Свободная Пресса на YouTube Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса в Дзен

Адмирал предупредил Эрдогана: Зеленский сам идет на дно и хочет утопить в Черном море Турцию

Греческие танкеры, перевозящие российскую нефть, Украина не атакует. Чем объяснить этот «договорняк»?

9375
Адмирал предупредил Эрдогана: Зеленский сам идет на дно и хочет утопить в Черном море Турцию
Фото: AP Photo/Khalil Hamra/ТАСС

Последние три недели показали, что Зеленский, явно с подачи британцев, намерен резко поднять градус напряженности в Черном море и напрямую втянуть в российско-украинский конфликт Турцию.

Все началось, напомним, 27 ноября, когда турецкий нефтяной танкер M/T Mersin, шедший из Туапсе, был атакован у берегов Сенегала. Компания Besiktas Shipping, которой принадлежало судно, заявила о прекращении судоходных операций с Россией.

28 ноября в турецкой экономической зоне в Черном море морскими беспилотниками Украины с интервалом в один час были атакованы танкеры Kairos и Virat, которые шли под флагом Гамбии. Наводку ВМС Украины и СБУ дали, скорее всего, в Лондоне, где сочли, что суда причастны к «теневому флоту» России.

Практически одновременно, в ночь на 29 ноября, украинские БЭКи атаковали международный морской терминал Каспийского трубопроводного консорциума (КТК), серьезно повредив причал ВПУ-2.

Читайте также
Евгений Сатановский: Эрдоган не будет ругаться с Зеленским из-за танкеров. Он у него порты "отожмет" Евгений Сатановский: Эрдоган не будет ругаться с Зеленским из-за танкеров. Он у него порты «отожмет» Турки, американцы и все остальные возьмут свои куски Украины и договорятся между собой

2 декабря в 80 милях от побережья Турции был атакован БПЛА шедший под российским флагом танкер Midvolga 2, который перевозил подсолнечное масло из России в Грузию. Для оценки ущерба танкер зашел в турецкий порт Синоп.

В связи с атаками на гражданские суда в Черном море Анкара выразила Киеву протест. МИД России тоже дал резкую оценку террористическим атакам, но сразу было понятно, что дипломатическими шагами дело не ограничится.

12 декабря вечером последовал военный ответ: днем был нанесен удар по порту Черноморск под Одессой, в результате которого было повреждено принадлежащее турецкой компании судно под иностранным флагом. Спустя несколько часов последовала мощная атака на портовую и энергетическую инфраструктуру всей Одесской области. Город и предприятия надолго остались без света.

Тут, наконец, отреагировал президент Турции Эрдоган: «Черное море не должно становиться ареной для боевых действий, это не принесет пользы ни России, ни Украине».

Эрдоган забыл добавить, что спровоцированная Зеленским эскалация, ставящая под угрозу всё гражданское судоходство в Черном море, «не принесет пользы» и его стране. Причем очень сильно «не принесет».

Турция контролирует морские проливы, проход по которым приносит миллионы долларов. С 1 июля Турция повысила транзитные сборы через Босфор и Дарданеллы на 15%. Это четвертое увеличение с 2022 года, в результате которого стоимость прохода выросла в 7,2 раза.

По данным на 2024 год, Турция собрала за счет различных услуг 227,4 млн долларов с более чем 51 000 транзитных судов, следовавших через Босфор и Дарданеллы без захода в местные порты.

Но эти деньги для региона, по большому счету, мелочь. Надо учитывать, что на Черном море находятся несколько крупных турецких портов — Самсун, Трабзон, Хопа и Зонгулдак, которые связывают транспортными коридорами Закавказье, Центральную Азию, Ближний Восток, Россию.

Кроме того, Турция активно инвестирует в развитие новых логистических маршрутов, поскольку старается использовать свою «географию» по максимуму. Так, сейчас вкладываются серьезные средства в порт Филиос.

По задумке местных властей, порт на северо-западе страны должен стать одним из центров морской торговли в Черном море. А это уже совсем другие деньги. Плюс к этому — бизнес компаний, занимающихся морскими перевозками и всем, что с ними связано. В целом счет идет на сотни миллиардов долларов. Но чтобы затраты окупились, вложения приносили прибыль необходимо главное условие — безопасное судоходство. А оно сегодня под большим вопросом.

