти баланс в серьезном деле — когда у нашего чиновничества это, по большому счету, выходило такое перед лицом грозного и скорого на административный спрос Кремля?

Складывается ощущение, что не везде выходит и теперь. И с Ираном, и с Индией. И, наверное, еще много с кем.

В погоне за долларами и евро не забыть бы, что своя армейская рубашка при всех обстоятельствах должна быть ближе к телу. Особенно, когда вдоль государственных границ России места уже гремит канонада.

А если этот баланс не соблюсти, то и считать доходы вскоре может оказаться некому. Да и негде.

Последние новости
Цитаты
Людмила Лукашева

Президент Уральской ассоциации беженцев

Олег Сухарев

Доктор экономических наук, профессор РАН

Евгений Спицын

Историк, советник ректора МПГУ

СП-Видео
Новости Жэньминь Жибао
СП-Видео
Фото
Цифры дня