«Всего 200 лет Закавказье находится в русской цивилизации. И мы его опять теряем...»
Каринэ Геворгян


Россия в случае возможной морской блокады со стороны Европы тоже может заинтересоваться судами под европейскими флагами, заявил помощник президента РФ, председатель Морской коллегии Николай Патрушев.
По его словам, любые попытки морской блокады России абсолютно нелегальны с точки зрения международного права, а используемое Евросоюзом понятие «теневой флот» — это юридическая фикция.
В качестве первого ответного шага на возможные попытки морской блокады Россия задействует политико-дипломатические и правовые механизмы, однако, если блокаду не удастся снять правовым путем, ее будут прорывать и ликвидировать ВМС РФ.
«Не будем забывать, что под европейскими флагами по морям ходит множество судов. Нам тоже может стать интересно, что они перевозят и куда», — подчеркнул Патрушев.
Кино и немцы: «Путин после Украины, перемирие с которой его не устроит, пойдет на Литву», уже в октябре
Германия провела «военную игру» и поняла, что русские снова будут в Берлине
Он также высказал мнение, что ВМС РФ должны постоянно находиться на защите торговых судов России от пиратских атак со стороны Запада, в том числе в регионах, удаленных от территории страны. По его словам, ВМФ РФ — это лучший гарант безопасности судоходства.
А готовы ли мы к подобным операциям хотя бы на той же Балтике? То есть к захвату судов враждебно настроенных государств, ведущих с нами необъявленную войну?
— У России гораздо меньше возможностей для подобных акций, — считает советник президента Российской ассоциации прибалтийских исследований Всеволод Шимов.
— Российский ВМФ ориентирован скорее на защиту побережий, а не на заморские рейды.
«СП»: Они пока что захватывают суда под флагами третьих стран. Станет ли захват условного эстонского судна зеркальным ответом?
— Это может быть не захват, а «задержание» под предлогом досмотра на предмет опасных грузов. Учитывая, что часть эстонских судов, находящихся в Финском заливе, действительно заходят в российские территориальные воды, такое теоретически возможно.
Но, конечно, в ЕС такой шаг будет воспринят как эскалация, что может существенно обострить обстановку на Балтике.
«СП»: И что они? Войну объявят?
— Войну не объявят, но атаки на «теневой флот» усилятся, особенно на Балтике.
«СП»: Патрушев говорит о необходимости защиты судов военными кораблями. Почему этого до сих пор не сделано?
— К каждому танкеру боевой корабль не поставишь, да и возможности российских ВМС не стоит переоценивать. Это уже не советский флот, да и советский был в значительной степени каботажным.
«СП»: А можем мы защищать наши суда в районах, где у нас нет пунктов постоянного базирования флотов?
— Вот это мне представляется наиболее сомнительным. Если в прибрежных водах и внутренних морях типа Черного или Балтийского ещё можно говорить о каких-то операциях по защите гражданских судов, то в дальних водах лично я сомневаюсь, что это возможно.
«СП»: По словам Патрушева, НАТО готовит диверсии на Балтике с целью обвинить Россию. Какие, например?
— Очередные провокации против «теневого флота» или диверсии на подводной инфраструктуре (трубопроводы, кабели) — вряд ли что-то новое там можно придумать.
«СП»: Патрушев убежден, что, если жестко не ответить на пиратские атаки со стороны Запада на торговые суда России, то они обнаглеют до попытки наглухо заблокировать России доступ к морям как минимум в Атлантике. Такое реально?
— То, что Россию хотят вытеснить с Балтики, представляется достаточно очевидным.
Фактически НАТО уже доминирует на Балтийском море, за Россией осталась лишь узкая полоса побережья на Финском заливе и в изолированной Калининградской области, Балтийский флот фактически находится во враждебном окружении.
Другой вопрос, что окончательное выдавливание России с Балтики невозможно без военной эскалации, и пока в НАТО к этому явно не готовы. Но если прямое военное столкновение станет неизбежным, Балтийское море станет наиболее вероятным театром противостояния.
— В ситуации, когда ВМС Франции 22 января задержали следовавший из Мурманска танкер Grinch в Средиземном море — это единственно возможная адекватная реакция, — убежден военно-политический эксперт Владимир Сапунов.
— А как ещё реагировать на столь наглые действия со стороны военно-морских сил НАТО?
«СП»: По всем нормам такой захват это пиратство. Можем ли мы таким заниматься даже в качестве ответной меры?
— Да, можем. Хотя лучшим ответом на такие безобразия будут наши ЧВК на судах, которые Евросоюз считает «теневым флотом».
«СП»: А чем они ответят, если мы это сделаем?
— Есть шведский остров Готланд, который фактически превращает Балтийское море во внутреннее озеро НАТО. Скорее всего, именно там появится новая база североатлантического альянса в Швеции. С целью, разумеется, установления блокады Калининградской области. Точнее, чтобы сделать её достижение более комфортным.
Генерал Кристофферсен: Россия первым делом в случае войны с НАТО захватит Шпицберген
Даже на Западе считают, что претензии России на архипелаг выглядят логично на фоне планов Трампа относительно Гренландии
И ещё более стратегически важен для неприятеля остров Борнхольм в Дании, который блокирует выход из Калининградской области на юго-запад. Там уже находится авиабаза США — с понятными целями. Но Готланд, который расположен на северо-запад от Калининграда, может позволить образовать своеобразные клещи.
Кроме того, в декабре 2024 года США и Дания подписали договор, по которому американские военные смогут постоянно размещаться на трех датских авиабазах — Карупе, Скридструпе и Ольборге, в южной, центральной и северной Ютландии соответственно. Плюс в логистических целях США теперь могут использовать порт Эсбьерг. Это если с островом Борнхольм (363 км от Калининграда), что-то пойдёт не так из-за наших ракет.
«СП»: По словам Патрушева, силы ВМФ должны постоянно защищать российские суда. А почему мы этого до сих пор не сделали? Или к каждому танкеру боевой корабль не приставишь?
— Боевой корабль не приставишь. А вот ЧВК точно можно. И это будет хорошим уроком тем, кто зарится на суда, выполняющие задания, соответствующие стратегическим интересам РФ.
«СП»: Насколько у нас хватит сил вести масштабные операции в Балтийском море, которое превратилось в «озеро НАТО»? Каковы силы противника в регионе, может ли он их нарастить, и можно ли говорить о паритете? Как его добиться?
— В состав Балтийского флота входят современные системы ПВО, береговые ракетные комплексы и авиация, что обеспечивает вполне внятный контроль над акваторией.
Наш ответ один: С-400, «Искандер», «Оникс», «Циркон», «Кинжал», «Бастион» и другое новейшее русское оружие в Калининградской области. Стратегическая авиация. И разумеется, подводные лодки, которых скандинавы боятся больше всего.
Натовцы, конечно, тоже не сидят без дела. 14 февраля начались очередные военно-морские учения Североатлантического блока в Балтийском море — Steadfast Dart 2026 — под командованием Сил быстрого реагирования альянса.
В итерациях задействована группировка из 15 кораблей и 2,6 тыс. солдат и офицеров. Учения НАТО в Балтийском море, как обычно в последнее время, предполагают отработку ядерных ударов по Калининградской области. Североатлантический блок настроен в районе Калининграда очень решительно.
Новости, аналитика и все самое важное о вооружении и военных конфликтах, — в военном обозрении «Свободной Прессы».