Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса в Дзен

«Сармат» могут поставить на боевое дежурство «сырым»

Между началом испытаний МБР и ее принятием на вооружение остается все меньше времени

5981

Сверхтяжелая МБР «Сармат» совсем скоро полетит. Об этом в интервью РИА «Новости» рассказал вице-премьер Юрий Борисов, отвечающий в правительстве за оборонно-промышленный комплекс.

Полет будет, разумеется, не боевой, а испытательный. Он состоится в назначенный срок, определенный генеральным конструктором разработки и Министерством обороны.

Собственно, никаких существенных сдвигов вправо по оси времени, несмотря на коронавирус, не произошло. «Руководители интегрированных структур с учетом обстановки в регионах и важности производственных задач принимают все необходимые меры как для сохранения жизни и здоровья сотрудников, так и для обеспечения непрерывности производства. Мониторинг организаций ОПК, в том числе их финансово-экономического состояния, проводится ежедневно, — сказал вице-премьер. — Практически весь состав, задействованный в производстве, продолжал трудиться. На удаленку перевели только сотрудников старше 65 лет и тех, кто мог работать дистанционно. По мере снятия регионами ограничений сектор ОПК будет переводиться в обычный режим».

Впрочем, Борисов, несмотря на весь оптимизм по части победы ВПК над коронавирусом, был предельно осторожен: «Летные испытания будут проводиться в сроки, определенные генконструктором и Минобороны РФ».

Читайте также
Воздушный бой: Украинские генералы готовятся к войне с Россией за небо Для победы над Москвой Киев пытается найти $16,5 млрд

А вот это настораживает, потому что эти сроки совсем скоро наедут на сроки принятия ракеты на вооружение. Потому что в конце прошлого года первый заместитель министра обороны Алексей Криворучко сообщил, что принятие «Сармата» на вооружение ожидается в 2021 году. То есть максимум через полтора года.

А временной запас был изрядный. В начале 2017 года было заявлено, что бросковые испытания ракеты пройдут до конца года. Они прошли, но уже в следующем, 2018 году, ракета под действием порохового ускорителя трижды выходила из шахты. И кратковременно включались двигатели первой ступени. Все, что находится выше первой ступени, было представлено массогабаритным макетом. Такие испытания необходимы для проверки автоматики, расположенной в шахте и системы запуска ускорителя и двигателей первой ступени.

После третьего испытания Дмитрий Рогозин, занимавший тогда пост вице-премьера, немедленно заявил, что совсем скоро начнутся летные испытания.

Но они не начались ни во втором квартале 2019 года, на который указывали источники в ОПК, ни в конце 2019 года, ни весной 2020 года.

Так в чем же проблема? Определенная роль в задержке принадлежит, естественно, миасскому Государственному ракетному центру им. Макеева, который разработал ракету. Разработчик всегда в чем-нибудь да виноват, как показывает история развития вооружений. А также Красноярский машиностроительный завод, который должен построить к летно-конструкторским испытаниям пять ракет. Минимум пять, поскольку это минимальное количество запланированных пусков при условии, что все пойдет должным образом. Пуски должны состояться с космодрома «Плесецк» по полигону Кура, расположенному на Камчатке. Два первых пуска предполагают использование вместо боевой части ее массогабаритного макета.

Но наиболее отличились в подконтрольных Роскосмосу структурах. На стендах Научно-испытательного центра ракетно-космической промышленности планировалось провести огневые испытания двигателей «Сармата». Когда Генпрокуратура заинтересовалась причиной задержки испытаний, выяснилось, что стенды не были реконструированы из-за того, что из выделенных на это дело 3,2 млрд. рублей испарился целый миллиард.

«Сармат» должен сменить на «боевом посту» МБР «Воевода», которую на Западе прозвали «Сатаной» из-за гарантированного прорыва любой из существующих систем ПРО, а также уникальной дальности полета и мощности боевых блоков ракеты. Причем это не модификация старой советской ракеты, созданной в Днепропетровске в КБ «Южное», а абсолютно новая ракета, сделанная макеевцами, что называется, с нуля. Ее дальность превышает 18 тыс. километров, но возможна и орбитальная атака, нацеленная в любую точку планеты. Забрасываемая полезная нагрузка достигает 10 тонн.

Так вот, испытательные пуски МБР Р-36М2 «Воевода» производили 43 раза. На что ушло два с половиной года. При этом она является модификацией ракеты Р-36М УТТХ, которая перед принятием на вооружение и постановкой на боевое дежурство во время лётных испытаний была запущена 62 раза.

Так почему же абсолютно новый «Сармат» перед принятием на вооружение достаточно испытать 5 раз?

Потому ли, что Путин во время традиционного послания к Федеральному собранию в 2018 году среди созданных образцов уникального оружия назвал и «Сармат»? И президента, так сказать, огорчать не положено. Надо во что бы то ни стало поскорее поставить ракету на боевое дежурство. Отчитаться! Разве можно в такой ситуации тратить два с половиной года на какие-то летные испытания. Пусть враг боится не самой ракеты, а ее тактико-технических характеристик.

В то же время закрадываются сомнения относительно того, что с ракетой все в порядке. Как правило, при испытании нового ракетного вооружения ограничиваются максимум двумя бросковыми испытаниями. Почему же их было три?

Читайте также
«Калининград. Всё, что вы не знали про кинжал в сердце Америки, но боялись спросить» Советник Трампа пересказал старую статью в египетской газете и вызвал международный скандал

При этом представляется странным соотношение трех бросковых (когда фактически испытывается не сама ракета, а шахтная пусковая установка) и всего лишь пяти лётных испытаний.

Конечно, при создании баллистических ракет наземного базирования летные испытания порой были ограничены и меньшим количеством пусков, чем в случае с «Воеводой». Ракету средней дальности «Першинг-2» пускали 18 раз. «Минитмен-3» — 16 раз, и при этом уложились в один год. Однако следует учитывать, что в разгар холодной войны денег не считали, и ракеты для испытаний могли выпускать с громадной скоростью.

Но, похоже, российский ОПК намерен установить абсолютный мировой рекорд. Не по скорости производства ракет. А по минимальному количеству испытательных пусков.

А между тем боевая часть «Сармата» уже принята на вооружение. Это гиперзвуковой планирующий блок с ядерным оснащением. И очень хотелось бы, чтобы ракета доставляла его именно туда, куда он должен попасть согласно полетной программе. А для этого ракета должна быть испытана во всех ее режимах работы.


Военное обозрение: МиГ-35 в индийском небе зашел в хвост F-21

Военные новости: До Курил за 10 секунд: Пока Путин хвастал, Абэ втихаря оседлал гиперзвук

Последние новости
Цитаты
Буев Владимир

Президент Национального института системных исследований проблем предпринимательства

Александр Дмитриевский

Историк, публицист, постоянный эксперт Изборского клуба

Станислав Тарасов

Политолог, востоковед

В эфире СП-ТВ
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня