«Угрозы ограничения транзита через Литву это их единственное средство давления на РФ...»
Андрей Колганов
— Самый радикальный способ — это отрезать Украину от моря, тогда и невозможно будет заниматься пиратством в целом в принципе, — заявил Владимир Путин, отвечая на вопросы журналистов на инвестиционном форуме «Россия, вперед!».
Глава государства отметил, что ВС РФ расширят номенклатуру ударов по портовым сооружениям, а также по кораблям и судам, которые заходят в украинские порты.
Один из главных вопросов последних дней — как Кремль ответит на украинские атаки в Черном море. С субботы 28 ноября по 2 декабря было повреждено три танкера. Два подверглись нападению безэкипажных катеров, третий стал целью для БПЛА.
Правда, ни одно судно не затонуло. Удалось избежать человеческих жертв. Но в любом случае, такие налеты — беспрецедентная попытка эскалации ситуации со стороны Киева.
На кону Су-57 и С-500: Моди во время визита Путина в Индию сделает предложение, от которого будет трудно отказаться
Если Кремль согласится, значит там уверены: на Украине завтра наступит мир. А если нет — значит, валюта нам нужна так, что придется продавать новейшее оружие
Заявление Владимира Путина о том, что Украину могут отрезать от моря, сразу разошлось по мировым СМИ и новостным пабликам. Слова российского президента активно цитировались в телеграм-каналах и социальных сетях. Большинство комментаторов решили, что Кремль выбрал самый жесткий вариант ответа на украинские провокации — согласно принципу морской войны «Топи их всех».
Так ли это на самом деле? Россия готова пойти на столь беспрецедентные шаги? Ответы на эти вопросы содержались в словах самого Владимира Путина.
— Мы рассмотрим возможность ответных мер в отношении судов тех стран, которые помогают Украине осуществлять эти операции, пиратские акции, — отметил в беседе с журналистами российский лидер.
Беспилотные хищники
Первыми жертвами украинского нападения стали танкеры Kairos и Virat. Несмотря на утверждения ряда СМИ, атакованы они были не в территориальных водах Турции, а в нескольких десятках миль от турецких морских границ — в исключительной экономической зоне.
В ночь с 28 на 29 ноября БЭКи атаковали Kairos. Сначала беспилотники ударили в корму и повредили рулевое управление. После чего дроны нацелились на машинное отделение, чтобы обездвижить танкер. В результате нападения судно потеряло ход. И тогда безэкипажные катера начали бить по корпусу с обоих бортов. На танкере вспыхнул пожар.
Примечательно, что беспилотники одновременно пытались ударить и по Virat. Но операторы не смогли вывести безэкипажные катера на удобные позиции. Экипаж видел, как БЭКи кружат вокруг судна, но не атакуют его.
Правда, когда наступило утро 29 ноября и взошло солнце, украинские боевики повторили атаку. Сценарий нападения был идентичный. Сначала удары в корму, потом в машинное отделение и уже далее по всему корпусу. Но и на этот раз до конца выполнить задачу операторам дронов не удалось.
Virat получил только три пробоины, чуть выше ватерлинии. Вывести из строя его систему управления и двигатели беспилотникам не удалось.
Уже к обеду субботы (29 ноября) к обоим пострадавшим судам подошли турецкие спасательные корабли. На Kairos удалось потушить пожар, и его взяли на буксир для транспортировки в порт. Судно сильно пострадало и однозначно пойдет под списание.
Но Virat отделался легким испугом. Пожара на его борту не было. Пробоины экипаж заделал самостоятельно. Но спасательные службы Турции на всякий случай также отбуксировали судно к берегу. После непродолжительного ремонта танкер вернется в море.
Следует отметить, что, по данным западных СМИ, Kairos и Virat входят в состав российского «теневого» флота. Считается, что он создан Москвой для обхода санкций на торговлю нефтью, введенных ЕС, США и другими странами. Формально оба танкера России не принадлежат, ходят под флагом Гамбии.
