«Союзники дорого стоят, и по большей части они ненадежны...»
Сергей Караганов
Дефицита во мнениях о том или ином образце, высказанных по окончании «Dubai Airshow 2025» в Объединенных Арабских Эмиратах, ожидаемо не было. Однако, определенная их часть, высказанная «экспертами» коллективного пока еще Запада, без каких-либо сомнений можно смело отнести к тому, что принято называть «информационными помоями».
И полились они, естественно, на одну из самых громких премьер авиасалона — российский многоцелевой истребитель пятого поколения — Су-57. Эта машина и раньше не вызывала симпатий у апологетов превосходства американского F-35 над всем, что летает, но теперь они полностью слетели с катушек. Для полноты картины «бессовестного цинизма и нравственной низости» постараемся привести вердикт продажных СМИ практически дословно:
«Нам представлен типичный «потемкинский самолет». Безмерно разрекламированная и предрасположенная к многочисленным неисправностям машина, символизирующая окончательный упадок всего аэрокосмического сектора России в эпоху после победы Запада в холодной войне.
Убить «безэкипажник»: Борьба с украинскими «морскими хищниками» вышла на новый уровень
Воевать в Черном море у Киева никогда не получалось, его удел — пиратство
Этот, с позволения сказать, истребитель якобы пятого поколения, созданный без должного понимания реалий сетецентрической войны, характеризуется плохой сборкой, плохой цифровой архитектурой и плохой силовой установкой. Он безнадежно отстает от более современных (включая даже старые) американских разработок по всем ключевым показателям".
Согласитесь, если бы не упоминание России и американских разработок, а также определение «потемкинский», выдающее очередного недалекого, а потому очень агрессивного, кабинетного «аналитика в мамкиной кофте», можно было подумать, что автор описывает F-35. Поскольку описание полностью соответствует ситуации, происходящей с «пингвином» в настоящее время.
Ведь, во-первых, именно он выстроен на цифровой архитектуре более чем двадцатилетней давности, у него никудышный двигатель, мгновенно перегревающийся при выходе на сверхзвуковой режим и не способный выработать даже половину назначенного ресурса.
Во-вторых, откровенно паршивое качество сборки наглядно подтверждается до отказа забитыми отозванными из войск «Молниями» стоянками «Lockheed Martin Corporation». Ну а про агрессивную и чрезмерно назойливую рекламу «пингвина», льющуюся буквально из каждого утюга можно и не упоминать.
Слащавыми «псевдоэкспертами» F-35 зализан до такой степени, что у него стелс-покрытие сползает еще до момента поднятия в воздух.
Тем более, что авторами этого бессмысленного потока словесной диареи, кстати, входящие в штат якобы аналитической компании «Beltway», попытки хоть как-то изобразить приступ объективности даже не предпринимались.
Их главная задача заключалась в максимально возможном снижении перманентно растущей популярности российской «сушки», включая и лавину информационного шлака.
Примечательно, что в прямую обязанность этих «специалистов» из «суперкрутого научного центра» Соединенных Штатов входит профессиональная оценка стратегических рисков. Но здесь, как говорится, ситуация вышла из-под контроля…
Даже их коллеги из консервативного «The National Interest», буквально обалдевшие от столь прямолинейного и стереотипного наезда, попытались прервать этот фонтан мусорных словес: «России как воздух был необходим самолет самого высокого класса, способный обеспечить превосходство в воздухе и пуски из глубины воздушного пространства гиперзвуковых ракет Р-37М.
И обладающий высокой степенью скрытности, затрудняющий возможность обнаружения его американскими системами. А мощные российские ЗРК формируют вокруг него смертоносный для его противников зонт. F-35 амбициозны, а Су-57 практичны. Американец основывается на новейшем оборудовании, а российский истребитель на хитрости и брутальной силе".
