Середина августа в Москве отметилась 30-градусной жарой, хотя об аномалиях погоды в последнее время могут рассказать, наверное, в любом уголке Земного шара. В ближайшие дни небывало высокие температуры будут в Поволжье, Астраханской, Волгоградской, Курганской, Свердловской, Челябинской областях.
Пока одни регионы изнывают под палящим солнцем, другие заливает. По данным Гидрометцентра, сильные дожди и ливни, грозы и град, ветер обрушатся до конца недели на Амурскую область и Приморский край, ряд территорий северо-запада и юга России.
«Сильные дожди могут привести к резкому подъему в реках в бассейне Амура, в Еврейской автономной области, в Благовещенске, — это придется на 22−23 число», — сообщил ТАСС начальник ситуационного центра Росгидромета Юрий Варакин.
По его словам, за эти дни в регионе может выпасть до месячной нормы осадков.
Эксперты все чаще говорят о росте числа опасных погодных явлений, а вот к вопросу изменения климата относятся с осторожностью.
Ведущий научный сотрудник Главной геофизической обсерватории им. А.И.Воейкова, к.ф.-м.н. Андрей Киселев рассказал «Свободной прессе», что опасные гидрометеорологические явления по статистике имеют тенденцию к увеличению.
— По сравнению с концом прошлого века число таких случае выросло примерно в два раза. Причем речь идет о тех эпизодах, которые нанесли заметный ущерб либо экономике, либо людям.
То, что мы наблюдаем складывается из двух факторов.
Первый — это антропогенное влияние на климат, второй — внутренняя изменчивость самой системы.
Система живет своей жизнью, и до того, как человек начал активно вмешиваться в природную среду (климатическую систему) катаклизмы также происходили. Были засухи, наводнения, торнадо и прочее. За каждый отдельный случай несет ответственность именно система, а то, что они становятся более частыми — это явное влияние человека.
«СП»: — Это тенденция или пока отдельные проявления?
— Если посмотреть статистику мировых страховых агентств либо статистику Росгидромета (единой мировой научной статистики нет), то усиление происходит, в первую очередь, за счет ветровых нагрузок — смерчи, ураганы, вихри, штормы.
Кроме того, повышается и глобальная температура (в России быстрее), соответственно, более интенсивно, чем при низких температурах, происходит испарение, облакообразование и в конечном итоге выпадают осадки. По статистике Росгидромета, например, отмечено, что на смену дождям все чаще приходят ливни.
«СП»: — Каковы прогнозы?
— Утверждать, что в следующем году будет хуже, чем в нынешнем — оснований нет. Если же говорить о тенденции неблагоприятных явлений на протяжении десяти лет и больше, то она имеет место. Вероятно, их число будет увеличиваться.
Например, если говорить о статистике опасных гидрометеорологических явлений на территории РФ, то 2018 год был значительно менее благополучным, чем 2019-й и 2020-й. Но общую тенденцию это не отменяет.
Ведущий научный сотрудник географического факультета МГУ, главный специалист прогностического центра «МЕТЕО» Михаил Локощенко считает, что нынешнее жаркое лето обусловлено, скорее, погодными явлениями, чем климатическими.
— Потепление климата не является основной причиной. Все в атмосфере взаимосвязано, но связи бывают далекими и опосредованными.
Потепление климата в наших средних широтах проявляется в основном в потеплении зим. Летом в московском регионе и вообще в центральной части европейской России температурный режим меняется слабо. С июня по сентябрь среднестатистическое изменение не значимое.
Сейчас, летом, в Москве климат примерно такой же, как был в XIX и даже в конце XVIII века. Тогда то же были разные годы: лето могло быть жарким или холодным, но средний температурный режим не изменился.
Нынешнее лето оказалось теплым. Были периоды аномальной жары, но, к счастью, недолгими. Аномальная жара — это опасное явление, но она опасна, если длится долго.
Если блокирующий антициклон, ее вызывающий, существует длительное время, то рано или поздно начнутся пожары — горят леса и торфяники. Это непреложный закон. Такая катастрофическая жара за последние полвека у нас случалась три раза — в 1972, 2002 и 2010 годах. В эти годы Москва и область были окутаны плотным шлейфом от горящих лесов и торфяников. При этом было высокое загрязнение воздуха, повышенная смертность.
Этим летом аномальная жара была недолго. Две волны — в конце июня и начале июля — продолжительностью не более 10 дней, но эта жара не привела к катастрофическим последствиям. Ее причина — синоптические условия.
«СП»: — В этом году фиксировались не очень привычные для средних широт явления как, например, смерчи. С чем это связано?
— Смерч — чрезвычайно редкое явление в наших широтах. Оно наблюдается метеостанциями несколько раз в году на всей европейской территории, но это явление локальное и может пройти вдали от них, поэтому остаться незамеченным наблюдателями.
В этом году был отмечен смерч в Подмосковье, но и в прошлом году это было. У нас смерчи образуются примерно в тысячу раз реже, чем в США, где особенно для южного побережья это настоящий бич. У нас климат холодный, поэтому такое явление отмечается очень редко.
«СП»: — Лето было очень теплое. Что ждать от осени, которая в прошлом году была очень теплой?
— Никто не знает, какая будет осень. Прогноз погоды возможен на срок до трех недель. До начала сентября мои коллеги-синоптики никаких неожиданностей не ждут. Будет умеренно теплая погода.