Ситуация со сбитым в начале декабря в Иране американским суперсекретным разведывательным беспилотным летательным аппаратом становится все более скандальной. 11 декабря кандидат в президенты США, губернатор штата Техас Рик Перри обвинил в его утрате непосредственно действующего президента США Барака Обаму, заявив, что тот, по его мнению, не сделал ничего, чтобы самолет-разведчик не попал в руки иностранных военных. Он обвинил Обаму в том, что из трех вариантов выбора — вернуть беспилотник, уничтожить его или оставить — он выбрал третий и наихудший. «И русские, и китайцы получат теперь наше высокотехническое средство. Этот президент — проблема», — резюмировал Перри.
Напомним, 4 декабря СМИ сообщили, что средства радиоэлектронной борьбы Ирана совершили кибератаку, посадив на востоке страны американский беспилотник (БПЛА) RQ-170 Sentinel («Часовой»). Тогда американцы скупо ответили, что связь с аппаратом действительно утрачена по неизвестным причинам. Но, дескать, он выполнял миссию не над Ираном, а в западном Афганистане.
Эта новость могла бы так и затеряться в информационном поле — иранские военные регулярно заявляют об уничтожении американских БПЛА, но не предоставляют никаких доказательств. Однако внезапно выяснилось, что в распоряжение Тегерана действительно попал практически неповрежденный образец самого засекреченного американского самолета-разведчика. Это не рядовой «Гермес» или «Хищник», которые американцы применяют ежедневно и повсюду. Нет, на сей раз в руках их заклятых врагов оказался аппарат, который ранее использовался в особо важных миссиях: наблюдение за убежищем Бен Ладена в Абботабаде в 2007 году, операция по его ликвидации в Пакистане в 2011-м. Американская NBC уже сообщила, что в Иране этот беспилотник использовался в интересах ЦРУ для сбора информации об объектах ядерной программы этой страны. И все же до конца 2009 года США не признавали даже самого факта существования «Кандагарского зверя» (такое прозвище аппарат получил от города, вблизи которого был замечен впервые).
Важность самолета подчеркивает и сообщение от The Wall Street Journal. По сведениям газеты, чтобы не допустить попадания секретных технологий к иранцам американские военные готовы были даже задействовать группу спецназа. Одним из планов предусматривалось проникновение в Иран группы, которая найдет и взорвет самолет. Другим — направить в Иран спецотряд для его возвращения. Третьим — уничтожение БПЛА с помощью авиаудара. Однако иранская сторона могла расценить вторжение спецназа как начало боевых действий. Поэтому военные решили, что безопаснее всего оставить самолет, который, по их данным, разбился в отдаленном районе и, вероятнее всего, никогда не будет обнаружен.
Расчеты не оправдались: в минувший четверг Иран опубликовал короткую видеозапись, из которой ясно, что аппарат уже в руках Тегерана. Мало того — видно, что он не получил практически никаких внешних повреждений. Обнародованы и первые параметры аппарата. Такие как размах крыльев и состав электронной начинки. Можно ожидать, что дальше появятся новые сведения. Иранские СМИ сообщили, что российские и китайские специалисты уже обратились к властям Ирана с просьбой допустить их к сбитому беспилотнику.
Еще большую интригу вносит тот факт, что всего месяц назад стало известно о поставках Ирану со стороны России наземного комплекса исполнительной радиотехнической разведки (ИРТР) 1Л222 «Автобаза». Об этом в конце октября сообщил заместитель директора Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству Константин Бирюлин. Связь между поставками российской техники, предназначенной для радиоэлектронной борьбы, и столь ярким успехом иранских военных напрашивается сама собой. Первым ее проследило издание Flightglobal: оно утверждает, что российский комплекс РЭБ мог стать идеальным инструментом для того, чтобы проникнуть в каналы управления БПЛА с удаленного компьютера.
Способна ли «Автобаза» выполнить задачу перехвата летательного аппарата? В открытых источниках информация на этот счет противоречива. Но ясно, что «Автобаза» является лишь частью мобильного комплекса РЭБ со станциями постановки помех СПН-2 / СПН-4. Основное его назначение — пассивное обнаружение различных РЛС и выдача соответствующей информации на средства огневого поражения. Может ли этот комплекс быть использован для перехвата контроля над БПЛА, корреспонденту «СП» на условиях анонимности сообщил специалист по радиоэлектронной борьбе, полковник ВС РФ:
— Технических проблем расшифровки командной системы управления американских БПЛА действительно нет. Они применяются уже очень давно, и о системе управления ими специалистам многое известно. Было бы идиотизмом для наших специализированных научных организаций не выполнить такую работу. Это могли сделать и другие «обиженные» страны и передать необходимое оборудование Ирану. Кроме того, на повышение разведзащищенности системы управления американские военные не захотели тратить деньги, что оставило без финансирования тех, кто мог устранить эту проблему.
«СП»: — Что вы можете сказать о самой «Автобазе»?
— Это станция радиотехнической разведки, т.е. она может только перехватить сигнал, получить с него информацию так же, как вы слушаете радио. А для того чтобы вклиниться в систему и получить контроль над управлением, нужно передать сигнал на борт этого аппарата, чтобы он как минимум вошел в режим аварийной посадки. А для этого нужен специальный передатчик.
