«Бюджетное правило: Власти при недоборе нефтегазовых доходов продают валюту...»
Татьяна Куликова
Грозные события в порту Новороссийска, грянувшие в понедельник, 15 декабря, оставили после себя слишком много тревожных вопросов.
Речь идет о беспрецедентной на сегодня атаке украинским подводным дроном на внутреннем рейде этого города бетонных причалов крайне малочисленных подводных лодок Черноморского флота.
О том, что морской ударный беспилотник ВСУ сумел, несмотря на все наши давно вроде бы принятые меры предосторожности, прокрасться в гавань Новороссийска победно, как водится, днем того же дня первым сообщила Служба безопасности Украины.
До сих пор непостижимым для нас способом сопроводив эту свою информацию видеокадрами с российских же камер наблюдения, установленных по периметру ограждения военно-морской базы.
Адмирал предупредил Эрдогана: Зеленский сам идет на дно и хочет утопить в Черном море Турцию
Греческие танкеры, перевозящие российскую нефть, Украина не атакует. Чем объяснить этот «договорняк»?
По утверждениям СБУ, вражеский подводный морской дрон непонятно как преодолел несколько линий наших плотных боносетевых заграждений и скрытно проник в занятую кораблями Черноморского флота акваторию Цемесской бухты.
А затем там якобы поразил одну из ошвартованных к причалу дизель-электрических подлодок проекта 636.3 «Варшавянка». Которая будто бы «получила критические повреждения».
Эта новость мгновенно буквально взорвала интернет. Хотя бы потому, что на Черном море у нас и без того в неизвестном техническом состоянии осталось всего три «Варшавянки» - «Колпино», «Старый Оскол» и «Великий Новгород».
Еще две («Новороссийск» и «Краснодар») из той же 4-й отдельной бригады ЧФ начало спецоперации на Украине встретили на боевой службе в Средиземном море.
И, как следствие, до сих пор остаются за пределами Босфора потому, что Турция сразу после начала боевых действий тут же закрыла черноморские проливы для прохода любых военных кораблей. Отрезав «Новороссийск» и «Краснодар» от родных баз.
Что же касается шестой и последней на сегодня в этом ряду субмарины «Ростов-на-Дону», то она в сентябре 2023 года в Севастополе попала под удар украинских крылатых ракет Storm Shadow.
Получила серьезные повреждения. И по этой причине вместе с остальными боевыми кораблями ЧФ не была переведена в Новороссийск. Осталась в Севастополе.
А с учетом, что каждая из перечисленных «Варшавянок» является носителем наших высокоточных крылатых ракет большой дальности «Калибр-ПЛ», которыми мы регулярно обстреливаем цели на вражеской территории, то цены каждой из них просто нет. Любая новая потеря была бы очень и очень чувствительной для Москвы.
Но, судя по всему, в понедельник такой потери в Новороссийске все же не случилось. Это следует из опровержения измышлений Киева штабом Черноморского флота, опубликованным почему-то лишь в 22:24 15 декабря.
Когда противник уже вдоволь натешился собственной лживой, как выясняется, информацией о выдуманной «перемоге».
«Попытка противника провести диверсию при помощи подводного безэкипажного аппарата не достигла своих целей. Ни один корабль или подводная лодка Черноморского флота, дислоцированные в бухте Новороссийской военно-морской базы, а также их экипажи, в результате диверсии не получили повреждений и несут службу в штатном режиме», — объявил начальник пресс-службы Черноморского флота капитан 1 ранга Алексей Рулев.
Почему российским военным понадобилось столько времени, чтобы рассказать взбудораженной стране о том, что можно было в считанные минуты выяснить простым телефонным звонком из Министерства обороны командующему ЧФ? Вопрос риторический. Впрочем, бюрократы в погонах нас уже давно приучили, что наша участь — роль аутсайдеров в информационных войнах.
Но вернемся к сути произошедшего у новороссийских причалов. Как случилось, что вход в Цемесскую бухту, несмотря на все технические усилия наших военных моряков, не оказался непреодолимым препятствием для подкравшегося из морских глубин невиданного прежде и, безусловно, высокотехнологичного оружия врага?
