Итак, произошло именно то, что и ожидалось. Палестинская сторона отказалась от участия в переговорах с Израилем. Об этом заявил 11 марта утром генеральный секретарь Лиги арабских государств Амр Муса. «Палестинцы не готовы вести переговоры в подобных условиях», — подчеркнул он, выступая перед журналистами по окончанию экстренного заседания ЛАГ в Каире.
Всего за несколько часов до заявления Амр Мусы указывалось, что израильско-палестинский переговорный процесс, приостановленный год с лишним назад в связи с прошедшей в секторе Газа масштабной армейской операцией «Литой свинец», возобновляется чуть ли уже не на этой неделе. Только вот переговоры будут не прямыми, как раньше, а вестись через посредников в лице американских дипломатов. Такое решение с трудом буквально «выбили» из сторон прибывшие в регион два видных политика США — спецпосланник Барака Обамы на Ближнем Востоке Джордж Митчелл и вице-президент США Джозеф Байден.
Однако все изменилось мгновенно. Накануне последовало израильское заявление о принятом решении о строительстве 1600 единиц жилья в районе Рамат Шломо в Восточном Иерусалиме. Затем поступила информация об экстренном заседании ЛАГ в Каире. И вот он арабский ответ — никаких переговоров вообще не будет.
Американцы, кажется, сейчас крайне возмущены. При этом именно позицией Израиля. Ведь нынешний еврейский религиозный район Рамат Шломо в Восточном Иерусалиме однозначно воспринимается арабским миром как часть будущей столицы независимого палестинского государства. «Принятие такого решения сейчас, накануне непрямых переговоров, подрывает доверие, так нам необходимое», — заявил Джозеф Байден.
Между тем в ответ израильтяне в очередной раз подчеркнули, что могут вести речь лишь о замораживании строительства на оккупированных землях Западного берега реки Иордан, без Восточного Иерусалима, поскольку воспринимают весь Иерусалим как «единую и неделимую столицу еврейского государства». Еще в середине января премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху в очередной раз заявил, что он никогда не пойдет на шаги, которые привели бы к разделу Иерусалима. Таковы, дескать, были его предвыборные обещания, и он им остается верен.
К тому же, иной раз говорят сейчас в окружении Нетаньяху, и прекращение строительства в еврейских поселениях на Западном берегу не может быть полным, поскольку затрагивает интересы проживающих там людей. Ведь в поселениях обосновались в основном люди религиозные, искренне верящие в то, что вся земля между рекой Иордан и Средиземным морем была вручена евреям самим Богом, а поэтому ничего отдавать арабам и не следует.
В религиозных семьях рождаемость очень высокая. Пять-семь детей в них — явление обычное. Поселения растут, постоянно требуется новое строительство, необходимо и приращивать новые территории. И если власти этого «не понимают» и не берут интересы религиозников в расчет, они всегда готовы говорить на другом языке.
В том числе, например, попытаться развалить существующую правительственную коалицию. Так, например, о своей готовности выйти из правительства Нетаньяху в январе уже заявила фракция партии «Еврейство Торы» в кнессете. Эта партия представляет интересы ультраортодоксального сектора населения, и ее руководство сейчас подчеркивает настоятельную необходимость обеспечения жильем молодых религиозных семей. В первую очередь, естественно, имеются в виду молодые израильтяне, проживающие в еврейских поселениях на Западном берегу реки Иордан.
Однако палестинцы брать в расчет интересы израильских религиозников, естественно, не собираются. Их логика проста — «сионистский враг» должен уйти со всех оккупированных арабских земель. И американцы, кажется, им это обещают. Правда, конечно же, с некоторыми вариациями, но все же. В том числе речь идет и о том, что Восточный Иерусалим в границах 1967 года станет столицей будущего государства Фалястын.
У Вашингтона свой немалый интерес в возобновлении мирных переговоров между израильтянами и палестинцами. Как уже несколько раз подчеркивалось, эта проблема взята под личный контроль президентом США Бараком Обамой. Американцы явно надеются на то, что если им удастся показать себя важным миротворцем в вопросе решения такого запутанного мирового кризиса, как израильско-палестинский, это резко повысит их авторитет в исламском мире, серьезнейшим образом подорванный в связи с военными операциями в Ираке и Афганистане. Возможно, в Вашингтоне даже ожидают, что в случае удачи с израильско-палестинскими переговорами, американцам удастся «сохранить лицо» при решении собственных проблем на Среднев Востоке, откуда скорее всего им все же в обозримом будущем придется выводить войска. Причем в условиях, мягко говоря, «не выигранной» войны.
И поэтому нельзя исключить, что сейчас в Вашингтоне расценивают последнее решение Израиля о расширении строительства в Восточном Иерусалиме и как угрозу для жизней американских солдат в Афганистане и Ираке.
Возможно ли новое давления со стороны США на Израиль? Вполне. Но и премьер-министру Биньямину Нетаньяху отступать с занятых позиций трудно. Ведь израильские религиозники составляли немалую часть его электората. А голосовали они за него и партию «Ликуд» во многом в связи с обещанием не замораживать строительство на Западном берегу и уж точно сохранить «единый Иерусалим» как столицу Израиля. И если давление на израильтян усилится, как это уже бывало в разное время, усилится в свою очередь и давление на американские власти со стороны могущественного произраильского лобби в самих Соединенных Штатах.
Что же касается израильско-палестинского переговорного процесса, то скорее всего, после десятилетий реальных успехов, в первую очередь продемонстрированных Норвежскими соглашениями начала 90-х годов, в настоящее время он все же «больше мертв, чем жив». И надежды на то, что стороны снова сядут за один стол переговоров и о чем-либо договорятся, очень слабы.