Во Франции не утихает полемика по поводу преобразования заброшенных церквей в мечети. Этот процесс в стране начался не вчера и закончится, очевидно, не завтра. Но время от времени, в зависимости от обострения проблемы мигрантов или исламского терроризма, дискуссия вспыхивает с новой силой. У каждой из сторон — свои аргументы в пользу принимаемых религиозными общинами и властями решений. Так, агентство «Обозрение религиозного наследия», выражающее точку зрения светского и христианского сообщества, бьет тревогу: «От 25% до 50% церквей, построенных с 1905 года (в том году во Франции был принят очень жесткий антиклерикальный закон и конфискована вся церковная собственность, не имеющая отношения к храмам — авт.), вероятно, будут в течение ближайших 20 лет проданы. Если эти здания не найдут себе нового применения, то им грозит уничтожение!».
Мусульманские общины предлагают либо выкупать храмы для своих нужд, либо брать в долгосрочную аренду, как это давно практикуется в соседней Англии. Вокруг этого и идут споры.
«Необходимо констатировать тенденции в религиозной практике современной Франции: в то время как мусульманство прогрессирует, католическое вероисповедание регрессирует. В настоящее время в традиционно католических странах христианские здания недостаточно используются для литургических нужд. А мусульмане, несмотря на растущее число строящихся во Франции мечетей, часто сталкиваются с отсутствием соответствующих мест культа. В качестве решения проблемы, время от времени предлагается трансформировать церкви в мечети. Мы хотим дать некоторые размышления по этому вопросу», - пишет «Обозрение религиозного наследия»
По мнению агентства, «нехватка мечетей имеет место, главным образом, в малых и средних городах и их пригородах. Религиозная практика резко изменилась за последние тридцать лет. В настоящее время мусульмане являются многочисленной общиной, и они не всегда имеют соответствующие места для своих богослужебных нужд, хотя и являются очень активным сообществом. Во Франции за последние двадцать лет было построено от 100 до 150 мечетей, но только в четырёх случаях они располагаются в зданиях бывших церквей.
Так, церковь Святого Иосифа в городе Клермон-Ферран в течение более чем 30 лет арендуется мусульманской общиной города, причём христианские символы сохранены, но они закрыты новыми украшениями.
Другой случай: в коммуне Грольхет в городе Тарн. В 1981 году заброшенный храм был превращен в мечеть. Эта трансформация стала возможной благодаря поддержке муниципалитета и сотрудничеству между религиями. Еще один пример, в том же городе: в 1982 году другой бывший католический храм был преобразован в протестантский храм.
Однако следует отметить некоторые ограничения для такого преобразования.
Если церкви относятся к муниципалитету, то в первую очередь необходимо, чтобы храм был лишён характера общественной собственности, и чтобы сделать это, необходимо согласие епископа и префекта. Но если он принадлежит епархии, то в такой операции нет необходимости.
Кроме того, муниципалитет не может назначить цену зданию церкви меньше, чем его реальная стоимость, так как в противном случае будет нарушен принцип недопустимости государственного финансирования религиозного культа.
Необходимо принять во внимание, что во многих случаях заброшенные церкви расположены в сельской местности, в небольших деревнях, где мусульман нет. Таким образом, спрос и предложение на места культа имеют мало шансов совпасть.
Ещё одно препятствие — необходимо, чтобы в архитектуре или украшениях здания не был слишком представлен его христианский характер. Трудно себе представить, например, мечеть с витражами с изображением распятия. Кроме того, переделки церквей затруднительны, когда они классифицируются как исторические памятники, а таковых в настоящее время уже почти 15 тысяч.
И, наконец, даже если все эти условия соблюдены, по-прежнему необходимо, чтобы местное сообщество являлось достаточно гибким, чтобы принять такую?? трансформацию.
Подобные преобразования были проведены в крупных городах, таких как Лилль (Часовня доминиканских сестер) и Нант (Шапель Санкт-Кристоф).
