С 2001 года в Германии однополые союзы легализованы законом «О зарегистрированных гражданских партнёрствах». И вот теперь на поместном Синоде Евангелической церкви Рейнландии (Evangelische Kirche im Rheinland, EKIR), который пройдёт с 10 по 15 января 2016 года, будет принято решение распространить все церковные обряды, совершаемые при вступлении в брак гетеросексуалов, и на гомосексуальные пары. Вопрос этот уже полностью согласован, осталась пустая формальность — голосование, результаты которого заведомо известны.
Евангелическая церковь Рейнландии является второй по численности прихожан в Германии: их у неё около 2,7 млн. человек. Каноническая территория EKIR охватывает федеральные земли Северный Рейн-Вестфалия (население 17,6 млн. человек) и Рейнланд-Пфальц (4,06 млн.).
Как объявил вице-президент EKIR, руководитель отдела «Политика и право» поместного церковного управления Йоганн Войсман (Johann Weusmann), «впредь церковные службы (при заключении однополых союзов. — С.Д.) будут проводиться не только по случаю бракосочетания, но и обручения, с последующей их регистрацией в церковных книгах».
По словам Войсмана, «такое регулирование будет применяться задним числом, и это станет новацией для всей Германии. Гомосексуальные пары, которые были благословены в порядке, действовавшим с 2000 года до настоящего времени, получат возможность ретроспективно зарегистрировать эту церемонию официальным церковным актом. Начиная с 2000 года, Евангелическая церковь Рейнландии как защитница либеральных ценностей осуществляет богослужебное сопровождение заключения однополых браков. Однако официальными актами в церковных книгах это не документируется, а значит, и не ведётся соответствующей статистики».
Евангелическая церковь Германии (Evangelische Kirche in Deutschland, EKD) — это объединение 20 региональных лютеранских, униатских и реформатских поместных (земельных) церквей страны с общим числом прихожан 23,040 млн человек (28,5% христиан ФРГ). В 2000 году EKD приняла декларацию «Укрепление надёжности и ответственности» (нем. Verläßlichkeit und Verantwortung stärken), в которой было одобрено признание Церковью гомосексуальных партнёрств.
Но единых правил нет. В настоящее время благословение однополых союзов практикуют 15 из 20 поместных церквей EKD, а в августе 2013 года Евангелическая церковь Гессена и Нассау впервые провела обряд венчания пары гомосексуалистов. Наряду с тем Евангелическо-лютеранская церковь Саксонии отвергает возможность проведения таких обрядов, что, однако, не помешало её Синоду разрешить своим священнослужителям проживать в пасторских домах совместно со своими однополыми партнёрами.
Как заявляет Йоганн Войсман, «по соображениям совести, пасторы вправе отказаться от проведения обряда бракосочетания однополых пар. Но следует иметь в виду, что такие пары очень часто выражают горячее желание обвенчаться по церковному обряду».
Пожалуй, доктору теологии Йоганну Войсману следовало бы также иметь в виду, что отношение прихожан EKD к подобным обрядам крайне неоднозначное. О падении авторитета EKD в глазах верующих наглядно свидетельствуют такие, например, факты:
— согласно официальной статистике самой Церкви, даже воскресные богослужения посещают в среднем 786 654 прихожан, что составляет всего 3,4% от общего количества членов EKD;
— наибольшее количество прихожан традиционно наблюдается на Рождество — около 9, 6 млн человек. Но и это составляет лишь 41,6% от общего количества членов Церкви.
Насаждаемые Евангелической церковью толерантность и либерализм, как уж она их понимает, привели к тому, что гомосексуальность в настоящее время не является препятствием даже для возведения в сан. Либеральное большинство иерархов Церкви более не считают грехом гомосексуальные отношения. Не считает их грехом и значительная часть прихожан.
Впрочем, немецкие лютеране многое не считают грехом. В этой части весьма показательны события, повлекшие за собой в феврале 2010 года сложение сана председателем Совета EKD, епископом Ганноверским Маргот Кэссман (Margot Käßmann). Основанием для этого послужило её задержание полицией за управление автомашиной в пьяном виде. А произошло это в первую субботу Великого поста! Как говорится, no comments.
Ну, а как в EKD проходят церковные богослужения, можно судить по свежей новости: воскресную (20 декабря) проповедь священники берлинской протестантской церкви Сиона (Zionskirhe; название связано с горой Сион — символом Святой Земли) проводили «по мотивам» кинофильма «Звёздные войны», с «лазерными мечами» в руках.
Прихожане, которых собралось около 500 человек, пришли в костюмах персонажей из «Звёздных войн». Органист наяривал на церковном органе музычку из фильма, а на растянутый перед алтарём экран проецировали фрагменты прошлых серий. В ходе богослужения разыгрывались билеты на премьеру первой части новой трилогии-сиквела «Звёздные войны: Пробуждение силы» (Star Wars: The Force Awakens), только что вышедшей на экраны берлинских кинотеатров.
«Мы хотели провести параллель между „мечом света“ и Святым Крестом, — пояснила в интервью столичной газете Berliner Zeitung участвовавшая в этом „экстравагантном“ богослужении практикантка-пасторесса Ульрике Гарве (Ulricke Garve). — Между христианством и историей „Звёздных войн“ много сходства».
(Любопытно, что в очередной книге американского писателя-фантаста Чака Вендига (Chuck Wendig) «Star Wars: Aftermath» («Звёздные войны: Последствия»), вышедшей в продажу ещё в сентябре, фигурирует новый герой — гомосексуалист Синджир Рат Велус (Sinjir Rath Velus), являющийся, естественно, положительным персонажем.)
Но это у евангелистов. А как в части признания однополых браков и прочего того же порядка обстоят дела у немецких католиков?
(По статистике самой Римско-Католической церкви в Германии, на 31 декабря 2014 года в стране насчитывалось 23 млн 939,47 тыс. верующих, или 29,5% населения.)
Согласно данным широкомасштабного опроса, проведённого в августе текущего года студентами теологических факультетов вузов Берлина и Мюнстера, и охватившего 7900 католиков Германии, 70% респондентов считают, что Церковь должна признавать и благословлять гомосексуальные отношения. 90% считают, что нельзя отлучать от причастия людей, вступивших во второй брак, 87% не против рукоположения в сан женщин, а за добрачные половые отношения высказались 80% опрошенных.
Это что касается паствы. А вот несколько слов о пастырях.
О нравах в пастырской среде красноречиво свидетельствуют откровения 44-летнего священника католической церкви в баварском городке Нойэттинген Флориана Вёсcа (Florian Wöss), недавно сложившего с себя сан из-за неодолимой любви к прихожанке:
«Среди нас, священнослужителей, циркулируют такие цифры: треть живёт в гражданском браке, треть имеет гомосексуального партнёра, и ещё треть борется с одиночеством, как может».
По статистике самой Римско-Католической церкви в Германии, в её приходах служат 10911 священников. Исходя из сказанного Вёссом, получается, что свыше 3600 из них — гомосексуалисты.
«Не ложись с мужчиною, как с женщиною: это мерзость», сказано в Библии. В Германии её экземпляры лежат в каждом (подчёркиваю: в каждом!) гостиничном номере — от столичного пафосного отеля до молодёжной турбазы в горах Гарца или баварских Альпах. Но для значительной части современных немцев, даже искренне считающих себя христианами, эта Вечная Книга больше не указ.
Германия