Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса в Дзен

Книга рекордов ВС РФ. БТ-7М, ИС-4, Т-54, Т-90М «Прорыв»: самый быстрый, самый тяжелый, самый массовый, самый умный

Ни одна страна мира не может похвастать такими танковыми войсками, как Россия

2511
7 / 17
 Фото: Д. Гетманенко/ТАСС
Танк Т-54 является развитием танка Т-44, он имеет такую же компоновку. Отделение управления расположено в передней части корпуса, боевое отделение — в средней, под башней, а силовое — в задней части корпуса. Экипаж танка состоит из четырёх человек — механика-водителя, располагавшегося в отделении управления, наводчика, заряжающего и командира, которые находились в трёхместной башне. Броневой корпус Т-54/55 — сварной, собиравшийся из катаных плит и листов гомогенной стали. Броневая защита танка противоснарядная, дифференцированная, выполненная с рациональными углами наклона. Башня обтекаемой формы изготавливалась литьём. Верхняя часть башни имела толщину почти 200 мм. Танк получил независимую, торсионную подвеску катков, что позволило снизить вес, сократить размеры (высота танка уменьшилась на 30 см) и улучшить ходовые качества. Ходовая часть каждого борта состояла из 5 опорных литых металлических катков с обрезиненными ободами и гидравлическими амортизаторами на первом и последнем катках. Ведущие колёса задние, зацепление гусениц цевочное. С подвесным оборудованием, устанавливаемым вокруг гусениц, танк мог преодолеть вплавь до 60 км при волнении до 5 баллов. Основным вооружением Т-54 являлась 100-мм пушка Д-10Т. Длина ствола орудия — 56 калибров. Это орудие было разработано в конструкторском бюро артиллерийского завода № 9 под руководством Ф. Ф. Петрова для СУ-100. Бронебойный снаряд её 100-мм пушки был способен пробить вертикальный лист брони толщиной 125 мм на расстоянии 2000 м. После Второй мировой войны его улучшенные варианты состояли на вооружении в течение сорока лет после разработки исходной модификации. Дополнительное вооружение состоит из спаренного с пушкой 7,62-мм пулемёта, расположенного справа от пушки. В 1947 году в Советском Союзе было развёрнуто серийное производство танков Т-54 и его модификаций, продолжавшееся до 1959 года. Помимо СССР танки Т-54 выпускались и в ряде других стран.

Глава Минпромторга РФ Антон Алиханов сообщал о многократном увеличении производства военной техники со времени начала спецоперации.

«К примеру, по танкам производство с начала конфликта увеличилось почти в 7,5 раз. По легкобронированным БМП, БТР, БМД — более чем в 4,5 раза. По высокоточным средствам поражения — в три раза. По боеприпасам для ствольной артиллерии в 15 раз. По авиабомбам в 55 раз», — сказал Алиханов в ходе форума «Армия-2024».

Ни одна страна мира не может похвастать такими танковыми войсками, как Россия (на втором месте — США, на третьем — Северная Корея), — как по их количеству на вооружении, так и по уровню технологического развития. Нет западного танка, который по своим характеристикам мог бы сравниться с российским Т-90М «Прорыв», и уж тем более зарубежные армии могут только мечтать о знаменитом Т-14 «Армата» с необитаемой башней. Танк опережает западные разработки не менее чем на пять-десять лет. И это не удивительно: советская школа танкостроения, наследие и детища которой действуют до сих пор, была сильнейшей в мире. И самая большая страна в мире продолжает удерживать первую строчку по объему парка боевых танков на вооружении до сих пор.

В межвоенные годы перед Советским государством стояла задача обеспечения вооруженных сил средствами борьбы, подразделявшимися на вооружение (оружие), военную технику и иные военные средства. По своему предназначению и характеру применения они делились на боевые и обеспечивающие.

Опираясь на опыт Первой мировой и Гражданской войн, их классифицировали по видам базирования: наземные, воздушные и морские. Неслучайно Сталин, выступая 13 января 1941 года на заседании Главного военного совета, заявил: «Современная война будет войной моторов. Моторы на земле, моторы в воздухе, моторы на воде и под водой. В этих условиях победит тот, у кого будет больше моторов и больший запас мощностей».

Обеспечивающие средства в межвоенный период и в годы Великой Отечественной войны предназначались для поддержания войск и сил флота в необходимой степени боевой готовности, сохранения и восстановления их боеспособности, повышения эффективности применения боевых средств и снижения результативности действий врага. К ним относились средства оперативного, технического и тылового обеспечения.

Основными разновидностями индивидуального ручного огнестрельного оружия являлись магазинная винтовка, револьвер, пистолет, пистолет-пулемет, пулемет. В это время практически во всех армиях, принимавших участие во Второй мировой войне, эволюция стрелкового оружия шла одинаковыми путями: снижение веса основного автоматического оружия пехоты — пистолета-пулемета; замена винтовок карабинами; облегчение станковых пулеметов для повышения их мобильности на поле боя; модернизация и появление новых средств для борьбы с танками — противотанковых ружей, ружейных гранат и ручных гранатометов с кумулятивными гранатами. Несмотря на внедрение новых образцов военной техники и усиление артиллерийских средств, оружие пехоты оставалось самым массовым и сыграло большую роль в вооруженной борьбе. Например, если в Первую мировую войну потери от стрелкового оружия составили 28−30%, то во Второй мировой войне они выросли до 30−50% от общих потерь.

Развитие военной техники требовало создания пулеметов для самолетов и танков.

Бронеавтомобили, состоявшие на вооружении Красной армии, предназначались для
ведения разведки, преследования отступающего противника, поддержки атаки своей пехоты и отражения атаки врага. В 1920—1930-х гг. советские конструкторы создали ряд моделей броневиков: легкий БА-20 на базе советской легковой автомашины эмки (М-1); средний БА-27 с 37-мм пушкой и пулеметом на базе первого советского грузовика АМО; закрытый 10-мм боевой трехосный БА-10 с 45-мм пушкой и двумя пулеметами; тяжелый БА-11 с броней в 10−13 мм, 45-мм пушкой и двумя пулеметами. Конечно, бронеавтомобили не могли заменить танки.

В период технической реконструкции наряду с пехотой, конницей, артиллерией стали
интенсивнее выделяться в самостоятельный род автобронетанковые войска. При этом развитие танков определяли господствующие в то время взгляды на роль и способы боевого применения автобронетанковых войск в вооруженной борьбе. Советская военная мысль на этом этапе развития танков исходила из прогноза их разностороннего применения в маневренной войне, а значит, одновременного обеспечения их броневой защитой, повышения скорости передвижения и огневой мощи носимого ими огнестрельного оружия.

На фото: бронеавтомобиль БА-20.
На фото: бронеавтомобиль БА-20. (Фото: Юрий Смитюк/ТАСС)

Начав копирование конструкций иностранных танков, советские инженеры за короткий
срок внесли в выпускаемые разновидности танкеток, малых, средних, тяжелых и специальных танков столько оригинальных усовершенствований, что перешли к производству танков собственных, отечественных разработок. В 1927 году на вооружение поступил первый советский танк МС-1 (Т-18), через четыре года — танкетка Т-27.

На фото: танки МС-1 (Т-18).
На фото: танки МС-1 (Т-18). (Фото: encyclopedia.mil.ru)

Недостатки танкеток заставили конструкторов во главе с Н. Н. Козыревым создать новую машину — малый плавающий танк Т-37, а затем модификации Т-37А и Т-38, которые поступили на вооружение соответственно в 1933 и 1936 гг. Главными достоинствами этих машин стали использование автомобильных агрегатов и плавучесть.

На фото: танк Т-37.
На фото: танк Т-37. (Фото: encyclopedia.mil.ru)


В 1931 году началось производство легкого танка Т-26, прототипом которого являлся
английский легкий танк «Виккерс». Сначала Т-26 выпускались двухбашенными с
пулеметным вооружением, а на командирских машинах устанавливалась радиостанция.
С 1933 года стали выпускаться однобашенные танки Т-26 с 45-мм пушкой и спаренным с ней 7,62-мм пулеметом. Часть их изготавливалась с двумя пулеметами (спаренным с пушкой и в нише башни) и зенитным пулеметом, а на командирских танках также устанавливалась радиостанция. На всех модификациях Т-26 броня оставалась противопульной (6−15 мм).
Т-26 создавался и сопровождался во всех его модификациях конструкторским коллективом под руководством С. А. Гинзбурга. В целом специалисты положительно оценивали танки
Т-2629, однако Советско-финляндская война 1939−1940 годов выявила серьезные недостатки, которые помогли конструкторам устранить аналогичные недочеты и в тех типах боевых машин, которые еще разрабатывались или проходили испытания.

На фото: танк Т-26 (двухбашенный).
На фото: танк Т-26 (двухбашенный). (Фото: encyclopedia.mil.ru)

Одновременно с танками Т-26 выпускались легкие танки БТ (быстроходный танк).
Советские конструкторы при создании первого танка этого семейства БТ-2 за основу взяли одну из лучших разработок того времени американского конструктора Д. У. Кристи.
Главной особенностью БТ стал колесно-гусеничный движитель. Танки БТ выпускались с
1931 по 1940 г. в нескольких модификациях (основные БТ-2, БТ-5, БТ-7), различающихся
вооружением, двигателем, конструкцией башни, бронированием, и стали самыми массовыми средствами автобронетанковых войск.

На фото: танк БТ-5.
На фото: танк БТ-5. (Фото: encyclopedia.mil.ru)

На первых образцах БТ устанавливалась 37-мм пушка со спаренным пулеметом, позднее 45-мм пушка. Командирские танки оснащались радиостанцией. На БТ-7А устанавливалась 76-мм пушка. С 1939 г. начали выпускать танки БТ-7М, на которых впервые в истории мирового танкостроения установили специальный танковый дизель. На всех машинах этой серии имелись радиостанция и танкопереговорное устройство. Производство танков Т-26 и БТ прекратили в 1940—1941 годах. Далее были разработки средних, тяжелых и специальных танков.

Какие советские и российские танки попали в Книгу рекордов ВС РФ, смотрите далее в фоторепортаже «Свободной Прессы».

Смотрите также
Последние новости