А вот в городе Вьерзон в 2013 году возникли проблемы по передаче церкви Сен-Элой. Это здание, построенное в 50-е годы, являлось собственностью епархии Бурже. Последняя пожелала с ним расстаться, чтобы облегчить свои финансовые расходы. Среди тех, кто был заинтересован в покупке, была ассоциация, представляющая мусульман города. Ассоциация объявила о планах превратить церковь в мечеть. Это заявление вызвало бурную реакцию со стороны населения, причём не только местного. В связи с этим продавец выбрал иное решение.
Эти примеры показывают, что такие проекты осуществимы. Но они также демонстрируют важность принятия этого типа трансформации местным сообществом, и эта реакция может способствовать успеху или неудаче такого предприятия. Таким образом, необходимо учитывать материальные и правовые ограничения".
А вот точка зрения мусульман Франции, опубликованная на сайте desdomesetdesminarets.fr
«Предложения преобразовать пустующие церкви во Франции в места мусульманского богослужения привели к полемике. В то время как некоторые видят в нём провокацию, другие утверждают, что оно будет лить воду на мельницу «Национального фронта». Напомним, что эта партия выступает против строительства любых новых мечетей во Франции, в том числе расположенных в старых зданиях и в промышленной зоне.
Если случаи преобразования заброшенных церквей в мечети во Франции можно пересчитать по пальцам одной руки, то в других странах, особенно в англо-саксонских, для которых достаточно сильны традиции открытости протестантских церквей, это не редкость. Там церкви арендуются, передаются или продаются мусульманским объединениям для превращения их в мечети. Мусульмане вовсе не пытаются получить эти помещения бесплатно. В Лилле бывшая часовня Доминиканских сестер впервые была сдана мусульманам в аренду в 1973 году и 20 лет спустя они выкупили это здание у епархии.
Вопреки распространённому мнению, проблема касается не только сельской местности, но и таких городов, как Руан и Рубе, где имеются большие мусульманские общины, которые нуждается в своих местах культа.
В Великобритании из общего количества чуть более 1700 мечетей около сотни являются бывшими церквями, преобразованными в мечети. Это вполне соответствует британской традиции. Например, часовня Унитарной церкви в Манчестере, была объявлена историческим памятником в 1974 году. Она была построена в 1837 — 1839 годах, сначала здание занимали различные протестантские церкви, затем до 70-х годов — Свидетели Иеговы. С 1974 по 2006 годы оно использовалось как мечеть, а также культурный и образовательный центр для мусульманской общины, которые до сих пор занимают часть часовни. Это пример того, как здание могло быть полезно для всех проживающих там общин"…
Я достаточно долгое время находился в Западной Европе, очень хорошо владею французским, и знаю некоторые моменты отношения там к религии, особенно к католицизму, которые не прописаны ни в каких конституциях.
В соответствии с европейской светской традицией, ведущей начало от французских просветителей XVIII века, религия есть «заклятый враг прогресса», хотя её положение разнится от страны к стране. Во Франции атеизм фактически является государственной идеологией при всех сменяющих друг друга правительствах — поэтому жесточайший антиклерикальный закон от 1905 года и поныне в силе. В Бельгии — несколько более либерально, а вот в Италии церковь продолжает отстаивать свои позиции в обществе.
Неписаные правила игры в Западной Европе таковы: власти и политические силы не могут открыто заявить о своём атеизме или неприятии религии — рискуют проиграть на выборах. Но они с удовольствием пускают в ход все средства, чтобы непрямым образом ослабить и уязвить христианские верования, а также лишить их источников финансирования. Можно вспомнить исключительно шумные кампании против священников — педофилов, про пресловутые однополые браки, являющимся прямым оскорблением церкви. Хотя отношение французов к геям, как и их процент, ничем не отличаются от таковых в России.
В данном случае дискуссию и практику передачи зданий мусульманам надо рассматривать в свете общей европейской тенденции по десакрализации религии. В данном случае — через её культовые места. Налицо замаскированное стремление видеть в перспективе как христианство, так здания церквей, лишь в качестве исторических экспонатов.
Вопрос в том, кому это на руку?