14 апреля вступили в активную фазу военно-морские и военно-воздушные учения стран Североатлантического альянса под кодовым названием Brilliant Mariner и Brilliant Ardent. Продлятся они до 22 апреля и пройдут в акваториях Балтийского и Северного морей. В них принимают участие 6500 человек личного состава, 36 надводных кораблей, 4 подводные лодки, 30 летательных аппаратов из Бельгии, Дании, Эстонии, Франции, Германии, Нидерландов, Норвегии, Польши, Испании, Великобритании, США. Военнослужащие нейтральной Швеции участвуют в них на правах партнера.
Как заявил в СМИ представитель командования ВМС Германии в Вильхельмсхафене, цель учений — «проведение силами быстрого реагирования НАТО оперативных мероприятий и разрешение кризисных ситуаций в мире», а также отработка ответной реакции на мировые вызовы, «где бы она не потребовалось».
Полпред России в НАТО Дмитрий Рогозин уже оценил эти манёвры как чисто антироссийские. «Что интересно, — заявил он СМИ, — сценарий приблизительно напоминает натовское видение событий в Грузии. Одно государство пытается отторгнуть часть территории другого государства, для чего ополченцы этой части при поддержке агрессора проводят этнические чистки. ООН попросила НАТО заняться вопросом, чтобы „вернуть мир“ в указанный район».
Об истинных целях натовских манёвров у западных рубежей нашей страны мы побеседовали с руководителем Центра военного прогнозирования полковником Анатолием Цыганком.
«СП»: — В течение последнего месяца это уже второе крупномасштабное учение НАТО в этом регионе. О чем это может свидетельствовать?
— Действительно, только что закончились стартовавшие 17 марта в Прибалтике крупнейшие за последнее десятилетие военно-морские и воздушные учения Baltic Region Training Event («Учебное мероприятие в Балтийском регионе»), в которых участвовали Латвия, Литва, Эстония, Польша, Франция и США. Кроме кораблей и сухопутных войск в них были задействованы: от ВВС Франции — истребители «Mираж 2000C», от ВВС Литвы — L-39 «Aльбатрос», от Польши — истребители F-16 американского производства, от США — самолеты-заправщики.
Не успели остыть моторы боевых машин, опять на границах России гремит пока учебная пальба. Более того, на июнь НАТО запланировало на севере Эстонии, примерно в 100 километрах от российской границы, десятидневные маневры, в которых примут участие ВМС прибалтийских стран и 500 морских пехотинцев США. При этом планируется отработка десантных операций на побережье. В сентябре на Балтике НАТО готовит ещё более масштабные учения, в которых будут задействованы свыше двух тысяч солдат и офицеров Латвии, Литвы, Эстонии и США. Цель учений — проверить способность латвийской армии принять и разместить крупный иностранный контингент на своей территории. Одновременно планируется провести штабные учения для офицерского состава стран Балтии и тренировки по разгрузке транспортных кораблей НАТО. А свидетельствует всё это об одном — Североатлантический альянс готовится к тому, что и отрабатывает на учениях, к развёртыванию на территории прибалтийских стран своих воинских контингентов.
«СП»: — Зачем это нужно натовцам?
— Это нужно США. Они тут заказывают музыку. Как известно, Польша подписала с США договор, в соответствии с которым в 75 километрах от Калининградской области в польском городе Моронг будет развернута американская военная база, где разместятся противоракетные комплексы «Пэтриот», а в дальнейшем ракетные пусковые установки SM-3. Несомненно, это оружие предназначено, в первую очередь, для перехвата российского ответного ядерного удара в случае американской агрессии против нас. Американцы понимают, что при нормальном раскладе политических сил в России рано или поздно мы попытаемся убрать комплексы «Пэтриот» с российского приграничья. Поэтому они с помощью комплекса учений начали создание защитного барьера между своими пусковыми установками в Польше и российскими войсками, способными их в нужный момент нейтрализовать.
«СП»: — Мне кажется несколько сомнительным, чтобы ради защиты нескольких не очень могучих комплексов, затевались столь масштабные учения, причем одно за другим. Может быть, есть и другие цели?
— Дело в том, что разворачивание комплекса «Пэтриот» в Польше — только начало. Главная часть польско-американского договора — размещение здесь пусковых установок SM-3. Это новейшая американская ракета-перехватчик тяжёлых баллистических ракет, которые с нашей стороны и являются единственным надёжным сдерживающим фактором против американской агрессии. Она очень эффективно поражает ракеты, находящиеся в процессе разгона, что важно именно для этого региона. Размещение здесь установок SM-3 сделает нулевыми многие наши усилия по обеспечению ракетно-ядерного паритета с НАТО. Для России это очевидно неприемлемо. Поэтому американцы принимают меры к заблаговременному блокированию противодействия Российской армии в отношении этих комплексов.