И для того, чтобы понять, насколько далеки от реальности те, кто пытается лишить российский истребитель заслуженных популярности и востребованности, приведем оценки ближневосточных экспертов, представляющих именно те страны, военно-воздушные силы которых остро нуждаются в машинах пятого поколения. И, главное, готовых платить за них серьезные деньги.
В качестве основных номинантов на статус лидера в гонке машин пятого поколения сегодня называют российский Су-57, китайский J-35 и американский F-35. И несмотря на то, что мировой рынок истребителей пятого поколения в настоящее время находится на стадии формирования, число желающих стать их эксплуатантами неуклонно растет. Причем, это представители наиболее состоятельных стран мира.
Естественно, выбор не всегда основан исключительно на объективных оценках летно-технических и эксплуатационных характеристик самолета.
Особенно на Ближнем Востоке. Поэтому представить Алжир, приобретающий F-35 также сложно, как и Саудовскую Аравию, выкладывающую деньги за Су-57. А в классе «невидимок» геополитика, предусматривающая экономическое давление, экспортные ограничения, а нередко и прямой запрет, вообще играет одну из главных ролей.
Тем не менее, стоят эти «стелсы», мягко говоря, дорого, спрос имеет место, а потому и обсуждение их мировыми специалистами не прекращается.
И чем дальше, тем больше обсуждение отклоняется от анализа чисто технических аспектов и сдвигается к дискуссиям об общем влиянии «невидимок» на геополитику в целом, и современную воздушную войну, в частности.
Оружие СВО: Русские ПТРК — от «Шмеля» до «Булата», и все смертельные
Боевые действия на Украине потребовали создания принципиально новых боеприпасов
Еще три-четыре года назад в этой области доминировал культ американской «Молнии», но события последних лет показали, что король-то практически голый. Вот как эта новость подавалась вассалам перманентно дряхлеющего гегемона: «F-35 «Lightning II» в авиационном крыле НАТО считается наиболее совершенным самолетом. Именно поэтому в списке его эксплуатантов насчитывается двенадцать стран — ключевых союзников США.
Эта машина долгое время позиционировалась в качестве монополиста мирового рынка авиационной техники, однако, похоже, что американцы несколько переоценили его превосходство. У F-35 большие проблемы с надежностью и колоссальные проблемы с логистикой и сроками исполнения заказов.
Но главный его минус в том, что «Молния» до сих пор не продемонстрировала своих преимуществ широко разрекламированного «сетецентрического применения». Даже у активно воюющих стран, вроде Израиля, основными «рабочими лошадками» до сих пор являются F-15 «Eagle» и F-16 «Fighting Falcon». Тем не менее, это мощный и высокотехнологичный воздушный боец".
Тогда как российская «сушка», по мнению все тех же экспертов, из «золушки» трансформировался в «принцессу»: «Су-57 достаточно сильно доставалось от западных критиков и, как правило, заочно.
Однако в течение последнего года он продемонстрировал два своих ключевых качества, которых нет ни у одного современного истребителя в мире. Во-первых, он способен летать так, как не может ни один из его коллег-конкурентов. Во-вторых, его комплекс вооружения идеально подходит для размещения во внутренних отсеках самолета, что существенно повышает уровень его радиолокационной незаметности.
Которая, следует отметить, несколько уступает аналогичным показателям его конкурентов, особенно в задней полусфере. Кроме того, много неподтвержденных претензий к качеству его сборки плюс мощнейшее противодействие его экспортному потенциалу со стороны США.".
Что же касается китайского J-35, то он для богатых ближневосточных шейхов ни что иное, как «темная лошадка», чьи летные, тактико-технические и эксплуатационные характеристики сознательно завышаются производителем.
Тем не менее на ближневосточном рынке у «китайца» весьма неплохие перспективы, так как большинство потенциальных контрагентов не претендуют ни на Су-57, опасаясь применения «гегемоном» закона CAATSA, ни на F-35, из-за мощного произраильского лобби в американском Конгрессе.
Новости, аналитика и все самое важное о вооружении и военных конфликтах, — в военном обозрении «Свободной Прессы».