Во вторник 2 декабря беспилотный летательный аппарат попал в навигационный мостик теперь уже российского танкера-химовоза MidVolga 2. Последний шел с грузом подсолнечного масла в Грузию. В результате взрыва ранено несколько человек. Надстройка судна получило незначительные повреждения. Танкер мог продолжать путь, но турецкие власти на всякий случай отправили его в порт Синоп. Судя по опубликованным с борта MidVolga 2 фото, в его рубку влетел украинский БПЛА FP-1.
Также в воскресенье 30 ноября появились сообщения об атаке беспилотных катеров на танкер MERSİN, который принадлежит Турции. На этот раз происшествие случилось не в Черном море, а у берегов Сенегала.
Правда позже выяснилось, что речь идет не о нападении, а об аварийной ситуации на борту.
На фото терпящего бедствие танкера не видно пробоин, следов пожара и других повреждений, характерных для нападения морских дронов.
Юридические нюансы
По международному морскому праву эти три налета нельзя квалифицировать как пиратство. Более того, удары наносились в нейтральных водах. Исключительные экономические зоны — это районы с особым правовым статусом. Но на них не распространяются положения о территориальных водах.
Но Киев имел бы основания для нападений только в том случае, если бы танкеры перевозили оружие, боеприпасы и технику для ВС РФ. А иначе подобные действия классифицируются как неспровоцированная атака на гражданские суда.
Путин в Арктике гоняет стаи «Белых лебедей». Российская база в Мурманске усилилась Ту-160
Сверхзвуковые «стратеги» переполошили северных оленей и генералов НАТО
Причем, в случае с Kairos и Virat нападению подверглись объекты третьих стран, что запрещено морскими законами. Наличие этих танкеров в санкционных списках не может служить оправданием.
Поэтому, даже в Лондоне и Париже, которые всячески поддерживают Киев, прохладно восприняли новость об украинских атаках. В английских и французских СМИ материалы публиковались без обычного восхваления бандеровских подвигов. Это лишний раз подчеркивает, насколько серьезно были нарушено международное морское право.
Предположим, что Россия действительно начнет топить суда, которые идут в порты незалежной. Такие действия нарушают морское право. И последствия — с учетом современных реалий международных отношений — могут быть достаточно неоднозначными.
Конечно, мы вправе бороться с перевозками вооружений, боеприпасов и техники для Украины. Но для этого надо доказать, что на бортах уничтоженных судов такие грузы находились. А для этого их сначала надо остановить и досмотреть. После чего, выявив факт транспортировки, отбуксировать в свой порт или потопить.
Некоторые горячие головы начали вспоминать про германские «волчьи стаи» в годы Второй мировой, а также неограниченную подводную войну. Но стоит напомнить, что одним из обвинений Третьему рейху на Нюрнбергском трибунале как раз и была организация и ведение боевых действий по принципу «топи их всех».
Отрезание по-израильски
С начала СВО часто звучат заявления о необходимости блокады побережья Украины. Но и такие действия строго регламентируются международным морским правом.
Принято несколько конвенций, которые описывают, как и когда объявляются блокады, а также права и обязанности тех, кто блокирует, и противоположной стороны.
Между тем есть успешный опыт Израиля по борьбе с морскими поставками в Сектор Газа. Тель-Авив официально не объявлял о блокаде побережья, но при этом суда в палестинские порты он не допускает.
Несколько раз действия израильтян становились причиной разбирательства в комиссии ООН. Но их признали вполне законными и соответствующими международному морскому праву.
По всей видимости, Россия планирует использовать этот опыт. Тем более, что отдельные наработки ВМФ РФ использовал в ходе «зерновой сделки».
РФ объявит для судов тех стран, которые помогают Киеву, как в поставках оружия, так и в проведении диверсий, запретную зону. При вхождении в нее плавсредства будут досматривать. При отказе — их будут захватывать или топить на месте.
В случае же с судами, которые принадлежат самой Украине, условия будут более жесткими. Входящие и выходящие из запретного пространства, даже не смотря на груз — автоматически без досмотра, будут перехватываться. А при несоблюдении требований российских моряков — их будут топить.
Новости, аналитика и все самое важное о вооружении и военных конфликтах, — в военном обозрении «Свободной Прессы».