
Парламентская делегация непризнанной Нагорно-Карабахской республики, возглавляемая спикером Национального собрания Ашотом Гуляном, возвратилась из поездки во Францию и Россию. Кажется, в Москве карабахцы добились практически всего, чего желали.
Начать с того, в Госдуме делегацию НКР приняли на уровне вице-спикера. В данном случае речь идет пусть и об экстравагантном лидере ЛДПР Владимире Жириновском, но все-таки. Исходя из статуса принимающей стороны, эту встречу вполне можно назвать официальной. По словам Ашота Гуляна, «г-н Жириновский продемонстрировал глубокую информированность, как по поводу региональных вопросов, так и карабахской проблемы в частности». Кроме того, состоялись переговоры с российскими депутатами — членами фракции «Единой России», которых возглавлял координатор межпарламентской группы «Россия-Армения» Игорь Чернышенко. И уже один этот факт сам по себе можно расценить как весьма многозначительный и симптоматичный.
В целом московские консультации члены карабахской делегации назвали «очень интересными». Однако наиболее интересным представляется сообщение министра культуры и по делам молодежи непризнанной республики Нарине Агабалян, по словам которой во время переговоров с руководителем департамента внешних экономических связей и международных отношений мэрии Москвы Георгием Муратовым «была достигнута договоренность о сотрудничестве — г-н Мурадов выразил готовность наладить с Нагорным Карабахом такое же сотрудничество, как с Абхазией, и в данном направлении мы готовим определенные проекты». Кстати, аналогичные договоренности о сотрудничестве в образовательной сфере были достигнуты и в ходе посещения карабахскими посланцами МГУ и Российской образовательной академии. Кроме того, есть планы подписать соглашение о разноплановом сотрудничестве между Степанакертом и одним из округов Москвы, заявил мэр Степанакерта Вазген Микаелян.
Ситуация вызывает нескрываемое раздражение в Азербайджане, посольство которого в Москве уже получило задание из Баку проверить, насколько заявления «карабахских сепаратистов» соответствуют действительности. В Азербайджане не скрывают, что, если данные подтвердятся, в отношении российской стороны будет предпринят демарш. Впрочем, к этому некоторым российским политикам, например, Владимиру Жириновскому, не привыкать. В прошлом году из-за ряда его проармянских высказываний вице-спикер Госдумы едва не был объявлен в Азербайджане персоной нон-грата.
В целом же информация о намерениях Москвы развивать с Карабахом сотрудничество такого же уровня, которое существует с Абхазией — признанным независимым государством, — может означать, что в России определились в отношении модуса разрешения застарелого карабахского конфликта. И это не сулит азербайджанской стороне ничего позитивного.
Не случайно в рамках Минской группы ОБСЕ по Карабаху сопредседатель от России посол Юрий Мерзляков недавно заявил, что планы посредников предполагают со временем проведение в НКР всенародного референдума по статусу края, причем результаты голосования должны иметь «юридически обязывающий характер». Между тем уже сегодня итоги голосования ни у кого, разумеется, никаких сомнений не вызывают — карабахцы не только не желают возвращаться в состав Азербайджана, но и пока упорствуют в стремлении оставить за собой семь районов вокруг своей республики, — так называемую «зону безопасности», которые были заняты в ходе боевых действий. Кстати, сопредседатели Минской группы ОБСЕ от США и Франции с российским коллегой согласны, тут у посредников разногласий нет. Не случайно в ходе визита в Марсель карабахцы сумели договорится о сотрудничестве и на уровне второго по величине и значению города Франции. Все это может свидетельствовать о начале так называемой «ползучей суверенизации» НКР на международном уровне. Неизвестно, правда, воспримут ли столь же болезненно в Баку марсельские контакты карабахцев и станут ли грозить демаршами Парижу.
Между тем в Ереване правительство в очередной раз дало отрицательное заключение на представленный оппозиционной парламентской фракцией «Наследие» законопроект «О признании Нагорно-Карабахской республики». По словам замминистра иностранных дел страны Шаварша Кочаряна, «на настоящем этапе признание НКР нецелесообразно».
Ереван