Национальное собрание Армении намерено рассмотреть законопроект о признании независимости Нагорного Карабаха по прецеденту Косово. Этот шаг вызван решением Венгрии об экстрадиции в Баку лейтенанта азербайджанской армии Рамиля Сафарова, отбывавшего в Будапеште тюремный срок за убийство армянского офицера.
Напомним, 19 февраля 2004 года Сафаров зарубил топором своего спящего коллегу из Армении Гургена Маргаряна. Оба офицера проходили в венгерской столице курс английского языка в рамках программы НАТО «Сотрудничество во имя мира». Суд Венгрии приговорил преступника к пожизненному тюремному заключению без права амнистии в первые 30 лет. Однако 31 августа нынешнего года Сафаров был неожиданно экстрадирован на родину. И незамедлительно помилован президентом Ильхамом Алиевым. Более того: на следующий день Сафаров получил звание майора, жалованье за проведенные в тюрьме годы и квартиру в подарок от руководства страны. Уже звучат призывы присвоить убийце звание Героя Азербайджана. Еще больше остроты добавляют сообщения в прессе, что Венгрия экстрадировала офицера непосредственно после того, как Азербайджан пообещал купить государственные облигации этой страны на сумму от 2 до 3 миллиардов долларов, чтобы помочь ей в погашении государственного долга.
В прошлом президент Азербайджана Ильхам Алиев делал неоднократные воинственные заявления о возможности решения территориальной проблемы силой оружия. Во время военного парада, проведенного 26 июня 2011 года, он назвал существующее положение вещей оккупацией 20% азербайджанской территории. Это, по словам президента, является временным явлением и не может длиться вечно.
«Нагорный Карабах — исконно азербайджанская земля, так было всегда, это так и сегодня, он просто временно находится под оккупацией, — сказал Алиев. — Территориальная целостность Азербайджана должна быть восстановлена…». Помимо дипломатических усилий, государство активно предпринимает и военные: по словам самого Алиева, ежегодно наращиваемый военный бюджет страны уже в полтора раза превышает весь бюджет Армении. «Если в 2003 году наши военные расходы составляли $160 млн долларов, в 2010 — $2,150 млрд, то в этом году (2011 — прим. „СП“) этот показатель достиг $3, 300 млрд», — заявил президент.
Не приведет ли признание Арменией Нагорного Карабаха независимым государством к новой войне в Закавказье? Мы попросили ответить на этот вопрос заместителя президента Академии геополитических проблем, доктора военных наук, капитана 1-го ранга Константина Сивкова:
— Решение проблемы Нагорного Карабаха путем признания его независимым государством стало бы одним из наиболее эффективных выходов из этого вечного спора между Арменией и Азербайджаном. Это будет компромиссным решением. В этом случае туда смогут вернуться высланные азербайджанцы, и можно будет создать смешанное население из них и армян. Тогда в этом пограничном, буферном государстве сможет установиться мир. Нагорный Карабах перестанет быть причиной перманентного конфликта между двумя странами.
«СП»: — Едва ли Азербайджан согласится с таким вариантом. Президент Алиев неоднократно заявлял, что Карабах — «временно оккупированная врагами» территория, и что «до бесконечности процесс переговоров продолжаться не может». Звучали даже заявления о готовности применить силу.
— Говоря о бряцании оружием со стороны Азербайджана, нужно заметить, что его народ сейчас переживает не лучшие времена. В этих условиях единственным способом повысить падающий авторитет Алиева может стать маленькая победоносная война. Это известная история всех провальных режимов, когда они внутренние проблемы пытаются решить маленькой военной победой. Есть признаки того, что руководство Азербайджана готово перейти от слов к делу.
«СП»: — Но ВВП этой страны за 5 лет, с 2003 по 2008 годы, вырос в 2, 6 раза.
— В Азербайджане нет никаких особенных успехов в экономике. Страна сидит на доходах с нефти, никакого промышленного или научно-технического развития там нет. Когда внутри страны все в порядке, нет никакой необходимости раз за разом поднимать такую больную для народа тему, как проблема Нагорного Карабаха.
