Двойная «бочка» СУ-57, тепловые ловушки, «салют» на скорости 600−700 км/ч: Зрелищные кадры с форума «Армия-2020»

Фигуры высшего пилотажа на динамическом показе авиатехники в Кубинке

7587
1 / 10
 Фото: Сергей Савостьянов/ТАСС
На фото: истребитель Су-35С группы высшего пилотажа «Русские витязи» на аэродроме «Кубинка» во время динамического показа авиатехники в рамках Международного военно-технического форума «Армия-2020».

Простой, сложный и высший пилотаж, которыми любуются миллионы зрителей, имеет свой практический смысл. Каждая фигура, которую «выписывает» в небе самолет, предназначена для ухода от противника. Цель атакующего — занять выгодное исходное положение и поразить преследуемый самолет, цель того, кого догоняют, — уйти из-под атаки, увернуться от ракеты, по возможности зайти «в хвост» нападающему. Имеет практический смысл и работающий на зрелищность пилотажа отстрел ложных тепловых целей, более известных как тепловые ловушки — сноп ярких огней, которые выпускают самолеты при пролете группой или в одиночку. В реальном бою этот «салют» необходим для того, чтобы сбить с толку инфракрасные головки самонаведения ракет неприятеля.

Фигуры высшего пилотажа в самом общем виде разделяются на одиночные и групповые, при этом групповые выполняются в различных строях: «Пирамида», «Конверт», «Стрела», «Колонна».

Так, когда «Бочку» делает авиагруппа, мастерство проявляется в синхронном выполнении этой фигуры, одновременно начатой и законченной, в четком выдерживании своего места в строю и положения самолетов в пространстве. Одиночная «Бочка» в бою дает летчику возможность внезапно поменять свое пространственное положение, уйти от ракеты противника. Для воздушной схватки более актуальна вариация под названием «Кадушка», когда самолет не просто вращается вокруг своей оси, а движется немного «размазанно», одновременно перемещаясь по окружности.

Наиболее сложные по выполнению — это «Колокол» и проход на минимальной скорости (200 км/ч). Нужно поддерживать самолет, не дать ему завалиться и не уйти в штопор.

В подмосковной Кубинке выступили группы высшего пилотажа «Русские витязи» и «Стрижи», истребители-бомбардировщики Су-34, пилотажные группы «Беркуты» на вертолётах Ми-28Н. МиГ-35 может показывать немыслимые фигуры в небе за счет измененной формы планера вместе с увеличенной силой тяги двигателей. Самолет способен вести сразу 30 целей и 6 из них атаковать одновременно. Также он способен выполнять роль дозаправщика в воздухе.

«Витязи» и «Стрижи» появились практически одновременно — 5 апреля и 6 мая 1991 года. Название обеих групп придумали сами пилоты. И те, и другие базируются на Кубинке в составе Центра показа авиационной техники имени И. Н. Кожедуба.

«Стрижи» летают на МиГ-29. Эти самолеты поступили в Кубинку в 1983 году, до этого в распоряжении пилотов авиацентра были МиГ-21 и МиГ-23. В то время летчиков на четырех «мигах» не называли пилотажной группой, употреблялось название «ромб на МиГ-29». В 1991 году началась новая эпоха. «Стрижи» были сформированы из лучших пилотов на базе 234-го гвардейского Проскуровского истребительного авиаполка, который в войсках всегда называли «показным». В его задачи входила не только защита воздушных рубежей Москвы, но и демонстрация возможностей передовой авиационной техники. Нынешнюю раскраску «Стрижей» Российская самолетостроительная корпорация «МиГ» предложила в 2000 году. Так появились очертания гигантских синих птиц сверху и снизу на фюзеляже самолетов.

«Русские витязи» — единственная в мире авиационная группа, показывающая высший пилотаж на тяжелых строевых истребителях Су-27. Их самолеты, как и у «Стрижей», не отличаются от строевых машин ничем, кроме окраски. Сначала пилоты тренировались в составе пары, тройки, а затем и четверки машин в строю «ромб». В начале 1991-го был окончательно сформирован состав пилотажной группы из шести самолетов. Первое выступление «Витязей» состоялось через четыре с половиной месяца после официального дня рождения группы, 24 августа 1991 года, на первом польском авиашоу в Познани. Тогда с программой одиночного пилотажа выступил командир группы Владимир Баженов. Этот визит стал отправной точкой в создании неповторимого имиджа группы. Меньше месяца потребовалось специалистам ОКБ «Сухого» на разработку единого дизайна и раскраску всех истребителей группы.

«Беркуты» — пилотажная группа российских ВВС. Группа летает на шести ударных вертолётах Ми-28Н «Ночной охотник» и разведывательно-ударном вертолёте Ка-52 «Аллигатор». Эскадрилья была основана 12 апреля 1989 года в составе 344-го Центра боевого применения и переучивания летного состава армейской авиации в городе Торжке. «Беркуты» одна из немногих вертолётных групп в мире, которая демонстрирует фигуры высшей и средней степени сложности как в вертикальной, так и в горизонтальной плоскости на предельно малой высоте, на строевых вертолетах Ми-28Н и Ка-52, которые в обычное время используются для повышения летного мастерства офицеров центра, а также на применение вооружения на полигоны. Участие лётчиков пилотажной группы «Беркуты» стало традиционным на авиакосмических салонах в Жуковском, на авиационных праздниках Москвы, Владимира, Тулы, Самары, Сызрани.

Смотрите также
Последние новости
Комментарии