вторник, 4 ноября
совместно с Жэньминь жибао

Китайский истребитель J-10CE: «Убийца Rafale» начал передел неба

Мировой рынок истребителей примерно $50 млрд, КНР намерена получить на этом рынке гарантированную долю

2308
На фото: китайский истребитель J-10CE
На фото: китайский истребитель J-10CE (Фото: VCG/Visual China Group/ТАСС)

Китайцы — прагматики, каких еще поискать. Они извлекают выгоду из бесконечных военных конфликтов, которые пылают на всех континентах.

Сам Китай, конечно, в этих конфликтах не участвует, зато растет число покупателей китайской военной техники. Сейчас главный экспортный товар — это истребители J-10CE, которые еще называют «убийцами Rafale».

Мировой рынок истребителей оценивается примерно в $50 млрд, и китайцы хотят получить на этом рынке гарантированную долю. Тем более, что китайские самолёты стоят в два раза дешевле своих западных аналогов, таких как F-16, Eurofighter Typhoon и Rafale.

Кроме того, Пекин готов экспортировать истребители без введения ограничительных мер (американцы или европейцы отправляют на экспорт упрощенные версии своих самолетов).

Читайте также
Европейскому автопрому грозит китайский «чипокалипсис» Европейскому автопрому грозит китайский «чипокалипсис» Даже немецкие автопроизводители оказались в критической зависимости от КНР

Долгое время одним из самых больших препятствий для продажи китайских самолётов было то, что их истребители не проходили испытания в реальных боевых условиях.

Ситуация изменилась в мае этого года, когда китайские истребители ВВС Пакистана, такие как JF-17 Thunder и J-10CE, вступили в бой с самолетами ВВС Индии (IAF), которые использовали новейшие российские (Су-30МКИ и МиГ-29) и французские (Mirage-2000 и Rafale) самолёты.

Исход того воздушного боя до сих пор вызывает споры: и Индия, и Пакистан делают противоречивые заявления. Индия заявила, что уничтожила около 12−13 пакистанских самолётов (включая F-16, JF-17 и самолёты дальнего радиолокационного обнаружения и управления), а Пакистан заявил, что сбил шесть индийских истребителей, в том числе три Rafale.

Однако, несмотря на противоречивые заявления, Китай начал продвигать J-10CE как «убийцу Rafale». В соцсетях были созданы аккаунты для продвижения идей о технологическом превосходстве Китая в авиации.

Даже запустили видеоигру, имитирующую боевые действия в воздухе. В итоге многие страны, которые уже заказали истребители французского производства, решили не покупать их больше (например, Индонезия).

Китай известен своими возможностями по наращиванию производства и надёжными цепочками поставок. Китайцы уже начали обрабатывать, скажем, Иран, который в любой момент может столкнуться с новым нападением со стороны Израиля.

И при этом Ирану нужно срочно модернизировать свои устаревшие ВВС, состоящие в основном из истребителей второго поколения, таких как F-4E и F-5E/F. Израиль же может похвастаться современными истребителями четвёртого и пятого поколений, включая F-15, F-16 и невидимки F-35.

Как пишет издание Eurasian Times, для китайского J-10CE в Иране ещё не всё потеряно, поскольку Тегерану нужно как минимум 100 современных истребителей для модернизации своих ВВС.

Основную часть поставок берет на себя главный иранский союзник — Россия. Однако вместе с ней интерес к безразмерному иранскому рынку истребителей как раз и проявляет Китай.

Читайте также
Китай зовет на шопинг: Что и как российским туристам грамотно покупать в Поднебесной Китай зовет на шопинг: Что и как российским туристам грамотно покупать в Поднебесной Там в торговых центрах можно приобрести и западные бренды

Индонезия — еще один покупатель китайских J-10CE. Ставки страны на французские истребители Rafale оказалась под вопросом после того, как Пакистан заявил, что сбил три таких индийских самолёта.

Это вызвало в Индонезии серьезные вопросы о стратегической логике сделки на сумму более $8 млрд. Апофеозом стало то, что 15 октября министр обороны Индонезии заявил: страна намерена приобрести у Китая истребители J-10, сообщает индонезийское информагентство Antara.

— Очень скоро они пролетят над Джакартой! — заявил журналистам министр обороны Индонезии Шафрие Шамсоеддин. Ссылаясь на секретность, он отказался предоставить подробную информацию о сроках покупки.

Тем временем J-10C также стал фаворитом в тендере, объявленном властями Бангладеш, на поставку истребителей на сумму $2,2 млрд. Одна из крупнейших в истории страны оружейных сделок включает в себя закупки, обучение, техническое обслуживание и сопутствующие расходы. Правительство Бангладеш, скорее всего, заключит межправительственное соглашение с Китаем.

Китаю есть, что предложить мировым покупателям и потом. Китай стал единственной страной (после США), которая ввела в эксплуатацию два истребителя пятого поколения — J-20 и J-35A, а также палубную версию самолёта-невидимки J-35.

Китай также тестирует два истребителя шестого поколения, получивших предварительные названия J-36 и J-50. Вполне вероятно, что через десять лет эти самолеты полностью завоюют азиатский рынок.

Последние новости
Цитаты
Сергей Ищенко

Военный обозреватель

Дмитрий Журавлев

Генеральный директор Института региональных проблем

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
СП-Видео
Фото
Цифры дня