Эрдоган не может не понимать, что Зеленский вместе со своими союзниками, атакуя и суда, и транспортные маршруты бьет по интересам Турции. И бьет больно. Хуже всего для Анкары то, что дальше давление будет только усиливаться и дело вполне может дойти до «трубы» — «Турецкого потока», по которому идет газ из России. Попытки его атаковать уже были.

Цель очевидна — добиться от Эрдогана разрыва отношений с Путиным и подключить Анкару к антироссийским санкциям Евросоюза.

Что любопытно: уже в самой Турции звучат голоса, призывающие президента дать жесткий ответ Киеву и Лондону. Турецкий адмирал в отставке Джем Гюрдениз, на днях опубликовал на сайте Mavi Vatan статью, в которой по-военному четко изложил свое видение ситуации.

— Нападения на три разных торговых судна в Черном море в течение пяти дней (28 ноября и 2 декабря — «СП») демонстрируют, насколько уязвимым стал региональный баланс безопасности для Турции, страны, поддерживающей с 1936 года режим Монтрё, и обладающей самой длинной береговой линией в регионе.

Эти последовательные нападения отражают попытку Украины воспроизвести хаотичную обстановку собственной войны* в Черном море и затянуть конфликт в соответствии со стратегическими перспективами Парижа, Берлина, Лондона и Брюсселя.

Одна из косвенных целей этих действий — вовлечение Турции в конфликт. Профессиональная диверсионная атака на танкер Mersin у берегов Сенегала показывает, что подобные инциденты больше не являются единичными случаями; скорее, они указывают на комплексную оперативную стратегию, направленную на оказание давления на Турцию.

Читайте также
Ночной кошмар в Одессе – «ответка» за наши танкеры, турецкий ролкер с секретным грузом продолжает полыхать Ночной кошмар в Одессе — «ответка» за наши танкеры, турецкий ролкер с секретным грузом продолжает полыхать Вся причерноморская энергетика Украины, судя по всему, уничтожена — и это только начало

Политика активного нейтралитета Анкары в рамках Монтрё — и тот факт, что Турция не обязана соблюдать санкции, кроме тех, которые предписаны ООН, — серьезно беспокоит как киевскую администрацию, так и западные столицы, которые ею руководят.

Увеличение частоты нападений на торговые суда в Черном море напрямую влияет на морские торговые пути Турции и безопасность ее энергоснабжения.

Цель — расширить войну

После событий на Майдане 2014 года киевская администрация фактически уступила свою стратегическую автономию Лондону, Вашингтону, Парижу, Берлину и Брюсселю, став главным инструментом геополитической конфронтации Запада с Россией.

Рассчитывая на поддержку НАТО, США и ЕС, Киев действовал, ожидая, что Россия рухнет, администрация Путина падет, а Запад одержит «решающую победу»…Однако реальность на местах опровергла эти ожидания. Россия одерживает верх, приняв затяжную стратегию истощения.

Время и характер атак в Черном море указывают на стремление Украины расширить конфликт в горизонтальном направлении. Киев стремится компенсировать потерю инициативы на суше, создавая кризис на море.

Несмотря на мирные инициативы при посредничестве США, безоговорочная поддержка Великобритании и некоторых стран ЕС подталкивает Киев к превращению Черного моря в новую арену «карательных операций».

Открытые заявления итальянского адмирала, возглавляющего Военный комитет НАТО, о «превентивных ударах» по России показывают, насколько опасным стал этот порог.

Сбалансированная и многосторонняя политика Турции в отношении Черного моря вызывает дискомфорт в некоторых западных кругах, что приводит к попыткам оказать давление на Анкару.

Решающая роль Турции в зерновом коридоре, ее ограниченная, но последовательная поддержка Украины и поддержание стабильных каналов связи с Россией создали у Запада впечатление об Анкаре как о «недостаточно лояльном союзнике».

Таким образом, атаки на континентальном шельфе Турции можно интерпретировать как попытки втянуть Анкару в конфликт или ослабить ее решающую роль в конвенции Монтрё.

Диверсия в Сенегале, направленная против танкера, принадлежащего Турции, также может быть задумана как предупреждение в рамках концепции «теневого флота».

Читайте также
Эрдоган в бешенстве, Токаев в шоке: Лондон и Брюссель выписали Зеленскому индульгенцию на морскую войну Эрдоган в бешенстве, Токаев в шоке: Лондон и Брюссель выписали Зеленскому индульгенцию на морскую войну Атаки на танкеры у берегов Турции и порт в Новороссийске — сигнал Трампу, что на переговорах по Украине надо быть сговорчивее

В то время как греческие танкеры, задействованные в транспортировке российской нефти, не подвергаются атакам, выбор (для атак — «СП») танкеров, принадлежащих Турции, свидетельствует о преднамеренном геополитическом давлении.

В сочетании с атаками на порт Новороссийск и погрузочные терминалы КТК становится ясно, что Украина сделала черноморские энергетические и торговые артерии стратегическими целями, призванными подорвать роль Турции как транзитного узла энергоресурсов. В целом, преднамеренная дестабилизация черноморской морской торговли стала для Киева важным стратегическим коммуникационным инструментом.

Что говорят морское право и право вооруженных конфликтов?

В соответствии с международным гуманитарным правом, невооруженные торговые суда классифицируются как «гражданские объекты», и их прямое поражение запрещено… Это может быть расценено как военное преступление.

Диверсия в Сенегале, произошедшая в мирное время, подпадает под категорию терроризма или организованной диверсии.

Поскольку ни континентальный шельф Турции, ни ее исключительная экономическая зона не были объявлены зоной конфликта ни одной страной, обстрел Украине торговых судов беспилотными надводными аппаратами или дронами нарушает основные принципы морского права, а также обязательства по разграничению, соразмерности и предосторожности.

Односторонние санкции не имеют обязательной силы в соответствии с международным правом; без резолюции Совета Безопасности ООН они не могут служить оправданием для нападений на суда.

Читайте также
Пока гарантий безопасности не получит Россия, гарантии Украине вообще нет смысла обсуждать Пока гарантий безопасности не получит Россия, гарантии Украине вообще нет смысла обсуждать Запад упрямо отказывается понять, по какой причине началась спецоперация — и на каких условиях Россия готова ее закончить

По этим причинам недавние нападения в Черном море следует рассматривать как акты морского бандитизма и применения произвольной силы, несовместимые с гуманитарным правом и правом военно-морской войны.

Турция решительно реализует принцип активного нейтралитета, определенный в статье 19 конвенции Монтрё. Членство в НАТО не противоречит этой правовой основе. Турция не обязана соблюдать какие-либо санкции в отсутствие решения ООН; таким образом, давление со стороны США, Великобритании и ЕС не имеет юридической силы для Анкары.

В этих условиях Турция должна принять более активные меры для защиты международной морской торговли в Черном море…

Турция должна напомнить Киеву, что решающая роль Анкары в зерновом коридоре не может сосуществовать с враждебными действиями против Турции. Продолжающееся задержание двух украинских военных кораблей в Турции также является рычагом давления. В качестве дополнительного инструмента давления может быть ограничена определенная материально-техническая поддержка, предоставляемая турецкими компаниями Украине.

По мере роста напряженности в Черном море геополитический вес Турции увеличивается, но растут и риски. Поэтому Турции следует усилить сдерживание, сохраняя при этом нейтралитет, ставя во главу угла безопасность морских перевозок, энергоснабжения и региональный авторитет. Если Анкара не предпримет решительных действий, администрация Зеленского — под влиянием оси Великобритания-ЕС — без колебаний превратит Черное море в новую военную лабораторию (конец цитаты).

Услышит ли здравые размышления пусть и отставного, но адмирала Гюрдениза президент Эрдоган?


* Имеется в виду специальная военная операция (СВО)

Последние новости
Цитаты
Сергей Аксенов

Журналист, общественный деятель

Никита Кричевский

Доктор экономических наук

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
СП-Видео
Фото
Цифры дня