
Шесть недель, в течение которых Армения и Турция должны придти к окончательному согласию относительно парафированных 31 августа протоколов об установлении дипломатических отношений и открытии границы — срок небольшой. Поэтому нет ничего странного в том, что события развиваются ускоренным темпом. Причем не только на армяно-турецком, но и на карабахском направлении.
Так, сегодня польское Radio Merkury сообщило, что Ереван готовится закупить у Польши три железнодорожных состава, которые будут обслуживать бездействующую с 1993 года линию Армения-Турция. Их, вместе с локомотивами, поставит Познанский вагоностроительный завод.
А днем раньше пресс-секретарь МИД Азербайджана Эльхан Полухов заявил, что Баку также может открыть границу, возобновить транспортное сообщение и установить дипломатические отношения с Арменией. Это, по его словам, произойдет если «Ереван вернет пять районов вокруг Нагорного Карабаха. Мы и ранее говорили о готовности открыть границу и возобновить диалог с Арменией, если со стороны Еревана будет сделан первый шаг по плану урегулирования карабахского конфликта». Это высказывание Полухов сделал в интервью турецкой Today’s Zaman.
Очевидно, что к переговорам относительно освобождения пяти районов зоны безопасности вокруг Карабаха должна быть привлечена также карабахская сторона, иначе достижение компромисса представляется проблематичным. Возможно, впрочем, что такие переговоры уже ведутся, о чем позволяет предполагать готовящийся визит в Степанакерт специальной миссии ОБСЕ, которая должна предметно рассмотреть вопросы, связанные с функционированием и шириной Лачинского коридора, связывающего Армению с Карабахом. Из всего этого понятно, что ситуация в регионе развивается в соответствии с предложениями посредников Минской группы ОБСЕ, изложенными в известных «мадридских принципах». Именно в этом документе, как известно, говорится об освобождении армянской стороной пяти районов, подписании мирного соглашения между сторонами конфликта, введении в зону безопасности международных миротворческих сил, предоставлении гарантий безопасности, а главное — сохранении существующего статуса Нагорного Карабаха на неопределенное время — вплоть до проведения референдума, результаты которого будут легитимизированы на международном уровне.
Поскольку итоги такого голосования очевидны уже сегодня, президент Азербайджана Ильхам Алиев недавно сказал, что окончательный статус Карабаха может быть определен «лет через сто, а то и никогда». Что будет лет через сто, неизвестно. Зато ясно, что особых надежд на возвращение бывшей автономии в Азербайджане, на самом деле, не питают. И готовы удовлетвориться возвращением пяти районов — с тем, чтобы выйти, наконец, из войны, сохранив если не Карабах, то хотя бы лицо.
Между тем в Турции уже начинаются внутриполитические консультации по согласованным с Арменией протоколам, сообщил министр иностранных дел Ахмет Давутоглу, по словам которого документы сперва будут обсуждены с оппозицией, а затем представлены парламенту страны. В Анкаре эти консультации обещают быть очень сложными — в отличие от Армении, где практически все силы, представленные на политическом поле страны (за исключением национал-социалистической партии «Дашнакцутюн») в той или иной мере согласны на примирение с турками.
Будь по-другому, Ереван (где хорошо помнят пример первого президента Левона Тер-Петросяна, вынужденного уйти в отставку исключительно из-за желания найти компромиссное решение карабахской проблемы) и слышать бы ничего не желала о возможности отдачи пяти важнейших в стратегическом отношении районов. Однако сегодня более популярно мнение, что мир, процветание и сам Карабах стоят того.
Кстати, турки желают замирения с армянами не только в лице самой Армении, но и армянского меньшинства в своей стране. С этой целью Анкара готовит аналог реализуемой в интересах курдского меньшинства «Демократической инициативы», адресованный теперь уже и армянскому населению страны. Как и в случае с курдами, речь идёт о комплексе государственных мер по развитию преподавания армянского языка, армянских СМИ
Вероятно, эта инициатива станет главным содержанием исторического диалога и «восстановлением справедливости для армян Восточной Анатолии, пострадавших в ходе Первой мировой войны», то есть геноцида 1915 года.
Между тем ереванское агентство Panarmenian.Net со ссылкой на источники, близкие российскому правительству утвержадет, что сопредседателем Минской группы ОБСЕ от России вскоре может быть назначен замминистра иностранных дел РФ Григорий Карасин. Это вполне вероятно на фоне уже состоявшейся ротации американского сопредседателя и недавнего заявления действующего российского дипломата Юрия Мерзлякова о том, что он покинет свой пост до конца года.
Карасин, конечно, дипломатический «тяжеловес», и его назначение, если оно состоится, будет не обычной кадровой перестановкой. Это «поднимет урегулирование карабахского конфликта на качественно новый уровень, позволит избежать поспешных решений и тем более вероятности возобновления военных действий», — отметил источник.
Цитируя сообщение армянского информагентства, бакинская газета «Зеркало» делает вывод, что Москва крайне недовольна армяно-турецким сближением, которое не соответствует «национально-государственным интересам России», и посылает Григория Карасина помешать этому процессу.
Но, скорее всего, ситуация противоположная. Москва, несомненно, намерена жестко отстаивать свои интересы в регионе. Но дело в том, что именно армяно-турецкая нормализация и прекращение военной фазы армяно-азербайджанского противостояния и являются сегодня российскими приоритетами. Так что г-н Карасин направляется в регион вовсе не для того, чтобы мешать, а напротив — способствовать процессам, во многом инициированным самой Россией.
Ереван