Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса в Дзен
В мире / Коронавирус
12 мая 2020 14:24

Как летали самолеты из Китая в январе и феврале

Канадский профессор разоблачил популярный миф о КНР и COVID-19

3338

Какие только конспирологические теории, мифы и вымыслы о пандемии коронавируса мы не слышали. Американская разведка бездоказательно утверждает, что власти КНР скрывали масштабы вспышки, чтобы запастись медицинскими изделиями. Эти обвинения подхватывают западные медиа, рассказывающие, будто COVID-19 был искусственно создан в китайских лабораториях и намеренно распространен по всему миру.

Теперь наши СМИ вслед за Никитой Михалковым панически кричат о чипах, которые скоро будут повсеместно внедряться в людей вместе с вакциной от коронавируса.

Хотелось бы надеяться, что все это не перерастет в массовое безумие и подобные слухи не выльются в действия. Однако уже сейчас в китайских соцсетях все чаще всплывают истории дискриминации китайских эмигрантов в США, вызванные мифами о «китайском происхождении» вируса. А появившаяся несколько дней назад новость об убийстве в Питтсбурге китайского микробиолога, который изучал COVID-19 и, по словам его коллег, стоял на пороге научного открытия, и вовсе нагоняет дурные мысли о причинах этого преступления.

В связи с этим я бы хотел сегодня рассказать об одном занимательном расследовании, которое недавно провел канадский политолог Даниэль Белл. В результате этого расследования ему удалось развенчать один популярный миф о причинах столь быстрого распространения пандемии коронавируса в США и странах Европы.

Читайте также
У России есть всего 8 дней, чтобы не захлебнуться нефтью И у нас, и в мире почти не осталось мощностей по хранению «черного золота»

Обвинения Фергюсона

В начале апреля знаменитый британский историк, профессор Гарвардского университета и журналист Нил Фергюсон (Niall Ferguson) опубликовал в газете The Sunday Times довольно обширную статью, в которой призвал правительство Китая и лично Си Цзиньпина ответить на ряд вопросов о принятых в январе противоэпидемиологических мерах.

В частности, Фергюсон задает такой вопрос: «После того, как 23 января стало ясно, что полномасштабная эпидемия распространилась на весь Хубэй, почему вы запретили любые передвижения из Хубэя в другие провинции Китая, но сохранили авиасообщение зараженной провинции со всем миром?».

Историк утверждает, что международные авиарейсы из Хубэя не были отменены после введения первых транспортных ограничений внутри Китая, и вплоть до начала февраля массы потенциально зараженных китайцев прилетели в Европу и США. Тем самым следует, что Поднебесная якобы безразлично отнеслась к распространению COVID-19 в других странах.

В поддержку данного заявления Фергюсон добавляет, что январь всегда был пиковым месяцем для поездок из Китая в Европу и Америку из-за часто выпадающего на этот месяц китайского Нового года. И в этом году, по словам историка, ничего не изменилось — вплоть до начала февраля самолеты продолжали летать из Уханя в Лондон, Париж, Рим, Нью-Йорк, Сан-Франциско и другие города.

Статья Фергюсона быстро разошлась в мировых СМИ и стала популярна как у либералов, так и у консерваторов. Так, отрывки из статьи перепечатала канадская газета The Globe and Mail, а арабские онлайн-издания активно обсуждали вопросы, заданные историком. Особенно часто на нее ссылались американские политики, не способные признать свою вину в неготовности страны к пандемии.

К слову, руководствуясь такой логикой, это не в меньшей степени касается и России, так как наша страна является популярным пунктом назначения китайских туристов, даже зимой.

Ответ Белла

Удивился словами Фергюсона другой известный ученый — канадский политолог и профессор Университета Цинхуа Даниэль Белл (Daniel A. Bell). Он связался со своим коллегой и попросил его поделиться источниками, подтверждающими, что после закрытия границ 23 января из Хубэя продолжали совершаться международные авиарейсы. Фергюсон прислал следующие источники:

1) Статью из The New York Times, опубликованную 4 апреля и обновленную 15 апреля. В ней говорится, что с момента обнаружения коронавируса в Ухане из Китая в США прилетело 430 тыс. туристов. Но далее газета печатает предположение, которое опровергает утверждение Фергюсона: «56-летний Скотт Лю, уроженец Уханя и импортер текстиля, живущий в Нью-Йорке, 22 января поймал последний коммерческий рейс в США». Таким образом, уже после 22 января, как пишет газета, из Уханя нельзя было попасть в Америку.

2) Статью из японского издания Nikkei, опубликованную 19 марта. Автор публикации пишет, что до 27 января за пределами Китая продолжались групповые поездки китайских туристов. Однако в статье нет и слова и самолетах, покидающих Ухань после 23 января.

Читайте также
Саудиты и американцы вынесли приговор рублю: Третий на рынке нефти — лишний Россию вытесняют с рынка, лишая валютных поступлений в бюджет

3) Два отчета о полетах из Уханя в зарубежные страны за январь и февраль 2020 г. Согласно отчетам, 23 января и после из зараженного города был совершен 31 международный авиарейс. Но в этих же отчетах 26 рейсов были выделены красным цветом, что означает, что их отменили. А насчет оставшихся авиарейсов не было указано, вылетали ли самолеты заполненными пассажирами или пустыми. Учитывая 26 отмененных рейсов, маловероятно, что китайские аэропорты решились бы рисковать, выпуская даже 5 заполненных самолетов.

Чтобы удостовериться в этом, Белл обратился к китайскому приложению Umetrip, которые фиксирует все авиарейсы, совершенные в Китае. Приложение подтвердило, что все международные рейсы, указанные в отчетах Фергюсона, были отменены.

В своем следующем сообщении Фергюсон добавил новый пункт, не упомянутый в его оригинальной статье. Он утверждал, что рейсы из Уханя приземлились в Москве 26, 29, 31 января, а также 2 и 5 февраля. Но как показало Umetrip, все пять самолетов, которые должны были отправиться из Уханя в Москву, фактически вылетели из Гуанчжоу. Это подтверждает также указанное в приложении расстояние, пройденное этими самолетами, — 7010 км. Для перелета их Уханя в Москву необходимо преодолеть 6429 км, а из Гуанчжоу — как раз 7010 км.

Таким образом Белл опроверг очередной миф о распространении COVID-19 в Китае и мире, который, в отличие от конспирологического мусора, упомянутого в начале статьи, действительно требовал взвешенной и профессиональной оценки.


Китай сегодня: Два взгляда на историю: Постмодерн Путина и реализм Си Цзиньпина

Международное положение: МИД КНР: Помпео лжёт и противоречит сам себе

Последние новости
Цитаты
Ян Власов

Cопредседатель Всероссийского союза пациентов, член Совета по правам человека при президенте России, доктор медицинских наук

Максим Шевченко

Журналист, общественный деятель

Всеволод Шимов

Политолог

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня