
Стартовавший 2016-й год не сулит человечеству ничего хорошего. При условии, что оно — человечество — будет продолжать жить в том же духе, что и сейчас. То есть, военными конфликтами, навязыванием своих идей другим, запретами, интригами, попытками передела мира.
«Грядет глобальная смута», — уверены иные политологи. «Пламя региональных пожаров будет только разгораться», — стращают другие. «Но может быть, удастся победить хаос порядком?», — задаются вопросом третьи.
Ответ на этот вопрос знает, как он утверждает, петербургский писатель и культуролог Андрей Столяров.
— Современный мир потерял управляемость, стал непрогнозируемым, — говорит он. — Никто не знает, что произойдет в следующий момент. И что делать с происходящим сейчас. Ещё сравнительно недавно была абсолютно иная, прямо противоположная ситуация. Называлась она «холодной войной». Звучит зловеще, но мир тогда был намного стабильнее.
«СП»: — Потому что были два практически равных центра силы: США и СССР?
— Да, центр капитализма и его антагонист — центр социализма. После Карибского кризиса 1962 года, когда они чуть было не столкнулись лбами, установились очень четкие правила игры. Вот сфера Запада, куда не вмешивается СССР. Вот сфера СССР, куда не вмешивается Запад. И ещё некая нейтральная зона Третьего мира, где время от времени вспыхивали конфликты, которые довольно быстро удавалось урегулировать. А потом случился развал Советского Союза, чего никто не предполагал. Даже знаменитый американский философ и футуролог Фрэнсис Фукуяма. В 1988 году он написал, что СССР, постепенно демократизируясь, будет существовать ещё долгое время.
«СП»: — А через три года после этого нашего великого и могучего Союза не стало… Обо всем этом давно и много сказано. Сейчас на повестке дня вопросы иного порядка: возможно ли погасить региональные пожары (конфликты), или это уже приговор цивилизованному миру в том виде, в каком он сейчас существует?
— Я обратил внимание на то, что если раньше, лет 15 назад, внутригосударственные конфликты отстояли довольно далеко друг от друга по времени, то ныне они идут непрерывно и практически одновременно. Очевидным продолжением так называемой «Арабской весны» с государственными переворотами в Египте, Тунисе, Йемене, стала гражданская война в Сирии, потом забурлила Украина, последовала нарастающая волна беженцев в Западную Европу, превратившаяся в прошлом году в цунами. И — новый сильнейший фактор геополитического влияния - ИГИЛ*. Кто смог это предвидеть? Никто.
Самое последнее (хотелось бы верить, что последнее, но вряд ли) — резкое обострение конфликта с разрывом дипотношений между Ираном и Саудовской Аравией. Фактически начинается формирование двух громадных исламских блоков, активно противостоящих друг другу — суннитского и шиитского. Раньше «разборки» между ними были спонтанным, непродолжительными. Теперь, скорей всего, они будут хорошо организованы. Значит, весь регион погрузится в хаос - Северная Африка, Ближний Восток. Есть опасение, что докатится и до нашей Средней Азии, где на грани излета авторитарные режимы постсоветских республик.
«СП»: — И что делать с этой не поддающейся прогнозам, хаотичной чередой событий?
— В теории развития такой период называется фазовым переходом. Термин заимствован из физики, где обозначает переход вещества из одного состояния в другой. Скажем, когда лед после таяния превращается в воду — это уже совершенно иное вещество. Так же и при социальных взрывах. Старый мир распадается спонтанно, именно поэтому перестают работать все прежние методы управления, и всё происходит в виде катастрофы. Такие периоды уже не раз бывали в человеческой истории. На смену уходящему социальному строю, приходил новый, построенный на совершенно иных принципах, и, как правило, более совершенный.
У нынешнего фазового перехода одна принципиальная особенность. Все прежние катастрофы не были окончательными. Потому что тут же появлялась некая новая технология (или идея, кому как больше нравится), которая начинала формировать будущий мир. При распаде Римской империи — христианство; во время Реформации - протестантизм. В Октябре 1917-го распался мир имперской России и возник социалистический СССР.
Новое будущее могло нравиться или не нравиться, но было реальным и действующим. Сейчас, во время нынешнего обвала, нет такой организующей идеи. Я бы сказал, нет оператора, способного создать будущую реальность. Поэтому ничего хорошего я в будущем не предвижу.
«СП»: — В том числе, в России?
— В том числе. Не имеет никакого значения, отменят против нас санкции или они будут продлены; поднимется ли цена на нефть до привычных и удобных нам высот, или нет. Даже если РФ удастся приобрести некую экономическую и политическую устойчивость, страна наша все равно будет не более чем утлым челном в бушующем море мирового хаоса. Потому что оползень под названием «глобальная катастрофа» имеет такие масштабы, что, находясь на нем, мы практически не чувствуем движения. Он катится с нами в бездну, а мы ощущаем лишь колебания и падения отдельных камней.
Мрачную картину политического грядущего, нарисованную культурологом Столяровым, несколько «расцветил» экономическими составляющими Игорь Грецкий, доцент факультета международных отношений Санкт-Петербургского госуниверситета.
— Какова степень происходящих с миром метаморфоз, остается пока непонятным, но очевидно, что в ближайшие пять-шесть лет они серьезно изменят систему международных отношений, — считает Игорь Владимирович. — Большое влияние на геополитику окажут создание Трансатлантической и Транстихоокеанской зон свободной торговли. Для России в складывающихся условиях принципиально существенным будет фактор снижения роли энергоносителей в экономиках ведущих государств.
В течение последних лет Россия активно пытается изменить систему международных отношений, дабы усилить свою роль в ней…
«СП»: — И немало преуспевает в этом! О чем свидетельствуют многие западные эксперты. Да и тот факт, что именно наша страна реально «притормозила» боевиков в Сирии, говорит, согласитесь, о многом.
— Это лишь один из аспектов её внешнеполитической деятельности. Не уверен, что самый существенный.
Российское правительство хочет реставрации Потсдамско-ялтинских систем международных отношений, в которых ключевую роль играли страны — победительницы Второй мировой войны. Отсюда, кстати, иллюзия о Китае, как о нашем союзнике. В реальности же, поддерживают Россию страны, которые потеряли шансы занять свое комфортное место в системе мировой глобализации. А что касается Китая, то у него свой путь, я бы сказал, своя игра.
Внешнеполитические обстоятельства, складывающиеся не в нашу пользу (речь в первую очередь об антироссийских санкциях), усиливают рецессию в экономике страны. Очевидно, что в 2016-м году продолжится падение ВВП, сокращение доходов населения. Скажется это и на имиджевых проектах ЕАЭС. Пиком развития для него стал, на мой взгляд, ушедший 2015-й год. Дальше может пойти только по нисходящей. Хотя бы потому, что модель этого объединения сильно отличается от ЕС. Всё дело в степени экономического развития его участников. На примере Греции мы видели, к каким негативным последствия приводит принятие в состав экономического союза достаточно бедных стран с плохо развитой промышленностью, инфраструктурой. Теперь посмотрите на состав участников ЕАЭС. Скажем, Киргизия, которая по всем показателям в полтора десятка раз отстает от России. Слабая экономика у Армении. Это будет создавать проблемы уже сейчас.
«СП»: — Для того и создаются такого рода союзы, чтобы общими усилиями исправлять ситуацию.
— Тут на первом месте вопрос: кто за всё это платит. Весь Евросоюз лежит на плечах, в сущности, трех стран — Германии, Франции и Великобритании. А в ЕАЭС локомотивом является Россия. У которой своих экономических проблем сейчас хватает. Санкции останутся в силе, скорей всего, и на весь начавшийся год. В конце 2015-го мы слышали голоса экспертов, о том, что есть в Старом Свете страны, которые не согласны следовать генеральной линии Брюсселя, и активно поднимают вопрос об отмене антироссийских запретов. Но, по большому счету, такие мнения могут свидетельствовать о не очень глубоком знании институтов ЕС, процессов принятия там решений. Нужно учитывать, что наши отношения с ЕС стали разваливаться с началом украинского кризиса. Дело в существенных репутационных уронах, нанесенных европейской элите. А это очень серьёзно. Европейские державы были гарантами территориальной целостности Украины. И ЕС многократно заявлял о том, что отмена санкций против России целиком и полностью вызвана «нарушением территории целостности Украины».
*"Исламское государство" (ИГИЛ) решением Верховного суда РФ от 29 декабря 2014 года было признано террористической организацией, его деятельность на территории России запрещена.