Говорят, что синоптики ошибаются только раз. Но — каждый день. С чем сами они, конечно, не согласны. Во всем, говорят, виноват активно меняющийся климат Земли. А мы нет-нет, да и попадаемся на «удочку», поверив ошибочному, как нередко выясняется с запозданием, прогнозу. Помнится, в апреле Гидрометцентр РФ пообещал российскому Северо-Западу «мокрое лето». Осадками, уверял, зальет. А на юге страны — сильнейшие ураганы и засуху. Что имеем к концу июля, в частности, в Петербурге? Вполне себе комфортную сезонную погоду с периодической жарой, сменяющейся дождями.
«Приятную сухую погоду» в очередной раз пообещали синоптики регионального Росгидромета на минувшие выходные в Ленобласти. На деле — затяжные ливни с очень короткими, нескольких минут, прояснениями. Кто не успел спрятаться (зонты, дождевики не спасали), тот поплыл — в прямом смысле слова. Корреспонденту «СП» повезло: застряла в субботу в пробке на выезде из города, которая (пробка) практически замерла с включенными аварийками, в ожидании «зеленого» от небес.
Куда сложнее пришлось в те же дни жителям и гостям Сочи, Краснодара, Туапсе. Там в бурные потоки угодили не только люди, но и машины, и даже дома…
В Москве же, наоборот жара. Повторено температурное достижение 1951 года — 34,1 градуса. Аномальное тепло (точнее, запредельное для столицы и иже с ней) докатилось сюда из Европы за считанные дни. Того и гляди, дойдет до «плюс 40», как в Лондоне. Вероятность этого специалисты не исключают. Она же, сильная жара, в Воронежской, Липецкой, Курской, Орловской, Белгородской, Брянской областях…
Что, несомненно, так это то, что климат стремительно меняется. Вопрос — в какую сторону и насколько стремительно? Ученые Главной Астрономической (Пулковской) обсерватории считают, что дело идет к Малому ледниковому периоду. Климатологи осторожничают. Высказываются не столько категорично. «Бьют» на старые климатические нормы. Считают, что оглядываться на то, как было когда-то и сравнивать с тем, как сейчас, неправильно. Сравнительный диапазон не должен превышать тридцати лет. Меняется ведь не только природа, но и способы ее изучения, а, значит, и шкала оценок уже другая.
По словам Александра Колесова, начальника Гидрометцентра Петербурга, нынешним летом на Северо-Западе страны побито пока только два рекорда. Оба пришлись на 1-е и 2-е июля, когда температура превысила +32 градуса. А вот средняя по региону не изменилась. Жаркие летние периоды, оттепели зимой (особенно в ее начале) были раньше, будут и дальше, никуда не денутся. Уже хотя бы потому, эта часть России практически на сто процентов зависит от атмосферных процессов, которые несет сюда Атлантика.
— В Петербурге, которая не одно столетие была столицей России, самый длительный срок наблюдения за изменениями климата, 150 лет, — сказал «СП» Александр Михайлович. — Благодаря чему мы знаем, что тренд на повышение температуры в городе медленно, но верно растет.
В целом по РФ 1950−1960-е годы были холодными, с отрицательной аномалией. Нынешнее поколение сорокалетних и моложе сограждан вряд ли представляет, как это летом в Центральных районах страны могли зябнуть руки и быть холодными, до спазма челюсти, реки. Потом опять подъем. С конца 1980-х — большой скачком со знаком «плюс». Что касается осадков, то многолетний график практически не изменился, разве что по отдельным месяцам и населенным пунктам.
О необходимости введения новых норм погодной оценки, и не только об этом, СП" рассказала Елена Акентьева, ведущий научный сотрудник Главной геофизической обсерватории им. Воейкова.
— В новых климатических нормах зафиксирован период, с которым рекомендуется сравнивать текущие температурные, влажностные и иные показания. В качестве базового периода определены 1960−1990-е годы. Для расчета аномалий выбраны скользящие аномальные периоды. Последний из них — 1990−2020 гг. Сравнивать с более отдаленными годами нет смысла, — рассказала Елена Марковна. — В нашем научном институте создана единственная в России региональная климатическая модель, позволяющая прогнозировать ситуацию на середину и даже конец нынешнего века.