Боносетевые заграждения, преграждавшие вход в эту базу, были в конструктивном смысле рассчитаны только и исключительно на отражение атак небольших надводных беспилотников противника? Похоже, что так.
Рискну предположить, что, вероятно, крупноячеистая металлическая сеть, которую удерживают находящиеся на поверхности боны (подобные обычным и привычным всякому курортнику буйкам) не везде тянулась до самого дна. Между нижней кромкой сети и грунтом могли оказаться «щели». Достаточные, чтобы сквозь них мог проскочить похожий на торпеду безэкипажный ударный аппарат.
Но тогда неизбежен другой вопрос: а почему в таком случае этот самый украинский подводный дрон не был обнаружен гидроакустическими станциями Новороссийской базы? Или может быть таких станций там не было вообще?
Однако это кажется совершенно невероятным. Хотя бы потому, что все мы давно знали, что Киев готовит атаки на корабли Черноморского флота именно подводными беспилотниками.
Ведь еще в сентябре 2023 года противник распространил сообщение, что в его распоряжении появились беспилотные подводные аппараты под названиями «Марычка» и «Толока».
Vessel Protect: Диверсии на Черном море заставят Россию вплотную заняться Одессой
Натовские страны возмущены терактами, а страховщики уже резко взвинтили расценки
Поэтому не могу и мысли допустить, что с той поры мы не готовились к отражению нападений не только надводных БЭК, но и из глубин Черного моря. Вот только какова эффективность этой подготовки? Наверное, теперь ответ на этот вопрос ищут следователи военной прокуратуры.
Между тем, сам Киев сообщил, что попытка удара по «Варшавянкам» была предпринята не «Маричкой» и не «Толокой». А нигде и никем прежде не упоминавшимся аппаратом Sub Sea Baby.
Что это за машина? При чьем техническом содействии изготовлена на Украине? Или кем-то предоставлена в распоряжение ВСУ в готовом виде? Об этом пока нигде — ни гу-гу.
При этом мало кто сомневается, что и за всей этой историей выглядывают «уши» британских военно-морских спецов. Из чего это почти наверняка следует?
Во-первых, именно англичане дальше многих в мире продвинулись в деле создания морских беспилотников самого разного назначения. А во-вторых, они сами никогда и не скрывали, что всеми силами стараются не только обеспечить такими вооружениями ВСУ, но и давно обучают украинских военных их боевому применению.
Первую так сказать «явку с повинной» в этом отношении Министерство обороны Великобритании совершило еще летом 2022 года.
В своем официальном пресс-релизе от 27 августа оно заявило о намерении поставить киевскому режиму как раз подобное передовое флотское оружие. Правда, на первых порах - лишь для борьбы с предполагаемыми попытками России минировать морские порты Украины.
Было сказано, что одновременно Лондон на своей территории совместно с 6-м флотом ВМС США начинает трехнедельную подготовку украинских военно-морских специалистов к использованию этих боеприпасов.
Вскоре в том же году последовали первые атаки БЭК противника на бухты Севастополя. После этого, 3 ноября 2022 года, в российский МИД была вызвана британский посол в Москве Деборе Броннерт.
Послу указали на недопустимость враждебных провокаций со стороны Лондона и сообщили, что у российской стороны имеются неопровержимые доказательства того, что атака беспилотников на крымские бухты осуществлялась под руководством работающих в Очакове британских специалистов.
Освобождение Одессы: Лавров обозначил вектор еще одного наступления. Хватит ли сил для прорыва?
«Главное не то, что говорит глава МИД, гораздо важнее, о чём он молчит»
Затем в МИД России сообщили, что располагают информацией, что ВМС Великобритании уже передали украинской стороне определённое количество беспилотных подводных аппаратов. Каких именно? Об этом не было сказано.
Но с Лондона наши протесты до сих пор — как с гуся вода. Удары беспилотниками не только продолжились. Они стали куда интенсивнее. Сначала — по кораблям Черноморского флота. Что вынудило их в целях обеспечения безопасности временно покинуть Севастополь и укрыться в Новороссийске.
А в последнее время таким же атакам в Черном море стали подвергаться и абсолютно гражданские танкеры. После этого во все более и более вопиющую ситуацию был вынужден вмешаться и президент РФ Владимир Путин.
