«Если ясности в экономике нет, то предприятия инвестировать не будут…»
Никита Масленников
17 февраля завершились второй этап американо-иранских переговоров. Обе стороны выбрали достаточно странный формат диалога — непрямые встречи.
В генеральном консульстве Омана в Женеве представители Ирана и США передали свои предложения через главу оманского МИД Омана Бадра аль-Бусаиди. Все они касались ядерной программы Исламской республики, а также снятия с санкций со страны.
Делегацию Вашингтона возглавлял спецпосланник Стив Уиткофф. А среди представителей Тегерана главным был министр иностранных дел Ирана Аббас Аракчи. Хотя прямого диалога за столом между странами не было, дипломаты из Омана назвали эту встречу крайне прогрессивной.
Чуть позже ситуацию конкретизировал вице-президент США Джей ди Вэнс. По его словам, переговоры «прошли хорошо в части аспектов». Однако Тегеран пока не готов признавать несколько принципиальных позиций, которые обозначил американский лидер Дональд Трамп.
Эрдоган всех перехитрил: Русские С-400 помогут Израилю, когда в Тель-Авив иранские ракеты полетят
Трамп рассчитывает на помощь президента Турции, если «ядерная сделка» с Тегераном сорвется
На самом деле нынешние американо-иранские переговоры, скорее всего, войдут в мировую историю, как одни из самых неадекватных. Обе стороны не могут четко выразить свои позиции. А некоторые действия Ирана, на первый взгляд, даже не имеют логического объяснения.
Между тем, Вашингтон продолжает накапливать силы в регионе. И в ближайшее время его группировка по своему могуществу сравняется с той, что была задействована год назад в ходе «12-дневной войны».
Стремительно поменял свою позицию и Израиль. Еще недавно Тель-Авив пытался если не остановить американскую операцию, то хотя бы ее отложить. Но сейчас израильское руководство рвется в бой.
Попробуем разобраться в том, что сейчас происходит вокруг Исламской республики, и сделать прогнозы.
Уран — богатый и бедный
Сложная ситуация вокруг Ирана, как известно, сложилась из-за его ядерной программы. А если быть точным — из-за уровня обогащения радиоактивных материалов.
Тут требуется техническое пояснение. Речь идет об уране, который бывает высокообогащенным (HEU) и низкообогащенным (LEU). Различаются они по количеству урана-235 (U-235) в их составе. При его содержании свыше 20% - материал уже является HEU и его уже можно применять в военных целях — для реакторов атомных подводных лодок. Для создания атомной бомбы нужен обогащенный уран, содержащий 60- 80% U-235. Для мирных целей: строительства АЭС и медицины — HEU абсолютно не нужен. Если только не строить атомные ледоколы.
В свое время Иран отрицал, что у него есть обогащенные материалы. Но в ходе подготовки к переговорам с Вашингтоном, Тегеран признался, что имеет запасы HEU с уровнем обогащения не ниже 60%. Утверждается, что они нужны для ядерной медицины. Но, как уже было сказано выше, для таких целей такие показатели избыточны.
И тут на сцены выходит еще один неожиданный элемент. Это «фетва», которую давно принял духовный лидер страны Али Хаменеи. Она объявляет все связанное с военными атомом в Исламской республике «харам». То есть существует прямой запрет на все работы по созданию атомной бомбы.
Иран — теократическое государство. Поэтому «фетва» имеет примат над любыми светскими законами. И отменить ее просто так нельзя. Формально существует сложная процедура, как это сделать. Но на практике Али Хаменеи и его сподвижники никогда ее не применяли.
В результате складывается парадоксальная ситуация. С одной стороны, Иран обогащает уран до «оружейного» уровня. С другой, в стране существует жесткий запрет на создание ЯБЧ. И отменить последний фактически нельзя.
Поэтому переговоры Тегерана и Вашингтона — это очень странный процесс. Американцы требуют прекратить обогащать уран до 60%, вполне резонно указывая на «фетву», а также на то, что HEU не нужен в мирных целях. Ведь Исламская республика не строит атомных ледоколов.
В свою очередь Иран признает свой безъядерный статус. А также подчеркивает особый уровень решения, который принял Али Хаменеи. Но при этом иранские переговорщики заняли такую позицию, что Иран — это свободная страна. И сама решает, до какого уровня обогащать уран. Кстати, передавать готовые запасы HEU третьим странам иранцы не собираются.
Усложняет диалог и выбранный странами режим непрямых переговоров. Поэтому пока удалось согласовать явно второстепенные и третьестепенные условия. А главная проблема остается нерешенной.
Авианосцы на пороге
Тем временем, с начала февраля Соединенные Штаты начали стремительно наращивать свою группировку на Ближнем Востоке. Так, в регионе уже создана интегрированная система средств ПВО и ПРО.
В отличие от лета прошлого года, Вашингтон перебросил дополнительную систему THAAD. Она развернута в Иордании. А в Катаре на боевое дежурство заступили несколько зенитных ракетных систем Patriot. Часть из них прикрывает базу Эль-Удейд. Также несколько ЗРС действуют и в Иордании. Они развернуты вдоль границы с Ираком.
Таким образом Пентагон серьезно подвинул рубежи перехвата иранских баллистических ракет. По сути, в новой конфигурации сбивать их можно будет уже над самой границей Исламской республики.
Также ВС США почти в полном составе перебросили на Ближний Восток авиационные силы, которые привлекались к операции против Венесуэлы. Первыми в регион из Пуэрто-Рико прибыли флотские самолеты EA-18G Growler. Последние предназначены для радиоэлектронной разведки и борьбы, а также для уничтожения ПВО.
Вхождение России в Запад: конец истории
Направление развития цивилизации Москва будет определять вместе с Пекином
В конце прошлой недели в Катар перелетели истребители F-35A 134-й истребительной эскадрильи ВВС Национальной гвардии штата Вайоминг. А в понедельник и вторник транзитом через Великобританию свои F-35 В с вертикальным взлетом и посадкой перегнал Корпус морской пехоты США.
Также сейчас из Карибского моря на полной скорости идет авианосец «Джеральд Форд». Последний также был важнейшим элементом американской блокады Венесуэлы. Причем, как минимум еще два «плавучих аэродрома» — «Теодор Рузвельт» и «Джорд Буш» находятся в Атлантическом океане. Но пока в Средиземное море или Персидский залив они не передислоцировались.
То, что Вашингтон решил задействовать свои «венесуэльские активы» — неслучайно. Все эти авиационные подразделения, а также авиагруппа «Форда» длительное время отрабатывали совместные действия. Летчики учились подавлять противовоздушную оборону, а также выполнять удары в условиях массированного применения современных наземных радаров и зенитных ракетных систем.
Так что Белый Дом, по всей видимости, планирует повторить сценарий «12-дневной войны»: подавить средства ПВО Ирана, а далее нанести массированные ракетные и даже, возможно, бомбовые удары по объектам атомного и ракетного проектов.
Тем более, на прошлой неделе стало известно, что Пентагон получил новую партию сверхтяжелых бомб GBU-57 Massive Ordnance Penetrator (MOP). Как известно, именно эти боеприпасы использовались ВВС США для ударов по иранским подземным заводам.