«СП»: — Но если Азербайджан готов перейти к военным действиям, то насколько дальновидно с нашей стороны вооружать его армию? Мы ведем с Баку очень активное военно-техническое сотрудничество. Но если Азербайджан нападет на Армению, то наши солдаты там будут гибнуть от проданного нами же оружия.
— И армия Азербайджана, и армия Армении являются осколками Вооруженных сил Советского Союза. С обеими у нас сохранились тесные контакты в военно-технической сфере. И нам невыгодно, чтобы кто-то из них перешел на натовские образцы вооружения. Поэтому, если Азербайджан просит нас что-то ему продать, мы это делаем. То же самое мы делаем и в отношении Армении.
«СП»: — Если посмотреть на вопрос с военной точки зрения: в случае начала конфликта, кто одержит победу? Азербайджан многие годы укрепляет армию современными видами вооружений.
— Нужно помнить, что победа определяется не только количеством и качеством вооружения, но и моральным духом солдат. Более того, моральный дух по-прежнему играет решающую роль на поле боя, подтверждением чего является провал американских войск в Ираке и Афганистане. В Ираке пришли к власти проирански настроенные шииты, и в Афганистане власть возвращают разбитые ранее талибы, также ориентированные на Иран. Если же сравнивать армянскую и азербайджанскую армии, то необходимо признать, что моральный дух армян намного выше. Более того, азербайджанцы как воины исторически показали себя не лучшим образом. В частности, по опыту Великой Отечественной войны.
Но даже если учитывать только боевой потенциал азербайджанских и армянских армий, шансов на успех у Баку очень немного. Действительно, по количеству и отчасти по качеству войск и техники Азербайджан имеет преимущество над своим противником, но Нагорно-Карабахская область обладает очень небольшой оперативной емкостью войск. С учетом горного ландшафта, там можно развернуть максимум 2−3 дивизии. Столько есть у каждой из сторон. Поэтому военные действия в районе будут вестись сопоставимыми по численности группировками. ВВС есть также у обеих сторон, и их силы примерно равны, но применение авиации будет затруднено опять же особенностями местности.
При этом сопоставлять силы двух государств, не принимая во внимание Россию как военного игрока, неверно. Потому что в Армении находится российская 102-я военная база. Армения является членом ОДКБ. А значит, в случае нападения на нее мы обязаны будем оказать ей военную помощь. Кроме того, Армения входит в состав единой с нами системы ПВО, с которой неизбежно столкнется Азербайджан. Поэтому сейчас влезать в войну с Ереваном для Баку смерти подобно.
Схожей точки зрения придерживается кандидат философских наук, старший научный сотрудник ИМЭМО РАН Виктор Надеин-Раевский:
— Поводом для очередного обострения ситуации стало решение венгерских властей, которое, конечно, было совершенно безобразным. Произошло абсолютно недопустимое нарушение юридических обязательств со стороны Азербайджана: привезли типичного убийцу, которого сделали национальным героем. Даже США, которые своих союзников всегда поддерживают, вынуждены были отреагировать на эту ситуацию негативно.
Уже давно ситуация, сложившаяся между двумя странами, находится в крайне опасной точке. Все угрозы по поводу возможной войны поступают только из Баку. Но я бы основную опасность ее начала связал не с текущим моментом, а с международной обстановкой, которая сложилась в регионе. Очень многие высказывают точку зрения, что в случае удара по Ирану Азербайджан попытается использовать эту ситуацию, чтобы под общий шум нанести свой удар по Нагорному Карабаху. Баку в последние годы уделял большое внимание приобретению новых вооружений самого разного типа и назначения. Он также демонстрирует явное желание не только отбить территории, которые были утрачены в прошлом, но готов распространять свое влияние и дальше. Так, уже поставлен вопрос о двух северных провинциях Ирана. Поэтому пружина давно взведена. Но я уверен, что Азербайджан будет ждать другого момента. Этим моментом, скорее всего, будет израильский удар по Ирану.
