Беларусь остается единственной страной в Европе, которая не закрыла государственные границы и не приостановила чемпионат страны по футболу. Более того, в субботу команда Александра Лукашенко в 11-й раз стала победителем любительского хоккейного турнира — выходя на лед, президент неоднократно давал понять, что никакие коронавирусы ему не страшны. Болельщики — их традиционно много на трибунах, если играет команда президента — с батькой, видимо, солидарны.
Тем временем на 12 апреля, по данным белорусского Минздрава, количество заболевших достигло 2578 человек, скончались 26 человек. По заверениям властей, у большинства пациентов болезнь проходит в легкой форме, в больницах лечатся более 2 тысяч человек, необходимость в искусственной вентиляции легких есть, примерно, у 50 человек.
На прошлой неделе в Беларусь прибыли представители миссии Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), которые в течение четырех дней с 8 по 11 апреля, посетили несколько медицинских учреждений в Минске, а также Минской и Витебской областях, чтобы понять картину происходящего. В ходе заключительного брифинга представители ВОЗ подчеркнули, что в стране начинается следующая фаза эпидемии COVID-19 — передача в сообществе. Также ВОЗ рекомендовала усиливать меры социального дистанцирования: запретить проведение массовых мероприятий, перевести школы и ВУЗы в режим дистанционного обучения, обеспечить соблюдение карантина инфицированными и другие.
Правда, государственные средства массовой информации интерпретировали доклад ВОЗ по своему. Например, ресурсы Белтелерадиокомпании (БТРК) вышли под заголовком «Миссия ВОЗ полностью поддерживает принимаемые Беларусью меры по борьбе с COVID-19», не уточнив, что представители организации рекомендовали приостановить массовые спортивные мероприятия. В целом, как отмечает политолог Валерий Карбалевич, государственные СМИ продолжают использовать успокаивающую риторику, что иногда приводит к тому, что целевая аудитория — чаще люди старшего поколения — ведут себя менее осторожно, чем могли бы.
Между тем, иностранные СМИ, напротив, склонны рассказывать о ситуации с COVID-19 в Беларуси в темных тонах. Например, телеканал CNN опубликовал материал, в котором сравнивается сегодняшняя реакция президента Беларуси на коронавирус с реакцией властей СССР на аварию на Чернобыльской АЭС. Автор публикации, уроженец Гомеля Виталий Шкларов, рассказывает, что единственный совет, который получила его семья в 1986 году от правительства — это чаще мыться.
В тот злополучный год в пораженных радиацией районах в течение нескольких недель действительно продолжали работать предприятия и школы, где, впрочем, выдавались таблетки стабильного йода, чтобы предотвратить поглощение радиоактивного. А в первый день мая, спустя четыре дня после аварии, в Беларуси, как и по всему союзу, прошло традиционное шествие на День труда. Отметим, что и сегодня, несмотря на эпидемиологическую обстановку, в республике по-прежнему продолжается подготовка к параду в честь Дня Победы, работают предприятия и школы.
Независимые белорусские СМИ в ходе брифинга ВОЗ неоднократно спрашивали у главы миссии Патрика О’Коннора о возможных манипуляций республиканского Минздрава с числом заболевших. О’Коннор таких свидетельств не нашел.
Мы попросили независимого белорусского политолога Валерия Карбалевича прокомментировать реакцию властей на визит ВОЗ и обобщить, как меняется их риторика при осознании опасности эпидемии.
«СП»: — Поменялась ли риторика Александра Лукашенко и белорусских властей после визита миссии ВОЗ?
— Очень любопытна интерпретация итогов миссии ВОЗ, в государственных СМИ она оказалась перевернутой вверх ногами. Информационное издание «БелТА» выводы этой миссии представила под заголовком: «ВОЗ приветствует меры борьбы Беларуси по борьбе с коронавирусом», а на телеканале ОНТ ведущий заявил, что, по мнению миссии, более жесткий карантин не нужен. На самом деле все в точности до наоборот. Представитель ВОЗ в Беларуси сказал, что нужны более жесткие меры дистанцирования и необходимо ввести карантин, глава миссии призвал отказаться от всех массовых мероприятий, перейти на дистанционное обучение и так далее.
