Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса в Дзен
В мире
8 апреля 2015 11:34

Западная свобода слова не терпит инакомыслия

Знаменитой пианистке запретили выступать в Канаде за критику войны в Донбассе

17752

«Мне угрожали смертью, желали всей моей семье умереть, оскорбляли меня. Теперь они попытались заткнуть меня как музыканта».

До 1991 года киевлянка Валя Лисица была обыкновенной советской девочкой, занимавшейся в музыкальной школе — таких были тысячи по всему Советскому Союзу. Проявила способности, поступила в консерваторию к известному педагогу, познакомилась там с хорошим парнем Лешей Кузнецовым. В 91-м они вместе выиграли престижный международный конкурс фортепианных дуэтов «Dranoff International Two Piano Competition», и жизнь Вали превратилась в сбывшуюся украинскую мечту — переезд в США, карьера успешной концертной пианистки, слава, деньги и главная страна свободного мира. В 1995 году дуэт Лисицы и Кузнецова выступил на нью-йоркском фестивале «Mostly Mozart Festival» в Линкольн-центре.

Второй раз успех пришел к ней в 2007 году и был похож уже на американскую сбывшуюся мечту XXI века — она загрузила на YouTube ролик, в котором играет этюд Рахманинова и проснулась звездой интернета. Миллионы просмотров, успешные продажи на Amazon, контракт с крупным лейблом Decca. С тех пор ее жизнь, казалось бы, навсегда, превратилась в звездную историю успеха

«Я жила по всему миру от концерта к концерту, заучивала новые пьесы, встречалась с поклонниками, делала студийные записи и щебетала о моем счастье в воодушевляющих интервью», — написала она об этом периоде своей жизни.

В Северной Америке ее называли самой популярной пианисткой континента, на Украине — национальной гордостью.

Личная жизнь сложилась тоже чудесно, совсем не так как в кино, когда звезде на пути к успеху приходится пережить печальное крушение первой любви, разочарование в близких людях своей юности. Валентина Лисица вместе с мужем Алексеем Кузнецовым, сыном Бенджамином и двумя котами живут в собственном доме в Северной Каролине. В доме стоят четыре рояля и, наверное, редко смолкает музыка. А еще Валентина увлекается итальянской кухней и своим садом, сама любит ремонтировать дом. Обо всем этом она рассказывала раньше в глянцевых интервью, как и положено медийной персоне мирового уровня.

Обычно люди из бывшего СССР, столь давно покинувшие страну и добившиеся успеха на Западе, не очень-то обращают внимание на жизнь своей родины. Например, ни Милла Йовович, ни Ольга Куриленко не высказывались об украинских событиях последних полутора лет. А вот Валентина Лисица не смогла остаться в стороне. И первое время она от души поддерживала Евромайдан: «Вы все видели на экранах телевизоров величественную революцию, людей, восстающих в гневе против своих коррумпированных правителей, за лучшую жизнь. Я была так горда за свой народ!».

Однако события, последовавшие за победой восставших в Киеве, все изменили: «Я увидела, как страна, где я родилась, где прошло мое детство, где я впервые влюбилась, безнадежно скатывалась в пропасть. Смерти детей от бомбежек, смерти пожилых женщин от голода, сгоревшие живьем люди… Самое худшее, что может произойти с любой страной — это братоубийственная война, когда люди воспринимают друг друга, своих соседей как врагов, которые должны быть уничтожены. И это то, что произошло с моей прекрасной Украиной. Мое сердце обливалось кровью». Трагедия в Одессе, война в Донбассе, участие в боевых действиях легализованных неонацистов превратили благополучную рафинированную звезду YouTube и престижных концертных залов в страстную интернет-публицистку. Она завела твиттер-аккаунт под ником «NedoUkraïnka» — намекая на глубоко возмутившие ее слова Арсения Яценюка: «Он назвал русскоговорящих украинцев „НЕДОЛЮДЬМИ“! Да, я не шучу. В официально написанном документе. Я недочеловек, мой муж, моя мама…». Валентина переводила новости с украиноязычных сайтов, записи из аккаунтов свидетелей творившихся зверств: «Я завела твиттер с целью узнать другую сторону всего услышанного, ту сторону, которую никогда не покажут официальные СМИ. Я стала по-настоящему хорошо разбираться в этом, выводить на чистую воду неправду, публикуемую западными СМИ с целью представить одну сторону в гражданской войне белее и пушистее, нежели Пасхальный кролик, а другую — в качестве недочеловеков, не заслуживающих сострадания, пушечное мясо».