Вот что он заявил 2 декабря 2025 года, всего пару недель назад: «Какие ответные меры могут быть?
Во-первых, мы расширим номенклатуру наших ударов по (украинским — «СП») портовым сооружениям и по судам, которые заходят в украинские порты.
Второе. Если это будет продолжаться, мы рассмотрим возможность (я не говорю, что мы это будем делать, но рассмотрим возможность) ответных мер в отношении судов тех стран, которые помогают Украине осуществлять эти пиратские акции.
Ну и самый радикальный способ — это отрезать Украину от моря".
Впечатление такое, что на бритов самое сильно впечатление в этой речи Путина произвел пункт № 2. Где сказано про «ответные меры» в отношении судов тех стран, что способствуют ударам Киева.
Севастополь-Одесса: Братьев раввинов разделила СВО. На вопрос «Чей Крым?» отвечают по-разному
Неожиданно громким стал первый день светлого праздника Хануки в городе русских моряков
Давно ведь замечено: «на воре и шапка горит». Со слов Путина выходило, что Россия допускает (хотя бы и теоретическую пока) возможность начать топить британские (а, возможно — и еще чьи-то) корабли и суда в Мировом океане.
На мой взгляд, это выглядело и выглядит почти невероятным. Но в Британии явно всполошились. Потому что открытая угроза русских начать топить их суда — это, без сомнения, было бы лишь началом. Дальше — только большая война на континенте. И удары по территории нового противника чем только попадет под руку. В том числе — кто знает? — возможно, и ядерным оружием.
Вряд ли случайно очень показательная, считаю, публикация на сей счет на днях появилась в Daily Star (Великобритания). Ее автор для начала задался «простеньким» вопросом: «Как может выглядеть конфликт с Великобританией, если Россия применит часть своего огромного арсенала из 5580 ядерных боеголовок?».
В своих рассуждениях он сослался на недавние масштабные теоретические расчеты британских ученых и военных по этому поводу. И на созданную для их наглядной демонстрации интерактивную карту NUKEMAP.
Исходя из событий последних месяцев, по информации Daily Star, ключевыми целями для русской ядерной атаки могут послужить «морские центры — сила и жизненная артерия Великобритании. Возможны удары по Плимуту и Барроу-ин-Фернесс».
Если это грянет «в ближайшее время… с помощью 800-килотонной ракеты «Тополь», говорится в статье, только в одном Плимуте «погибнет 133 510 человек, 85 830 будут ранены, а размер огненного шара будет составлять 1,28 километра (5,16 квадратных километра).
Главное — от русского газа откажись, мы выручим: Эстония протянула Орбану «руку помощи»
Константин Смирнов: Прибалтам придётся отдать последнюю пуговицу, и всё равно не хватит, чтобы Венгрию взять «на содержание»
Зона сильного поражения от взрыва составит 2,02 километра (12,8 квадратных километра), а зона поражения радиацией — 2,43 километра (18,6 квадратных километра).
И далее: «Применение тех же исходных данных в отношении Телфорда, где в населенном пункте Доннингтон находится важный объект министерства обороны Великобритании, дает столь же катастрофические результаты.
По оценкам, число погибших может составить 71 350 человек, еще 49 040 получат ранения… Взрывная волна распространится на северо-восток в направлении Скарборо (на расстояние примерно 278 километров) и далее за пределы побережья в Северное море".
Не менее ужасающей, с точки зрения не только этой газеты обещает оказаться картина и после гипотетического пока прилета русского «Тополя» по Барроу-ин-Фернесс. Где расположено единственное в Великобритании предприятие по проектированию и строительству атомных подводных лодок.
Там мгновенно отдадут богу души около 54 060 человек. Еще 12 620 получат ранения. «Последствия взрыва могут охватить всю северную часть Англии чуть ниже границы с Шотландией и вплоть до города Карлайл», — заранее пугается Daily Star. И правильно, в общем-то, делает.
Так может быть Лондону стоит остановиться и перестать дергать русского медведя за уши? Для начала — хотя бы в Черном море? Все как-то поспокойней станет спаться на Туманном Альбионе.
Впрочем, и в России — тоже.
Сводки СВО, новости и все самое важное о спецоперации на Украине, — в теме «Свободной Прессы».