«Политика руководства телевидения безобразная. Она не способствует развитию людей...»
Роберт Нигматулин
Редко какой предстоящий официальный визит Владимира Путина за рубеж заранее анонсируется нашими властями как «сверхбольшой». Но почему именно в таких выражениях помощник президента РФ Юрий Ушаков счел необходимым рассказать о надеждах Кремля на запланированную поездку главы РФ в Индию?
Дело в том, что, как ожидается, давно назначенный на 4−5 декабря прилет Путина в Дели обещает оказаться едва ли не главным событием года на международных рынках торговли оружием.
По информации Bloomberg, на переговорах с высокими гостями из РФ премьер-министр Индии Нарендра Моди намерен повести речь о закупках у нас крупнейших партий самых современных зенитных ракетных систем (ЗРС) и истребителей пятого поколения.
С-300 против F-35: у Венесуэлы есть силы и средства, чтобы устроить США второй Вьетнам
Как наш зенитно-ракетный комплекс может ударить по Трампу
Эта сделка, если она состоится, в течение нескольких лет обещает принести Москве очень хорошие деньги. Которые совершенно точно будут исчисляться в десятках миллиардах долларов.
Общие суммы предстоящей сделки пока, естественно, неизвестны. Но некоторое представление об их громадности легко, полагаю, получить даже сегодня.
Так, зарубежные источники заявляют, что первым делом Моди хочет добиться от Путина согласия на скорейшую поставку в его страну наших ЗРС С-400 «Триумф». Ни много, ни мало — в количестве достаточном для формирования пяти новых зенитно-ракетных дивизионов.
Между тем, каждый индийский дивизион «Триумфов» состоит из 16 пусковых установок, разделенных на две батареи. Каждая из которых оснащена автономной системой командования и контроля, а также радиолокационной станцией наблюдения и наведения. Много это или мало?
Ровно с таким же количеством дивизионов С-400, которые индийцы закупили у России в 2018 году на сумму 5,43 миллиарда долларов, эта страна и встретила вооруженный конфликт с Пакистаном, который внезапно вспыхнул в минувшем мае. Со стороны Дели начавшаяся тогда оборонительная операция носила название «Синдур».
Так вот, в боях с тоже достаточно современной пакистанской авиацией пять дивизионов дальнобойных «Триумфов» (зона поражения каждого — около 400 километров) обеспечили индийской армии полное превосходство в воздухе над всей зоной боевых действий.
По итогам операции «Синдур» маршал индийской авиации Авадеш Кумар Бхарти высказался следующим образом: «Их самолетам не дали пролететь через нашу границу. У нас нет обломков, но определенно мы сбили несколько пакистанских самолетов. У меня есть цифры, и мы вникаем в технические детали, чтобы установить это, поэтому я не хотел бы сейчас называть цифру. Но определенно есть потери с их стороны».
А премьер-министр Индии Моди, слова которого привела газета India Today, так подвел итоги участия «Триумфов» в тех боях: «Координация действий техники в операции „Синдур“ была фантастической. Будь то традиционная индийская система противовоздушной обороны, которая была свидетелем нескольких сражений, или наши платформы, [разработанные в рамках программы] „Сделано в Индии“, такие как Akash, — все они получили беспрецедентно мощную поддержку современной системы обороны, такой как С-400. Надежное оборонное прикрытие стало отличительной чертой Индии», — отметил премьер.
Вероятно, тогда у Дели и дозрело, как минимум, решение просить Москву о срочном и кратном усилении боевых возможностей системы ПВО Индии. Хотя бы вдвое. О чем, вне всяких сомнений, и пойдет речь на предстоящих переговорах.
Однако лишь разговорами о желании приобрести российские «Триумфы» на переговорах дело точно не ограничится.
Как пишут за рубежом, индийские партнеры намерены просить Путина заодно продать им и неизвестное пока широкой публике количество еще более могучих и способных сбивать цели даже в ближнем космосе ЗРС С-500 «Прометей». Которые за рубеж вообще до сей поры не поставлялись и не поставляются. Ибо и в самой-то России на сегодня таковых — кот наплакал.
По некоторым данным — то ли одна, то ли две зенитно-ракетные бригада. Одна из которых, вроде бы, включена в систему обороны Москвы. А вторая защищает воздушные подходы к Крымскому мосту.
Между тем, как показывают ставшие регулярными в последнее время налеты украинских беспилотников на глубокие тылы России у нас у самих в небе зияющих «дыр» намного больше. Просто промышленность, изнывающая в том числе и под санкциями, пока не в состоянии дать стране больше «Прометеев».
По этой причине вряд ли Нарендра Моди быстро получит от Путина столь роскошный боевой подарок. Даже за немыслимые деньги. Но в отдаленной перспективе: почему бы и нет?
Однако одними лишь безусловно лучшими в мире российскими системами С-400 и С-500 переговорное «меню» в Дели точно не будет исчерпано. Возможно, самое «вкусное блюдо» для Моди в нем — отечественные тяжелые истребители пятого поколения Су-57.
Большинство из вас, полагаю, даже представить не в состоянии, сколько таких боевых машин готовятся заказать нам индийцы?
По сведениям из Соединенных Штатов — только не падайте со стульев! — 140 таких стелс-самолетов! И это при том, что с января 2010 года (когда в Комсомольске-на -Амуре в воздух впервые поднялся первый прототип С-57) мы сами сумели изготовить для себя всего примерно 32 такие боевые машины.
— Ничего, — отвечают нам на это нетерпеливые покупатели, — мы поможем.
Предложение, которое по такому поводу готовится «выкатить» Моди Путину на предстоящих переговорах: от России Индия намерена ожидать всего 40 Су-57. А оставшуюся сотню истребителей по лицензии на специально построенном заводе планирует собирать сама.
«Эффект ежа»: Лукашенко прикрылся «Железным куполом» от Литвы и Польши
ARG: новые «Торы» в Беларуси перекраивают всю геополитическую карту Европы
Ну, так ведь и четыре десятка этих действительно изумительных самолетов нашей стране тоже надобно где-то взять.
Где, если завод в Комсомольске-на-Амуре и так без устали конвейерным способом день и ночь клепает не только Су-57, но тяжелые истребители Су-35 поколения 4++? Подавляющее большинство которых тут же отправляется поближе к линии российско-украинского фронта? А то и прямо в бой?
Тут, считаю, одно из двух. Если сделка с индийцами и по Су-57 в декабре будет заключена Путиным, получится: наш президент точно знает, что мирное урегулирование на Украине не за горами. А значит — боевые действия вот-вот прекратятся, нагрузка на нашу тактическую авиацию резко снизится. И та перестанет так остро нуждаться в непрерывных пополнениях.
Либо все намного хуже. И первые партии Су-57 на экспорт придется выпускать в ущерб интересам собственных Вооруженных сил РФ.
А это в свою очередь станет неопровержимым свидетельством, что в действительности, несмотря на все бодряческие заверения властей, нужда нашей казны в иностранной валюте настолько остра, что даже невозможное, с точки зрения здравого смысла, в России вынужденно становится возможным. Тогда, конечно, иного выхода, быть может, и не осталось.
В таком случае добивать на глазах слабеющего врага станем тем, что осталось в руках. В смысле — с единственным истребительным полком Су-57, который военные, как утверждают, успели сформировать в составе ВКС РФ.
Надеюсь, для Киева и этого окажется достаточно. А там, глядишь, и наступят лучшие времена.
Новости, аналитика и все самое важное о вооружении и военных конфликтах, — в военном обозрении «Свободной Прессы».