Мнение президента Института стратегических оценок и анализа Александра Коновалова:
— Армения — член ОДКБ. Это не очень мощная структура, но ее можно рассматривать как некоторые российские гарантии. Вряд ли Азербайджан решится урегулировать этот вопрос самостоятельно, да еще делать это с помощью военной силы. Армянская армия тоже не стоит на месте, и Карабах — сплоченное сообщество, которое умеет за себя постоять и способно драться. Напомню, что во время Великой Отечественной войны около дюжины Героев Советского Союза были из Нагорного Карабаха. Можно вспомнить, например, маршала Баграмяна.
Если Армения признает Нагорный Карабах, то, с одной стороны, она будет единственной, кто это сделает. С другой — просто де-юре будет провозглашено то, что уже давно существует де-факто. Но Карабах не сможет существовать без постоянной связи с Арменией и как субъект международного права. Поэтому я не думаю, что признание Карабаха как-то изменит ситуацию. Напряженности это, конечно, добавило бы, но силового выхода для Азербайджана все равно нет.
«СП»: — Если начнется война США и Израиля с Ираном, Азербайджан может попытаться в условиях всеобщей нестабильности решить проблему Карабаха военным путем. Не окажемся ли мы тогда вовлечены в конфликт очень большого масштаба?
— Когда конфликт происходит на ваших границах, вовлечение происходит не потому, что вы приняли решение стать одной из сторон, а просто потому, что может возникнуть огромный поток беженцев. Ситуация может стать неуправляемой. В этом случае мы не останемся наблюдателями, потому что перед нами возникнет необходимость не дать одной из сторон достигнуть какого-то решительного слома существующего равновесия. Риск такого вовлечения есть, но я думаю, что мы до последнего момента не пойдем на то, чтобы выступать одной из сторон конфликта.
«СП»: — Вы считаете, что пока конфликт маловероятен?
— Да, если только не вспыхнет ситуация с Ираном. Тогда от близкого огня может загореться где угодно.
Справка «СП»
Вооружения Армении и Азербайджана
Вооруженные силы Армении составляют 39 тыс. человек. В пяти армейских корпусах свыше 100 танков Т-72; около 105 боевых машин пехоты и 136 БТР, среди них БМП-1 и БМП-2, БТР-60, БТР-70 и БТР-90; 229 артиллерийских орудий, в том числе 120 122-мм гаубиц Д-30 и 62 152-мм гаубиц; 50 систем залпового огня БМ-21 «Град» и WM-80; два десятка тактических ракетных комплексов «Точка» и «Точка-У». Есть зенитно-ракетные комплексы С-125, «Круг» и «Бук», ЗСУ-23−4 «Шилка» и ЗСУ-23−2. Авиация представлена 20 самолетами МиГ-25 и Су-25, 30 вертолетами Ми-8 и Ми-24. В погранвойсках Армении есть еще около 70 БМП-1 и БТР-60 и БТР-70. Кроме того, на территории страны, в Гюмри, расположена российская военная база, включающая 3200 военнослужащих, 330 боевых бронированных машин, 70 артиллерийских орудий, 18 истребителей МиГ-29 и зенитно-ракетный комплекс С-300 В. Россия взяла на себя обязательство защищать независимость и суверенитет Армении. Армения также является членом Организации Договора о коллективной безопасности.
Вооруженные силы Азербайджана включают в себя 67 тыс. человек. В Сухопутных войсках республики 5 армейских корпусов и 56 840 человек; 220 танков, из которых 120 Т-72. 127 боевых машин пехоты, в основном БМП-1, БМП-2 и БМП-3, а также 468 БТР, включая 393 МТ-ЛБ; 270 артиллерийских орудий, среди которых 80 122-мм гаубиц Д-30, 52 152-мм гаубицы. Есть системы залпового огня, в том числе и 53 БМ-21 «Град»; 40 зенитно-ракетных комплексов, в том числе и «Стрела-10», «Оса» и «Куб». По некоторым сведениям, Баку купил у России ЗРК С-30ПМУ. В его авиации 37 самолетов, среди которых 23 МиГ-25, 4 МиГ-21, есть Су-25 и Су-24, 35 вертолетов, среди которых 15 Ми-24 и 20 Ми-8 и Ми-2. В погранвойсках 168 БМП-1 и БМП-2.
Справка составлена по материалам «Независимой газеты«
Фото ИТАР-ТАСС/Антон Якунин