
Сенат Пакистана единогласно принял резолюцию, в которой отрицается какая-либо роль Исламабада в теракте на союзной территории Джамму и Кашмире на севере Индии, сообщил портал Dawn. Исламабад считает, что Дели использует проблему терроризма в собственных интересах.
22 апреля вооруженные люди устроили теракт в популярном туристическом городе Пахалгам. Погибли 25 граждан Индии и 1 непалец. Многие получили ранены. Индийские разведслужбы обнаружили доказательства причастности пакистанской Межведомственной разведки к атаке террористов из группировки «Лашкар-э-Тайба» *.
Власти Индии приостановили действие договора о водах реки Инд 1960 года, по сути, прекратили подачу воды в Пакистан, полностью закрыв четыре гидротехнических сооружения, до тех пор, «пока Пакистан не откажется от поддержки трансграничного терроризма».
Исламабад назвал это «актом войны» и пообещал ответить «всей силой, используя весь спектр национальной мощи». Чуть позже МИД Пакистана заявил, что обнулил все визы, выданные гражданам Индии — они должны уехать в течение 48 часов.
Индия сделала то же самое, а министр внутренних дел страны призвал выдворить на родину вообще всех граждан Пакистана.
Глава Центра изучения стран Дальнего Востока в Санкт-Петербурге Кирилл Котков в беседе со «Свободной Прессой» назвал все, что пока происходит, «взаимными уколами» — стандартными процедурами, которые имеют место при осложнении взаимоотношений между государствами. Так было и, например, в 2019 году, и до этого такие случаи бывали.
«Самое серьезное, что прозвучало, это когда Индия заявила о том, что она перекроет шлюзы. Вот это серьезно… Там все сельское хозяйство, земледелие, а кроме Инда и его притоков других рек просто нет. Поэтому нехватка воды для южной части Пакистана — это серьезнейший вопрос. Конфликт Пакистану в данный момент не нужен, потому что он демонстрирует все признаки несостоявшегося государства. Но есть плюс, он в том, что это возможность объединить народ перед лицом внешней угрозы. Пакистан за все годы своего существования так не сумел осуществить индустриального перехода, выдвинув какой-то привлекательной светской национальной идеи. Это одно из немногих государств XX века, которое взяло на вооружение политический ислам. Вот всем любителям религии, так сказать, на заметку. Подняли религию на щит и что из этого получилось? Ничего хорошего, проиграли все войны с Индией, какие только могли. Потеряли территории», — пояснил востоковед.
В это же время Индия медленно но верно демонстрирует темпы роста, а самое главное, устойчивую демократию. А в Пакистане произошло несколько переворотов, имеет место серьезный сепаратизм, конфликт с Афганистаном — «ситуация очень плохая, страна не разваливается только потому, что внешним игрокам это невыгодно».
«Здесь важна будет позиция Китая, который фактически купил Пакистан своими инвестициями и программой „Пояс и путь“. Пекин заинтересован в том, чтобы там проложить транспортный коридор. И этот конфликт бьет по интересам Китая очень серьезно. То есть, совершенно очевидно, что этот конфликт пытаются разжечь отнюдь не те, кто в Пакистане, и уж тем более, кто в Индии», — заключил Котков.
Ранее министр обороны Пакистана Хаваджа Асиф в интервью Al Jazeera говорил, что конфликт несет угрозу эскалации до ядерной войны.
* Организация «Лашкар-э-Тайба» решением Верховного суда РФ было признано террористическим, его деятельность на территории России запрещена