«СП»: — То есть сама станция не может получить контроль над беспилотником и посадить его?
— В том виде, в котором она производится, — нет, не может. Но что за модернизация пошла в Иран — тайна. Технически это возможно.
«СП»: — Где производится этот комплекс?
— Этого вам знать не надо. Информация по «Автобазе» во многом является закрытой. Специалисты и так в курсе.
Нельзя не отметить, что это не первый «прокол» американских военных в вопросе защиты каналов связи с беспилотными летательными аппаратами. В конце 2009 года громкий резонанс приобрела история с обнаружением на ноутбуках иракских повстанцев многих часов видеозаписей, перехваченных с американских беспилотников. Выяснилось, что канал связи с наземным центром управления и беспилотниками даже не шифруется, и чтобы получать ту же информацию, что и американские военные, иракцы воспользовались российской программой SkyGrabber, продаваемой в Интернете за 720 рублей. На сайте производителя ПО описана так: «SkyGrabber — это программа для спутниковой „рыбалки“. SkyGrabber принимает и обрабатывает трафик, передаваемый со спутника, извлекает из него файлы и сохраняет их на ваш жесткий диск в соответствии с настроенными фильтрами». Что не говори, у иракских повстанцев явно «клюет». При этом проблемы с безопасностью каналов связи с беспилотниками у американских военных обнаружились еще в 90-е годы во время войны в Боснии. Но тогда Пентагон наивно посчитал, что их противники никогда не узнают об этой уязвимости. Затем в 2004 году некоторые из членов Комитета начальников штабов поставили под сомнение безопасность передачи информации с беспилотников.
Ситуацию комментирует главный конструктор разведывательного комплекса «Строй-П» с ДПЛА «Пчела», главный конструктор НПКЦ «Новик — XXI век» Николай Чистяков:
— Канал связи, конечно, уязвимая вещь, но при современном уровне технологий перехватить управление, на мой взгляд, невозможно. Если только у американцев все не устроено совсем уж по-глупому. Заглушить, чтобы он перестал управляться, или самим получить картинку с аппарата можно. Перехватить управление — практически нет. Дело в том, что если канал закодирован, подобрать к нему ключ чрезвычайно трудно. Я думаю, что БПЛА сел по неисправности, а иранцы приписывают это себе в заслугу. Что касается передачи аппарата нашим специалистам, то там нет ничего такого, чего бы мы уже не знали.
«СП»: — Тогда почему наши военные так критикуют отечественные аппараты?
— Я считаю, — из «политических» соображений. То есть, чтобы им позволили закупать израильские беспилотники и извлекать из этого некоторую выгоду. Все эти технологии уже открыты, и ничего невероятного там быть не может.
«СП»: — Тогда в чем препятствие в создании российских качественных образцов?
— В том, что наши работы практически не финансируются. Технологии известны, другое дело, что материалы — клеи, сплавы, пластмассы — мы, скорее всего, все равно будем покупать на Западе, потому что своего уже ничего нет. Опять же, потому что нет финансирования.
«СП»: — Насколько в целом актуален ажиотаж вокруг беспилотников?
— На мой взгляд, роль БПЛА в современных конфликтах значительно переоценена. Надо вернуться к истокам: зачем были придуманы беспилотные аппараты? Чтобы не терять летчиков и чтобы не очень страдать от потери самого аппарата. То есть, чтобы они были дешевы. Потому что современные пилотируемые летательные аппараты стали очень дорогими, один самолет стоит миллиарды рублей. И как только мы делаем слишком дорогой, слишком совершенный беспилотник, мы сами себя этим обманываем. Нам становится жалко им рискнуть, утратить. А их реальная роль в тактическом звене, корректировке огня артиллерии, контроле результатов стрельбы. При этом современная мода на ударные БПЛА — вообще абсурд полнейший. Это непрактично. Куда проще навести дивизион гаубиц Д-30 и сровнять с землей район, по которому наносится удар. При этом такому перспективному направлению, как радиоэлектронная борьба на основе БПЛА, уделяется незаслуженно мало внимания. Аппарат можно запустить к врагу, и в радиусе 10 километров он не будет иметь связи. Что по боевой эффективности сопоставимо с вводом в бой танкового батальона.
Применительно к вопросу о защищенности американских каналов связи уместно вспомнить еще одну историю. Во время войны с Грузией наши десантники захватили пять американских «Хаммеров» и один «Лендровер». Тогда эксперты сказали, что эти шесть джипов — целый разведывательно-информационный центр с командно-штабной машиной, обеспечивающей управление войсками на поле боя. В машинах оказались системы закрытой шифрованной связи и оборудование для точного определения местоположения и наведения оружия по GPS-сигналу. Кроме этого сообщается, что на них стояло оборудование, ассоциированное с БПЛА, и секретные коды GPS. Спутниковые станции GPS находятся на орбите по 15 лет и возможность их «перепрошивки» под новые частоты и системы шифрования вызывает сомнения. Американцы тогда устроили форменную истерику с требованием вернуть свою технику, а в конце стали требовать заплатить за каждую машину по $540 тысяч, на что получили отказ. Можно предположить, что наши специалисты РЭБ воспользовались столь ценным «подарком» и создание «Автобазы» стало следствием изучения захваченных у Грузии трофеев.