«СП»: — Многих интересует, что ждет нас к 2050-му году.
— По тем данным, которыми мы располагаем, о ледниковом периоде, даже малом, и речи быть не может. Температура и дальше будет повышаться. Прежде всего, зимой. Минимум на 3−5 градусов. В основном, правда, на российском северо-востоке, близком к Ледовитому океану. Увеличатся осадки, как зимние, так и летние. Увеличатся периоды жары, которые мы наблюдаем сейчас. Периоды жары будут накатывать волнами все чаще. Это будет способствовать росту пожаров в лесах и Северо-Запада, и Сибири. Среднегодовая температура выросла за последние годы на три градуса. И в теплый, и в холодный периоды года. Причем, в холодный — сильнее. Что очень много.
«СП»: — Ученые разных стран спорят: изменился уже климат или это еще только начало?
— Изменение признано официально всеми профильными международными организациями. Никаких сомнений на этот счет давно нет. И к этому необходимо приспосабливаться.
«СП»: — Человек пытается приспособиться. А климат — к изменениям на Земле? Консенсус между ним и человечеством возможен?
— Климат как раз не очень-то готов к этому готов. Ведь он зависит от многих факторов. От антропогенного загрязнения, например. Даже если мы сейчас прекратим все выбросы в атмосферу, потепление какое-то время будет продолжаться. Процессы, происходящие в природе, инерционны. Поэтому адаптироваться надо нам, а не климату.
«СП»: — Как изменения природных процессов на Северо-Западе РФ влияют на климат в других российских регионах? Если влияют…
— Климатические система едина для всего Земного шара. Изменения в одном конце страны, континента, мира, влияют на процессы в другом. Там они тоже проявляются, в купе с местными особенностями. Можно сказать, к одной силе добавляется другая.
Свежий пример — ливни в Петербурге, обильные, но краткосрочные, и экстремальные в Сочи. На юге европейской части России такое не редкость. В отличие, опять же от Северо-Западного и Центрального регионов. Хотя число экстремальных осадков растет и там.
«СП»: — Если так и дальше пойдет, то Петербург с ближайшими к нему территориями уйдет под воду, Сибирь станет Сахарой, а на Дальнем Востоке начнут расти пальмы. Такой сценарий озвучили пару лет назад преподаватели Гидрометеорологического университета Северной столицы.
— Это они явно нафантазировали… Да, в природе и погоде наблюдается рост изменчивости. Все больше будет опасных явлений. Но так глобально, как они уверяют, думаю, ничего не изменится. По крайней мере, к середине ХXI-го века. А дальше все будет зависеть о того, как станут таять ледники Гренландии и Антарктиды.
Еще одна точка зрения — Артёма Павловского, и.о. заведующего кафедрой климатологии и мониторинга окружающей среды СПбГУ.
«СП»: — Температура летом и даже зимой год от года всё выше, солнечных дней больше. К каким последствиям это может привести?
— За всю планету не скажу, а что касается Петербурга, то мы провели оценку рисков климата, которые дают о себе знать в нашем городе. Их порядка 25. Серьезный признак опасности — увеличение повторяемости аномально жаркой погоды. За последние 30 лет было 18 таких случаев. Из них 15 — уже в этом веке. Риск перегрева территории значительный. Как следствие — увеличение частоты повторяемости наводнений. Увеличивается скорость роста уровня воды в восточной части Финского залива. Сейчас она составляет порядка 4 миллиметров в год.
Для сравнения, во второй половине ХХ-го века — 2 миллиметра. А до середины прошлого века можно было говорить о стоячем уровне залива. До конца не понятно, как быстро будет повышаться уровень воды в нашем заливе в частности, и в Мировом океане в целом. По оптимистическим прогнозам, мировой океан может подняться к концу столетия на 30 см. По пессимистическим — на метр.
Все это может негативно сказаться на жизнеспособности не только Петербурга, но и крупнейшего российского мегаполиса Москвы, а также Севастополя, самых специфических наших субъектов. Их отличают аномальная плотность населения, сосредоточенность всех отраслей экономики на ограниченного для этого пространстве, и развитие новых территорий. Помимо местных тенденций там уже заметны локальные климатические изменения, спровоцированные масштабными стройками. Последствия могут быть печальными.
Санкт-Петербург