«СП»: — Как отреагировали непосредственно власти?
— В определенной мере риторика властей меняется, даже из уст самого Лукашенко звучат призывы соблюдать изоляцию, особенно людям старшего возраста, соблюдать гигиену. Правительство приняло постановление по ограничению массовых мероприятий — не запрещению, подчеркиваю. Условно говоря, нельзя праздновать в кафе и ресторанах дни рождения, свадьбы или поминки. Каникулы в школах продлены еще на неделю, некоторые студенты переходят на удаленное обучение, в сфере обслуживания и сервиса есть настойчивые рекомендации использовать средства индивидуальной защиты. Также появились памятки в публичных местах с призывом соблюдать личную гигиену, социальное дистанцирование и прочее. Одновременно с этим в государственных СМИ часто говорят о том, что не нужно преувеличивать пандемию, что в этом году от пневмонии в Беларуси умерло еще меньше, чем в предыдущие годы, что паника опаснее вируса. Такие противоречивые месседжы направляются в общество.
«СП»: — Каково отношение общества к коронавирусу на фоне противоречивых сведений?
— Я обратил внимание, в Минске значительно увеличилось число людей, которые ходят по улице в масках, большинство из них — молодежь. Люди постарше меньше ходят в масках. Я это объясняю тем, что молодежь не смотрит телевизор, а живет в интернете, старше поколение смотрит белорусский телевизор, а там слышны демобилизирующие призывы, что ничего страшного нет.
«СП»: — А как вообще дела с масками в Беларуси, их можно купить в аптеке?
— После достаточно долгого перерыва маски появились. Я где-то прочитал, что продается не более десяти масок в руки, так что продажи ограничиваются, чтобы быстро не разобрали.
«СП»: — Как развивается ситуация с заболевшими медиками, министр здравоохранения Владимир Караник говорил о 300 заболевших?
— Последние несколько недель сам министр, руководители Минздрава и главврачи настойчиво уверяли, что система охраны здоровья медиков хорошо подготовлена к пандемии: врачи обеспечены всеми костюмами и масками, но как оказалось, 301 человек заболел. Это, очевидно, произошло либо из-за некачественных средств защиты, либо простой нехватки. Теперь сотни волонтеров вынуждены собирать деньги и средства защиты для медиков. Вот такая противоречивая реальность.
«СП»: — CNN сравнивает реакцию Лукашенко в условиях коронавируса с реакцией советской власти на аварию в Чернобыле, можно такие аналогии проводить?
— Такие аналогии проводить можно, потому что любой авторитарный режим не может откровенно разговаривать с народом. Он всегда старается подогнать информационную политику под политические задачи. Поскольку задачи сформулировал Лукашенко — о том, что пандемия это психоз, паника опаснее самого коронавируса — то вся система органов власти от Минздрава до государственных СМИ выполняют эту функцию. Стремятся приукрасить ситуацию и подогнать ответ под вопрос. Любопытно, что сам Лукашенко всячески пытается дистанцироваться от решений по борьбе с пандемией. Меры ограничивающие проведение массовых мероприятий принимаются постановлением правительства, а не указом президента. По опыту других стран, тот же Путин, Зеленский или Трамп регулярно обращаются к народу, объясняют опасность, обсуждают ограничительные меры, Лукашенко этого не делает. Он боится, что его каким-то образом причислят к людям, которые испугались пандемии. Он продолжает играть в хоккей.
Коронавирус в Республике Белорусь и реакция Александра Лукашенко:
Лукашенко заверил, что в Белоруссии никто не умрет от коронавируса
Лукашенко, посмеиваясь над Путиным: Белорусы здоровы от того, что не боятся быть больными
Лукашенко заявил о пике заболеваемости коронавирусом в Белоруссии