На официальном портале правовой информации опубликован Федеральный закон
Документ получился весьма объемным и занимает 107 страниц. Фактически, это русская версия британского законодательства, согласно которому криптовалюты полностью легальны, но подпадают под понятия иностранных денег, хождение которых регулируются национальными нормами. У британцев — помягче, у нас, в соответствии с ФЗ-259 — пожестче.
Если на территории РФ рубль является единственным официальным платежным средством, то для биткоина и ему подобных «коинов» границу не обозначишь. В законе просто перечислили тех, кому запрещено пользоваться криптовалютами в расчетах. Это «юридические лица, личным законом которых является российское право, филиалы, представительства и иные обособленные подразделения международных организаций и иностранных юридических лиц, компании, созданные на территории РФ, физические лица, фактически находящиеся в РФ не менее 183 дней в течение 12 следующих подряд месяцев».
Подчеркнем, что Россия обновляет свое законодательство о криптовалютах синхронно с Евразийским экономическим союзом и странами БРИКС. Тем не менее, ФЗ-259 явно запоздал, несмотря на то, что регуляторы других стран били в набат в 2018 и 2019 годах, ставших временем «квантового скачка в цифровом отмывании преступных денег».
Согласно отчету Chainalysis 2020 Crypto Crime Report, в прошлом году, как минимум, $2,8 млрд. были «обелены» только через две криптобиржи в рамках ff-ramp (встречных платежей). Речь идет о верхушке айсберга.
Эксперты обратили внимание на счета-однодневки, через которые проходят большие деньги. Они явно тянут на грязные, поскольку «прачечные» никогда не пользуются одним и тем же аккаунтом. В среднем платеж составлял $1 млн.
Есть мнение, что только очень глупые чиновники получают взятки и откаты наличкой. В Сети можно прочесть, что таким «государевым слугам» можно смело присуждать Шнобелевскую премию. Продвинутые же казнокрады и силовики-вымогатели пользуются мобильными (реже аппаратными) кошельками Эфириум на блокчейне с закрытым ключом для доступа. Мол, взломать его фактически невозможно, следовательно, нельзя и доказать факт получения мзды или поборов.
Но что любопытно: в Соединенных Штатах как-то умудряются с этим бороться. Налоговое управление США уведомило своих граждан, что биткоин и другие криптовалюты являются собственностью и должны облагаться налогом на прирост капитала. Операции с использованием виртуальной валюты следует номинировать в американских долларах и о любых сделках необходимо сообщить по форме 8824.
Причем, налоговые службы США облагают доход от операций с цифровыми деньгами по льготной ставке 3,8%, как и прибыль от купли-продажи акций. Брокеры не советуют хитрить даже случайным клиентам.
Можно смело предположить, что янки имеют доступ к основным площадкам Binance и Huobi, на которых, по информации Chainalysis 2020 Crypto Crime Report, и осуществляется «стирка» примерно половины всех грязных преступных денег.
В этой связи следует вспомнить «панамский скандал» вокруг юридической компании Mossack Fonseca, через которую отмывали финансы 214 тысяч компаний, фондов и трастов. Доступ к базе данных MF охраняли тоже закрытым ключом, пусть и не таким сложным, как блокчейн. Тем не менее, без человеческого фактора взломать ее было нельзя, но американцы, когда им потребовалось, смогли.
Разница лишь в том, что тогда они потрясли одного человечка, а сейчас им нужно припугнуть команду сисадминов, каждый из которых имеет доступ к своему сегменту ключа.
Блокчейн, который еще называют «консенсусным алгоритмом», не гарантирует абсолютную безопасность. Напомним, что японская криптовалюта NEM была взломана, как утверждают злые языки, за 20% денег на кошельках Эфириум. Конечно, простым хакерам такие задачки не по зубам, что не скажешь о цифровых спецслужбах.
Англичанин Stefano Paluello, разработчик платформы блокчейн, пишет: «Консенсус algo — это фактическая логика, отвечающая за безопасность блокчейна. Она также самая слабая часть… Проблемы, случившиеся с Ethereum DAO показывают, что блокчейн не был взломан снаружи, а консенсус был обманут изнутри».
Вот еще одно мнение специалиста Ben Wu. Он убежден, что «взломать блокчейн несложно», просто для этого нужны большие деньги. «Из-за распределенного и полуанонимного характера криптовалют гарантии целостности блокчейнов, используемых для этой цели, достаточно сильны, — рассказывает Ben Wu. — Однако, если бы американское правительство захотело этого, то у него, безусловно, получилось бы».
Kyou Zack, программист сервиса BtcNewz, поясняет, как можно получить доступ к владельцам кошельков Эфириум, например, когда один или несколько хакеров обретают контроль над половиной процесса майнинга. Это майнеры-злоумышленники могут создать вторую версию блокчейна, именуемую форком, и обозначить ее как истинную, даже если она мошенническая.
Кстати, в докладе Chainalysis 2020 Crypto Crime Report говорится, что американские правоохранительные органы и регуляторы уже имеют рычаги влияния на криптобиржи. Более того, в США создана программа Chainalysis, с помощью которой можно анализировать транзакции цифровых денег. Как бы там ни было, но биржа Binance, похоже, согласилась сотрудничать с фискальными службами Соединенных Штатов. Во всяком случае, в специальном заявлении сказано: «Binance стремится очистить финансовую преступность в криптографии и улучшить здоровье нашей отрасли».
Короче говоря, использование госслужащими криптовалют несет в себе определенные риски для безопасности государства. В цифровом пространстве нельзя отмыть преступные деньги, не оставляя цифровых следов.
Безусловно, работники «прачечных» будут орать, что это невозможно, тем более, что чинуши, в том числе российские, как правило, с техническим нулем в голове, ведутся на подобные разговоры. Тем самым, они «глотают» крючок американских спецслужб, в частности Агентства национальной безопасности, которое пристально следит за так называемой российской элитой.
Кремль, судя по всему, это понимает, вот и пытается образумить своих алчных и недалеких подданных законом ФЗ-259. Но с учетом того, что так называемая элита давно уже пустила корни за границей и прячет там своих отпрысков и/или жен, надеяться на их законопослушность не приходится.
По сути, с ФЗ-259 Россия опоздала, как минимум, на два года. В Индии аналогичный закон был принят в 2018 году, закрепив абсолютное право рупия на все денежные операции. До этого тамошние чинуши, наркодельцы и силовая мафия отмывали свои грязные доходы через блокчейн-платформы. Теперь же госслужащим и аффилированным с ними лицам запретили даже открывать кошельки Эфириум.
Консалтинг-делец Vishnu Nagesh Kumar, проживающий в Бангалоре (штат Карнатака, Индия) признал, что закон, получивший название «анти-биткоин», увеличил резко спрос на доллары со стороны серого бизнеса. Это значит, что власти при желании могут определить, откуда идут транзакции цифровых денег. Возможно, и не удастся узнать точную сумму, но вычислить отправителя — не проблема.
«Поставив вне закона биткоин, нужно было убрать и доллар, так как покупка «зеленого» означает инвестиции в чужие деньги и признание его альтернативой рупию" — убежден Kumar.