Валентина даже добилась в этой деятельности определенных успехов — ей удалось пристыдить французский модный журнал «Elle» за публикацию фотографий Виты Заверухи, украинской неонацистки, воюющей в рядах батальона нацгвардии «Айдар». Кстати, эта девушка тоже недавно стала звездой ютуба, стреляя на камеру из гранатомета по деревне Широкино.

Не удивительно, что подобная деятельность привлекла к Валентине Лисице много внимания совсем другого рода. В ее адрес посыпались многочисленные угрозы, обвинения в предательстве интересов Украины, в том, что она «продалась Путину». От угроз быстро перешли к действиям — в адрес работодателей стали поступать доносы с требованием уволить пианистку.

В подобной реакции части пользователей соцсетей нет ничего удивительного. Если ты занимаешь активную гражданскую позицию в конфликте, тем более военном, готовься нажить себе врагов. Однако демократическое общество предполагает свободу слова и осуждает преследование инакомыслящих. Конечно, обструкция по отношению к известным деятелям культуры за «неправильное мнение» давно стала обычным делом на Западе. Но одно дело, когда люди подвергаются ей за неполиткорретность, и другое дело — когда за правозащитную деятельность. Обвиняя «Elle» в пропаганде неонацизма, Лисица, казалось бы, придерживалась однозначно принятого на Западе мнения. Еще недавно за неосторожное упоминание Гитлера выгоняли с Каннского фестивали Ларса фон Триера. И вот ситуация кардинально изменилась. Симфонический оркестр Торонто отменяет концерт Валентины Лисицы за ее высказывания в твиттере, «оскорбляющие многих людей». То есть, по сути — за антифашистскую и антивоенную позицию. Ну а в качестве доказательства преступной деятельности пианистки руководители оркестра показали музыкантам ее твиты, содержащие карикатуры Charlie Hebdo на лгущие СМИ. Трудно сказать, что имелось в виду, ведь Charlie Hebdo стали как раз символом преследования свободы слова. Интересно, что при этом руководство потребовало от пианистки скрыть подлинные причины отмены концертов — за это ей обещали сохранить гонорар.

Несмотря на то, что это уже не первый случай травли на Западе всемирно известного классического исполнителя — не так давно гонениям подверглась Анна Нетребко за благотворительную помощь Донецкому оперному театру — история с Валентиной Лисицей кажется концом сказки. Но это сказка не о сбывшейся украинской или американской мечте и счастливой звездной семье, а сказка о западной демократии. «Свобода слова, да! Но только не давайте Валентина Лисице играть из-за ее мнения по Украине!», — комментируют заявление пианистки в соцсетях. Только гораздо больше там других комментариев, в духе «чемодан, вокзал, Россия». Многочисленные пользователи предлагают Валентине убираться из свободной демократической Канады и играть сколько угодно для Владимира Путина. И это служит лучшей иллюстрацией того, против чего выступила Лисица.

Снимок в открытие статьи: Валентина Лисица/ Фото: PA Photos

Последние новости
Цитаты
Буев Владимир

Президент Национального института системных исследований проблем предпринимательства

Игорь Шишкин

Заместитель директора Института стран СНГ

Александр Корбут

Вице-президент Российского зернового союза

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня