Российские предприятия до 2015 года полностью прекратят производить зенитные ракетные системы (ЗРС) С-300 «Фаворит». Это касается не только поставок в Вооруженные силы РФ, но и экспортных вариантов. Об этом сообщило информагентство ИТАР-ТАСС со ссылкой на источник в военно-промышленном комплексе РФ.
Представитель ВПК также отметил, что со временем устаревающие С-300 в российских Вооруженных силах будут заменены на новые ЗРС С-400 «Триумф».
— Для наших Вооруженных сил основной системой становится С-400. При этом эксплуатация систем семейства С-300 продолжается, а прекращение их производства не произойдет одномоментно, — добавил он.
Стоит отметить, что системы С-400 «Триумф» уже сейчас приходят на смену отлично зарекомендовавшим себя «трехсоткам». По разным данным, шесть полков, оснащенных С-400, уже несут боевое дежурство, прикрывая небо над Москвой и Центральным промышленным районом РФ (три полка), над Восточным и Южным военными округами (по одному полку), а также Балтийский флот. Ожидается, что осенью в войска поступит еще один полк «четырехсоток».
Что касается экспорта, то источник ИТАР-ТАСС отметил, что уже сейчас маркетинговая политика российских производителей систем ПВО на внешних рынках делает акцент на продвижении С-400.
— У нас уже не один год есть более эффективная система — я имею в виду С-400. Какой смысл производить то, что не соответствует сегодняшним требованиям заказчика? — сказал собеседник, отметив, что поставки С-400 за рубеж начнутся не раньше 2016 года.
Напомним, 15 августа стало известно о том, что ракетная система С-400 получила паспорт экспортного облика, и ведутся переговоры с иностранными заказчиками о ее поставках за рубеж.
Отказ от производства С-300 в пользу С-400 — абсолютно правильное решение, главное, чтобы за этим не последовала потеря темпов выпуска ЗРС, говорит президент Академии геополитических проблем Константин Сивков.
— ЗРС С-400 требует производственных мощностей С-300, ведь эти ракетные системы одного класса, и замещение «трехсоток» «четырехсотками» вполне закономерный и разумный шаг.
Другое дело, что хоть производство С-400 ведется уже сейчас, но, как следует из сообщения ИТАР-ТАСС, полномасштабный серийный выпуск этих систем начнется лишь с 2016 года. Это в определенной степени негативный момент, поскольку промежуток — конец 2014-го, 2015-й и 2016-й — довольно важное и напряженное время для нас.
Мы видим, что сейчас на РФ нарастает давление, и вопрос военных конфликтов по периметру, в том числе и при участии высокотехнологических противников, становится все более актуальным. В таких условиях может потребоваться выпуск ЗРС с резким наращиванием мощностей производства. Поэтому какой-либо перерыв нежелателен. В советское время производство военной техники старого образца прекращалось только после того, как на поток было поставлено производство нового вооружения. Повторю, С-400 хоть сейчас и находятся в серийном производстве, но мощности производства ЗРС не велики — два дивизиона в год, а надо бы пять-шесть.
Заместитель директора центра анализа мировой торговли оружием (ЦАМТО) Владимир Шварев замечает: нынешняя новость о прекращении производства С-300 на самом деле — далеко не новость: военное руководство страны уже давно приняло решение о том, что изготовление этих ЗРС будет свернуто.
— С-300 — это же ведь целое семейство комплексов. И, скажем, производство С-300ПТ и С-300ПС уже давно прекратилось. Что касается экспорта, то за рубеж мы поставляли С-300ПМУ-1 и С-300ПМУ-2, но сейчас заказы на эти комплексы почти исчерпаны — последним крупным заказчиком наших ПРО был Алжир. В общем, переход на комплексы С-400 вполне закономерен.
Стоит отметить, что самое дорогостоящее в экспорте — это не поставка комплексов, а их техническое обслуживание и модернизация, чем, как известно, у нас занимается Концерн ПВО «Алмаз-Антей». То есть те ЗРС, которые были уже поставлены, требует технического обслуживания. И средства, которые Россия получит за ремонт и модернизацию — довольно серьезные.
Действительно, по оценке рынка смысла дальнейшего выпуска С-300 нет, тем более что в армию эти ЗРС уже не поставляются.
Отмечу, что многие комплексы С-300 идут из состава Вооруженных сил зарубежным странам, в частности, Казахстану и Белоруссии. Так, Казахстану в 2014 году на безвозмездной основе будут поставлены пять дивизионов «трехсоток», что освобождает место в наших войсках для поставок С-400. Грубо говоря, армия не резиновая, новые комплексы где-то надо размещать, тем более что они уже поступают в Вооруженные силы, и чтобы не создавать новые места для базирования (а это дополнительные траты), их будут поставлять в места дислокаций С-300.
Отсюда вывод — никакой паузы в производстве ПРО не будет. А то, что С-400 будут экспортироваться только с 2016 года, так такой временной промежуток необходим, во-первых, для проведения более конкретных переговоров с потенциальными заказчиками, а во-вторых, для того, чтобы выполнить работы по ремонту и модернизации ранее поставленных комплексов различных модификаций в полном объеме. Ведь для того, чтобы начать экспорт ЗРС С-400 надо создать совершенно новую инфраструктуру, иное материально-техническое обеспечение
Военный эксперт Виктор Мясников обращает внимание на тот факт, что в настоящий момент в Кирове и Нижнем Новгороде для Концерна ПВО «Алмаз-Антей» строятся два завода.
— В Кирове будут производиться ракеты для С-400, в Нижнем Новгороде — пусковые установки, радиолокационные станции, антенны, средства управления. И начало экспорта ЗРС, намеченный на 2016 год, как раз и определяется вводом новых производственных мощностей и самое главное — удовлетворением потребностей российских сил воздушно-космической обороны в системах С-400. То есть в первую очередь мы должны снабдить ими себя, а только потом ставить вопрос о продаже «четырехсоток» Китаю, который первый стоит в очереди.
Да, С-400 эффективнее, чем С-300, ведь последние были приняты на вооружение еще в начале 80-х годов, потом ЗРС совершенствовались, были произведены несколько модификаций, создана ЗРС С-300ВМ («Антей-2500»). Но С-400 — это комплексы с новыми радиолокационными станциями и ракетами большей дальности и точности, они действуют против широкого спектра потенциальных целей, в том числе и в ближнем космосе.
Белоруссии и Казахстану мы бесплатно передали часть систем С-300, поскольку у нас с этими государствами единая система ПВО. Поставили их на боевое дежурство, подготовили персонал. Но С-300 не потеряли своих свойств: они по-прежнему остаются мощными системами (скажем, лучше, чем американские ЗРК Patriot («Пэтриот»), способными на дальности от 250 до 300 километров сбивать любые аэродинамические или баллистические цели, то есть самолеты, крылатые ракеты. Вот поэтому они и останутся на боевом дежурстве — пока их ресурс не будет исчерпан. Затем им на смену придут С-400, уже, видимо, новых модификаций, а, может, и С-500 — довольно перспективная система, которая сейчас активно разрабатывается.
Что касается экспорта, то С-300 — это системы, которые создаются под конкретного заказчика. Той же Сирии (которой РФ отказалась поставлять «трехсотки») не нужна сверхдальность. В свою очередь, комплексы, «заточенные» под Сирию, РФ не может поставить в российскую армию. ЗРС должна органично вписываться в общую системы ПВО страны. Если ее вытащить из этой системы и попробовать «пристроить» в другую, то она просто туда не «не ляжет».
Мы все-таки на экспорт делаем системы немного проще, чем ставим себе на вооружение. Мы, как правило, ориентируемся на другого противника, более мощного (ту же Сирию вряд ли будут атаковать ядерными ракетами, а Россию в перспективе может ожидать именно это). Для нас поставить экспортный образец на участок воздушно-космической обороны, значит, сразу ослабить его. Поэтому лучше подождать пока ежегодные два полковых комплекта С-400 будут готовы, и поставить их на ключевые направления.
«СП»: — Насколько у нас прикрыты ключевые объекты страны? Бытует мнение, что системы ПРО расставлены локально, что не обеспечивает защиты всех стратегических объектов РФ…
— Центральная часть прикрыта. В принципе, сейчас идет отстройка полного защитного периметра со станциями загоризонтного обнаружения ПРО (5−6 тысяч километров), которые должны будут перекрыть все направления. Скажем, в европейской части РФ это уже сделано, сейчас станции строятся в Забайкалье, на Дальнем Востоке, на Севере.
Эти станции находятся в полной заводской готовности, но собираются в течение двух лет. В общем, ожидается, что у нас будет создано единое радиоэлектронное поле наблюдения за окружающей обстановкой вокруг страны. И на более опасных направлениях будут поставлены системы воздушно-космической обороны, в первую очередь — С-400.
Фото: ИТАР-ТАСС/ Дмитрий Рогулин