«СП»: — Американские цели понятны. А в чём, по вашему мнению, может быть мотивация антироссийских действий Саркози, отправившего на учения так дружески впариваемый Медведеву «Мистраль»?
— Это самая интересная интрига учений. Ведь руководит ими французский адмирал Жан-Луи Кериньяр, причём флагманским кораблём избран «почти уже русский» вертолётоносец. Мотивация может быть традиционной и примитивной — лишний раз щёлкнуть по носу российское руководство. Ведь западные политики, как бы они ни распинались о дружбе, всегда держат фигу в кармане. Другой мотив — заморозить переговоры вокруг «Мистраля».
Саркози за подготовку этой сделки подвергли острой критике и прибалты, и американцы. Париж попытался дезавуировать свою «пророссийскую» акцию заявлением о том, что французы собираются продать нам «Мистраль» без некоторых весьма важных компонентов. Вероятно, речь идёт о боевой информационно-управляющей системе SENIT9. Но без нее «Мистраль» — просто пустое корыто.
«СП»: — На днях заместитель министра обороны России — начальник вооружений Вооруженных сил Владимир Поповкин заявил, что «Мистраль» нам очень нужен для защиты, если потребуется, Калининградского анклава и Курильских островов. Вы в это верите?
— Этот проект — очередная черная дыра армейской реформы. Нам такой корабль просто не нужен, у него нет актуальных задач. Такой большой десантный корабль в принципе может использоваться для того, чтобы проводить высадки морских десантов в далёких от России странах. И то для прикрытия такого большого корабля нужен эскорт — крейсер, пара эсминцев, да еще и авианосец (коего в РФ фактически нет). В случае большой войны этот «Мистраль» в составе ВМФ РФ превращается просто в большую мишень. Уже всем давно понятно, что на дальние берега РФ выбрасывать своих морпехов сможет не скоро, на всех флотах имеется только по бригаде морской пехоты.
Да и вообще «Мистраль» создан в рамках иной, отличной от российской, западной концепции применения морской пехоты и проведения десантных операций — преимущественно на уже очищенное от противника побережье (при этом сами корабли находятся на значительном удалении от береговой черты, в том числе и по причине своей большой осадки). В частности, корабли типа «Мистраль» не могут осуществлять в традиционном для нас понимании высадку боевой техники на плав — они могут только перебрасывать личный состав и технику на берег с помощью 2−4 десантных катеров, что требует их мощной защиты.
Главное — «Мистраль», не вписывается в саму концепцию боевого применения российской морской пехоты. Получив на вооружение такой корабль, наш флот не сможет с его помощью проводить те морские десантные операции, которые отрабатываются уже на протяжении десятилетий, или по крайней мере не получит от него существенной помощи для проведения таких операций.
И еще. Вертолетоносец «Мистраль» будет трудно адаптировать под российское оборудование. Этот корабль предполагает натовское оборудование. Изделие покупается в комплектации: «пустая коробка + ходовая часть», но ведь пустой корпус могут сварить и наши корабелы. Трудно представить ситуацию, когда французы сделают корпус, а мы установим на нем свою оснастку. Сложно приладить к корпусу совершенно чужого проекта, имеющего определенные габаритные характеристики, российское вооружение, электрооборудование и другие технологические составляющие. Для этого, как минимум, нужно, чтобы французские конструкторы строили корабль вместе с нашими корабелами.
Дополнительная причина, по которой корабль не нужен, русские вертолёты во французские ангары и лифты не втиснутся. Опыт уже был. Когда «Мистраль» зашел с визитом в Санкт-Петербург, российские вертолеты Ка-52 и Ка-27 успешно сели на его палубу, но позднее выяснилось, что отечественные винтокрылые машины по высоте не влезают в проем лифта, поэтому их не смогли опустить в вертолетный ангар. Этот конфуз быстро замяли.
Но нынешняя ситуация, когда «Мистраль» приспособили участвовать в антироссийских учениях, полезна для нас. Возможно, она откроет глаза российскому руководству на то, что слова натовских лидеров о готовности сотрудничать с Россией, возможно, никогда не облекутся в конкретные дела. Со всеми вытекающими отсюда выводами.