Ситуацию комментирует один из ведущих российских экспертов в области БЛА, главный редактор сайта UAV.RU Денис Федутинов:
— Насколько известно, иранцы утверждают, что линия связи с БЛА была ими взломана, а управление перехвачено. Для меня не совсем понятно, как это возможно: даже если гипотетически предположить, что удалось взломать защиту, которая есть у этого канала, достаточно сложно разобраться в управлении беспилотником. Я в этой версии очень сомневаюсь. Можно предположить другой вариант, что при сбое программы, которая должна была возвратить самолет домой, аппарат мог иметь программу спасения, посадившую беспилотник после выработки топлива. Сбой же, в принципе мог быть вызван внешним воздействием, скажем, силами РЭБ, иранской армии. Однако, в целом в этой истории еще очень много вопросов.
«СП»: — Факт попадания к иранцам сверхсекретного американского беспилотника в абсолютно нетронутом виде создает угрозу утечки технологий? Сообщается, что наши и китайские специалисты уже попросили дать им доступ к аппарату.
— Во-первых, то, что они попросили доступ, еще не значит, что он будет получен. Скорее всего, это станет предметом политического торга в каких-то вопросах.
А, во-вторых, специалисты всегда тщательно изучают технику своих конкурентов. Это, к примеру, происходит на выставках вооружений и военной техники. Такой подход позволяет позаимствовать какие-то интересные конструктивные решения и подходы. В случае же наличия в распоряжении образца некоторой технической системы, как в данном случае, возможностей, разумеется, больше. Однако вместе с этим даже понимание того, как изготовлен тот или иной узел или система, не всегда может позволить самостоятельно изготовить то же самое. Может банально не быть технологических возможностей для его воспроизводства. А их создание потребует существенных финансовых и временных затрат.
То есть тот сталинский метод, когда брался американский бомбардировщик или немецкая ракета и воспроизводились у нас один в один вплоть до каких-то отверстий в корпусе, сегодня на нынешнем уровне развития технологий уже не всегда работает.
«СП»: — Вероятно, если США так серьезно отнеслись к вопросу, что собирались высаживать десант или бомбить аппарат, они предполагают, что какой-то урон попадание техники в руки противника может им нанести.
— Безусловно, какой-то урон может быть, и я думаю, что это может быть в большей степени со стороны Китая, чем России. Если посмотреть на динамику развития этой страны, то видно, что за 20 лет он сделал поразительный технологический рывок во всех направлениях.
«СП»: — Представим, что Иран передает американский аппарат нашей стране. Это что-то даст нашей армии, страдающей по беспилотникам? Будет какой-то толчок вперед?
— Я думаю, что в принципе со стороны России было бы правильным обратиться с просьбой дать нашим специалистам ознакомиться с этим аппаратом. К сожалению, то, что происходило у нас в плане развития беспилотной техники последние 10−15 лет не дает больших поводов для оптимизма. Государством в лице соответствующих министерств не проводилось внятной политики по данному вопросу. Поэтому однозначно сказать, что изучение этого беспилотника приведет к какому-то технологическому прорыву в части развития российских беспилотных систем я не могу. Но шанс использовать, конечно, стоит.
В понедельник иранский телеканал Press TV сообщил, что Тегеран намерен приступить к созданию собственных БПЛА. Летательные аппараты будут изготавливаться на базе «попавшего в плен» беспилотника ЦРУ. По словам заместителя председателя Комитета национальной безопасности и внешней политики Хоссейна Эбрахими (Hossein Ebrahimi), иранские ученые в состоянии провести обратную разработку на основе захваченного образца. В настоящее время иранские специалисты заканчивают расшифровку данных с носителей БПЛА.
Справка «СП»
Наземный комплекс исполнительной радиотехнической разведки (ИРТР) 1Л222 «Автобаза» используется в составе мобильного комплекса радиоэлектронного подавления. Он предназначен для разведки импульсных самолетных РЛС бокового обзора, РЛС управления оружием класса «воздух — земля», РЛС обеспечения полетов на малых высотах и передачи полученных данных на автоматизированный ротный командный пункт управления.
В состав комплекса входят аппаратная машина на шасси автомобиля Урал-43203 и электростанция на шасси автомобиля КамАЗ-4310. Комплекс работает в автоматическом режиме, осуществляя пассивный поиск излучающих целей при круговом равномерном вращении антенной системы, является широкополосным и беспоисковым по частоте.
Кроме задачи управления системами подавления комплексы «Автобаза» могут использоваться для выдачи целеуказания на ЗРК ПВО. Поскольку это сугубо пассивные локаторы, они не поддаются обнаружению и поражению специальными противорадиолокационными ракетами.
Расчет комплекса ИРТР — 4 человека.
Диапазон рабочих частот — сантиметровый.
Количество, стоящее на вооружении ВС России, неизвестно.
Фото: rusarmy.com